Весьма опасную мысль на днях высказала глава украинского Центра нераспространения ядерного оружия, кандидат политологических наук, доцент Одесского университета Полина Синовец. Пока весь мир опасливо переваривает в головах свежую новость о безвременной кончине российско-американского Договора о ракетах средней и меньшей дальности и размышляет, насколько ближе это событие пододвинуло человечество к пропасти апокалипсиса, названный выше борец в юбке за безоблачное небо над миром узрела внезапно возникшие дополнительные военно-стратегические шансы для своей страны.
По мнению Полины Андреевны, теперь, после свершившегося краха ДРСМД, Киев получил возможность резко приблизить заветную мечту — обзавестись, наконец, неядерным ракетным оружием стратегического характера. Те есть — предварительно заручившись согласием Соединенных Штатов, «проигнорировать договоренности в рамках ассоциации Режима контроля ракетных технологий (РКРТ), по которым мы не производим ракеты с радиусом действия более 500 км. И, воскресив традиции отечественной оборонки, начать производство ракет, крайне необходимых для обеспечения эффективного сдерживания России».
Не уверен, что все наши читатели в курсе, какие именно международные договоренности украинский Центр нераспространения ядерного оружия предлагает Киеву начать решительно игнорировать. Поэтому — для начала краткая справка.
Режим контроля за ракетными технологиями подписан в апреле 1987 года странами «большой семерки» (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Япония и Канада). Впоследствии к РКРТ присоединялись все желающие. Сегодня под документом стоят подписи 32 государств. В том числе — Украины. Рабочим органом режима является «контактный пункт», который заседает в Париже.
Цель РКРТ — контроль за экспортом систем и технологий, которые могли бы способствовать распространению ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять ядерное оружие на большую дальность. Исходя из этого, в мире запрещено распространение технологий, предназначенных для создания систем с боевыми частями массой свыше 500 кг и радиусом стрельбы не менее 300 км.
Да, судя по некоторым данным, в последние годы важнейшее соглашение сильно мешало и продолжает мешать Украине. Потому что в этой стране политики и военные и не скрывают, что их ракетная программа призвана решить главную задачу: создать ощутимую угрозу как можно бОльшей территории России. Естественно, как оговорилась Полина Синовец, исключительно для «эффективного сдерживания» Москвы. В других публикациях давно проскакивает и желательная для этого дальность стрельбы новым оружием — хотя бы порядка 1,5 тысяч километров.
Скажем, именно в таком ключе в октябре 2018 года в украинском издании UkrLife высказался известный в Киеве военный эксперт Валентин Бадрак. А заявил он буквально следующее: лишь новые дальнобойные украинские ракеты, если их в обозримой перспективе удастся создать, способны в корне «поменять риторику переговоров (между РФ и Украиной — „СП“)». Ведь Киев, «вооружившись сотней-двумя таких ракет», сможет диктовать Москве свои условия. Кроме того, благодаря силе оружия с радиусом поражения в 1,5 тыс. км. Украина «сможет отстаивать свою позицию в области евроатлантической интеграции».
В Киеве давно и мечтательно вглядываются в географические карты двух наших стран. Результаты творческих изысканий таких кровожадных «географов» после 2014 года легко найти во многих киевских СМИ. Музыкой для истосковавшихся по русской крови бандеровских сердец звучат названия крупнейших российских промышленных и административных центров, попадающих в гипотетическую зону поражения: Брянск, Краснодар, Саратов, Воронеж, Смоленск, Ростов-на-Дону, Белгород, Курск, Орел, Липецк. Но главный «приз» для таких, конечно же, — Москва. До нее, как давно подсчитали в соседней стране — по прямой лететь всего 466 километров. Это если пусковую установку с соответствующими тактико-техническими характеристиками установить в центре приграничного села с очень говорящим в таком контексте названием — Лютое Сумской области.
В общем, совершенно очевидно: задача «добить до Кремля» перед украинскими конструкторами стоит давно. Под нее выделены кое-какие ресурсы. Прежде всего — головному разработчику, бывшему флагману советской оборонки — КБ «Южное» (ныне Днепр, прежде — Днепропетровск), которое в СССР специализировалось на создании лучших в мире межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. И хотя перед инженерами «Южного» поставили несвойственные им прежде задачи по конструированию тактических и оперативно-тактических крылатых ракет, научный потенциал предприятия позволяет их решить.
Таково мнение, например, хорошо знакомого с прежним потенциалом этого знаменитого в прошлом КБ генерал-полковника Виктора Есина, бывшего начальника Главного штаба РВСН РФ. Вот слова генерала:
— Для создания тактической ракеты у Киева есть научный потенциал, хотя ряд технологий утрачен. Но их можно достаточно оперативно восстановить. Такую разработку способен осуществить «Южмаш» (ГП «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» — бывшее советское, а теперь крупнейшее украинское предприятие по производству ракетно-космической техники — «СП»). При этом сейчас трудно сказать, когда эту ракету примут на вооружение, поскольку нет достаточной информации относительно состояния украинских военно-промышленных предприятий.
Согласитесь — это честная, тревожная и далекая от шапкозакидательства оценка. В таком случае — какой оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) большой дальности, как допускает генерал-полковник Есин, может быть через неизвестный временной промежуток принят Киевом на вооружение?
Это не тайна. В последние годы, как следует из открытых источников, КБ «Южное» резко активизировало работы над ОТРК «Сапсан» (этот проект стартовал еще с 2006 года). Под именем хищной птицы семейства соколиных скрыт весьма интересный по замыслу комплекс, который тремя различными видами ракет, как планируется, окажется в состоянии поражать не только наземные, но и воздушные, и морские цели.
Насколько можно судить, наиболее успешно в КБ «Южное» пока продвигается вариант «Сапсана» для работы по наземным целям. Это оружие имеет отдельное наименование — «Гром-2». По своим характеристикам этот украинский ОТРК, как утверждают в Киеве, является аналогом давно стоящего на вооружении российского комплекса «Искандер-М». Так же, как и «Искандер-М», он представляет собой мобильную пусковую установку с двумя ракетами типа «земля — земля». Наносить удары по противнику сможет, по мнению создателей, на дистанции до 300 (по другим сведениям — до 450) километров.
Да, для стрельбы по Кремлю пока маловато будет. Но если комплекс поставить, к примеру, на боевую позицию у Чонгара — в зоне поражения вся территория Крыма по Севастополь включительно. И одно это заставляет крепко раздумывать, как парировать будущую угрозу.
Вероятно, именно «Гром-2» дальше зенитного и противокорабельного вариантов «Сапсана» продвинулся, главным образом, именно потому, что конструируется на деньги (40 миллионов долларов) Саудовской Аравии, которая намеревается стать и первым покупателем нового оружия. Потому что не инженерные мозги, а как раз финансирование традиционно представляет собой главную проблему для оружейников на современной Украине.
Остроту проблемы несколько снижают печальные итоги первых испытаний, проведенных Украиной в январе 2018 года. Если судить по ним — проектирование в Днепре идет не слишком гладко. Во всяком случае, как сообщают местные источники, «второй образец-демонстратор ракетного двигателя взорвался на стенде, при этом корпус двигателя разрушился на конечном участке его работы из-за нерасчетного повышения давления выше допустимого».
По самым оптимистическим оценкам в Киеве, поступление первых ОТРК «Гром-2» на вооружение ВСУ следует ожидать не ранее 2021 года. Однако, как ни крути, даже тогда ракет с дальностью стрельбы в заявленные 1,5 тысячи километров у украинской армии не будет. На что же там надеются? Похоже — на высокоточную дозвуковую крылатую ракету большой дальности наземного базирования «Коршун», которую также много лет разрабатывает КБ «Южное».
Видимо, над «Коршуном» экс-днепропетровцам приходится корпеть пошибче, чем над «Громом-2». Хотя бы потому, что в этом КБ сроду не делали крылатых ракет. Лишь баллистические. Но только на «Коршуна» Киев и может надеяться, если всерьез рассчитывает хоть когда-нибудь поставить под прицел почти всю европейскую территорию России.
Чтобы довести «Коршуна» до ума, Украине и в самом деле очень кстати ставшее фактом крушение ДРСМД. Потому что теперь ее с политической стороны больше ничего не ограничивает. Остались сугубо конструкторские, производственные и финансовые проблемы. Впрочем, если договориться с американцами — тут пани Синовец, без сомнений, права! — отныне куда легче решить и их. Получив из-за океана не только дополнительные деньги, но и технологии.
Спросите: а зачем это Штатам? Да за тем, что в случае успеха с проектом «Коршун» они к совместной радости с Киевом способны устроить для России внезапно еще недавно совершенно невероятную большую беду. Оборудовать новые стартовые позиции где-нибудь под Харьковом или Черкассами и поставить на них без лишних скандалов с Москвой не собственные «Томагавки», а родные для Украины «Коршуны». С точки зрения стратегических интересов России это будет тот же вид, только сбоку.
Прежде везде и всюду заявлялось, что КР «Коршун» ни за что не превысит еще недавно разрешенную ДРСМД максимальную дальность полета в 500 километров. Однако есть основания полагать, что с самого начала в Киеве закладывалась возможность при случае обойти этот важнейший критерий. Потому что мало кто из специалистов сомневается, что в основу проекта «Коршун» положена советская авиационная стратегическая крылатая ракета большой дальности Х-55. Серийное производство таких было налажено на Харьковском авиазаводе (сейчас — ХГАПП) и шло в период с 1980 по 1987 годы. Естественно, необходимая конструкторская документация, скорее всего, осталась там же.
По крайней мере, внешний вид и размеры (длина и диаметр) обоих образцов оружия весьма схожи. А раз так — схожи должны быть, по логике, и основные тактико-технические характеристики. Но если Х-55 давно летает на дальность до 2,5−3,5 тысячи километров — почему же у «Коршуна» в проекте выходило в пять-семь раз меньше?
Поэтому давайте примем такую гипотезу: освободившись, как предлагает «голубь мира» Полина Синовец, от оков ДРСМД и ассоциации Режима контроля ракетных технологий, Киев и Вашингтон и в самом деле способны совместными силами быстро довести до заводского конвейера проект «Коршун». Как тогда ситуация станет выглядеть с точки зрения нашей безопасности?
Мне кажется, точно так же, как для Израиля сегодня выглядят усилия Ирана по скрытому, но упорному проталкиванию своего ракетного оружия вплотную к пределам еврейского государства. Скажем — в Сирии.
Что в ответ делают израильтяне? Ни на кого не оглядываясь, наносят с воздуха мгновенные ракетно-ядерные удары по местам выгрузки и хранения иранских ракет.
Похоже, что в случае, если Киев с помощью американцев сначала доведет до ума свои «Коршуны», а потом примется разворачивать их у наших пределов, он тоже перейдет Рубикон. Тогда появление российской боевой авиации в украинском небе, увы, скорее всего, станет неизбежным. Потому что альтернативой может оказаться даже не попадание украинской КР в Спасскую башню. Есть варианты пострашнее. Разрушение, предположим, Воронежской, Ростовской или Ленинградской атомных станций. А по Киеву давно маршируют на факельных шествиях чубатые индивидуумы, которых никакие доводы разума не останавливают. Только бомба.
Из досье «СП»
Ожидается, что «Коршун» будет оснащен комбинированной системой управления, которая объединит инерциальную и GPS/GLONASS-навигацию. Противокорабельная версия ракеты получит головку самонаведения для работы на конечном участке полета.
Полет на маршевом участке будет обеспечивать установленный в хвостовой части фюзеляжа турбореактивный двигатель Р95−300, который производится украинской компанией «Мотор Сич» (для ракет Х-55СМ). В Запорожье утверждают, что недавно разработали новый двигатель МС-400, который по характеристикам аналогичен двигателю Р95−300, при этом легче на 50 кг.
Боеголовки — осколочно-фугасная, проникающая и кассетная. Вес — 480 килограммов.
Способна лететь на сверхмалых высотах (менее 50 метров) в режиме огибания рельефа местности.
Новости Украины: Порошенко объявил Украину частью Европы, потому что в ЕС высокие стандарты жизни