Министерство обороны Польши сообщило о приобретении у американской компании «Локхид-Мартин» двадцати пусковых установок HIMARS вместе с сопутствующими боеприпасами за 414 млн. долларов.
«Это чрезвычайно важный элемент реализации программы модернизации Вооруженных сил Польши. Вместе с ракетными пусковыми установками Польша дополнительно получит средства уничтожения, а также пакет материально-технического снабжения и обучения», — говорится в сообщении на сайте ведомства.
HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) — это ракетно-артиллерийская система высокой мобильности, которая представляет собой гибрид реактивной системы залпового огня (РСЗО) и оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК).
Когда только начались разговоры о возможности такого приобретения, в Польше раздались торжествующие голоса: «И у нас будет свой „Искандер“. А то и получше». Однако эти надежды противоречили и здравому смыслу, и инженерным законам. При создании оружия по принципу «два в одном» не стоит рассчитывать на то, что каждая его «половинка» окажется лучшей в мире. Но при этом, конечно, необходимо признать, что HIMARS — это достаточное серьезное вооружение. Будучи расположенным неподалеку от Калининградской области, оно создаст для российских вооруженных сил дополнительную проблему. И хоть она вполне разрешима, но потребует дополнительных ресурсов для сохранения паритета.
HIMARS — это оружие нового тысячелетия. Более того, оно начало энергично дорабатываться с целью повышения боевых возможностей, когда США поняли, что Россия, как и Китай, больше не намерена пассивно наблюдать за тем, как Штаты единолично устанавливают угодный им миропорядок. Собственно, комплекс, его боеприпасы, совершенствуют и поныне.
Приобретаемый Польшей комплекс предназначен для использования в ситуациях, когда необходимо быстрое реагирование. У трехосного полноприводного колесного шасси высокая проходимость и скорость — до 85 км/ч. При этом военно-транспортные самолеты способны перевозить 4 пусковых установки. Сама же ПУ, расположенная на шасси, вместе с боекомплектом весит 5 тонн. В этом и достоинство комплекса, и его неизбежная слабая сторона. Потому что в борьбе со снижением веса пришлось пожертвовать рядом характеристик.
Прежде всего, залповостью. У HIMARS нет направляющих, предназначенных для запуска реактивных снарядов. Их роль выполняет транспортно-пусковой контейнер, снаряженный шестью реактивными снарядами калибра 227 мм. Для нормальной РСЗО это явно маловато — у российских «Смерча» и «Торнадо-С» в залпе 12 снарядов калибра 300 мм. Но американские конструкторы постарались выправить количественное положение за счет качества.
Если раньше в боекомплект входили неуправляемые снаряды, то теперь они исключены. Их место заняли реактивные снаряды GMLRS, имеющие двухканальное управление полетом — от инерциальной системы и от сигнала GPS. Снаряды кассетного типа с различной «начинкой» — от осколочно-фугасной до кумулятивно-проникающей. Максимальная дальность стрельбы — 80 км. Стоимость одного снаряда — 100 тыс. долларов.
Еще дороже стоит оперативно-тактическая ракета ATACMS. Ее последняя модификация MGM-168A ATACMS Block 4A имеет дальность 270 км и круговое вероятное отклонение (КВО) порядка 5 метров. Осколочно-фугасная боевая часть весит 227 кг. Но, судя по всему, она полякам не достанется. Им продают самую дальнобойную ракету, способную улететь на 300 км, — MGM-140B ATACMS Block 1A. Но при этом вес БЧ — 160 кг, что довольно скромно для ОТРК. КВО — 10 метров. На пусковой установке размещается только одна ракета ATACMS. Для повторного пуска необходимо воспользоваться помощью транспортно-заряжающей машины.
Весовые соотношения американского комплекса и российского «Искандера» красноречиво свидетельствуют, что американские конструкторы, даже если бы они поголовно были гениями, не могли приблизиться к возможностям российского ОТРК. Вес колесного шасси — 42 т против 11 т. Вес полезной нагрузки боевой машины — 20 т против 5 т. Вес БЧ — 480 кг против 160 кг. Разумеется, и дальность у «Искандера» выше. Но в пределах 500 км, какими бы инсинуациями не занимался Вашингтон, чтобы выйти из договора по РСМД с «благородным видом».
Исходя из существенной разницы в весогабаритных характеристиках, коренным образом различаются способы преодоления ракетами системы противоракетной обороны противника. Обе ракеты «Искандера» — крылатая и квазибаллистическая — на протяжении почти всего полета маневрируют, что существенно снижает вероятность их перехвата. Обе снабжены техническими средствами преодоления ПРО, к которым относятся как ложные мишени, сопровождающие ракеты в полете, так и аппаратура радиоэлектронной борьбы. Если каждую из ракет по отдельности с какой-то мизерной вероятностью и можно перехватить, то удар, при котором две ракеты — пикирующая с высоты квазибаллистическая и низколетящая крылатая — одновременно ложатся в одну точку, отразить невозможно ни существующими, ни перспективными комплексами ПРО.
Ракеты комплекса HIMARS, как и ее реактивные снаряды для залповой стрельбы, летят по баллистической траектории, которая точно вычисляется компьютером ЗРК. И в нужную точку с упреждением направляется противоракета.
Есть и еще один момент. Двухканальное наведение американских боеприпасов с использованием GPS-сигнала приемлемо для обстреливания противника, не имеющего современных средств РЭБ. Однако с Россией все будет гораздо сложнее. Существует комплекс РЭБ «Поле-21», который способен подавлять спутниковые сигналы позиционирования в радиусе 25 км. При этом комплекс деструктивно воздействует и на приемники этих сигналов, в этом случае зона подавления выше — 150×150 км. В радиотехнических войсках России есть целый ряд и других комплексов, которые способны блокировать канал спутникового наведения ракет — «Красуха-4», «Самарканд», «Борисоглебск-2». Три полка РЭБ, дислоцированные в Калининградской обрасти, способны справиться с «дополнительной польской проблемой».
А без этого канала точность наведения боеприпасов HIMARS сильно снижается. Известен случай, когда в Афганистане в 2001 году ракета с отказавшим спутниковым каналом сильно отклонилась от маршрута и убила 12 мирных жителей в расположенном неподалеку городе Марджа.
Однако массированный обстрел из двадцати пусковых установок может стать определенной проблемой и для расположенной в Калининградской области системы ПВО/ПРО. Ведь даже отклонившиеся от цели 120 реактивных снарядов в одном залпе способны причинить изрядный вред как военным объектам, так и гражданским.
С «заблудившимися» реактивными снарядами придется разбираться двум расположенным в Калининградской области бригадам ПВО, на вооружении которых стоят ЗРС С-400 (4 дивизиона, 32 пусковые установки), а также С-300В4 и модернизированные С-300ПМ2. Можно предположить, что для защиты объектов от ракетных атак придется дополнительно развернуть какое-то количество ЗРПК «Панцирь-С2» или «Панцирь-СМ».
Так что проблема вполне решаемая. Однако при этом следует учесть, что для отражения польской атаки придется зарезервировать дополнительное количество зенитных ракет. А они стоят денег. Причем не только зенитных, но и оперативно-тактических ракет для «Искандера», потому что дополнительные огневые точки противника необходимо будет подавить.
Война в Сирии: Авиаудар коалиции в Сирии привел к гибели 16 мирных жителей
Военные технологии: Статуя Свободы и Золотые ворота первыми падут под ударами русского «Каньона»