МиГ-29: Дели передумал, и просит отгрузить срочно

Индия покупает эскадрилью российских многоцелевых истребителей

  
37129
На фото: МиГ-29
На фото: МиГ-29 (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)
Материал комментируют:

Дели экстренно потребовались русские МиГ-29. Сейчас ВВС Индии ведут переговоры с Москвой о приобретении в срочном порядке 21 многоцелевого истребителя. 12 февраля об этом сообщила газета The Economic Times.

По данным издания, стороны еще в прошлом месяце обсудили условия поставки самолетов. Стоимость одного истребителя составит $ 40,2 млн., общая сумма сделки — $ 846,6 млн., включая обучение персонала и пилотов.

Источники газеты отмечают, что это будет значительно дешевле приобретения французских истребителей Rafale.

Если все это так, мы имеем дело с фирменной непоследовательностью индусов. Напомним, в ноябре 2018 года Индия твердо заявила о намерении отказаться от использования МиГ-29К/КУБ. Было объявлено, что замена российским самолетам будет выбрана в ходе тендера, в котором собрались участвовать США, Франция и Швеция.

Читайте также
Возрождение Ту-160: Зачем Путин заставил летать музейные экспонаты Возрождение Ту-160: Зачем Путин заставил летать музейные экспонаты «Белый лебедь» еще лет 30 будет вводить в дрожь американских генералов, высмеивающих наше «старье»

Как писал в декабре еженедельник «Звезда», индийские военные отзывались о МиГе как о машине, которая «пронизана проблемами». В частности, у них имелись претензии к качеству планера, системе управления и тренировочной программе-симулятору. Больше всего проблем наблюдалось с силовой установкой, вследствие чего с февраля 2010 года из-за заводского брака из эксплуатации изъято 40 двигателей.

«Приземление на палубу авианосца выглядит как жесткая посадка, — жаловались индийские летчики. — Самолет нуждается в частом ремонте. Из-за таких посадок постоянно проявляются структурные дефекты».

В начале февраля 2019 года стало известно: Дели снова недоволен низкой надежностью корабельных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Как пояснил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, «контракты на поставку были заключены еще в 2004 и 2010 годах, более четырех десятков машин, они все уже там», но «от индийцев с 2017 года начали поступать просьбы об обеспечении более высокой надежности».

По его словам, российской стороной были приняты «все необходимые меры». В частности, проведена работа по повышению надежности двигателей, радаров и отдельных приборов, наиболее уязвимых при эксплуатации в условиях перегрузок. При этом Шугаев дал понять, что проблема — в недостаточном мастерстве индийских летчиков. «Надо учитывать особенности эксплуатации индийскими пилотами и тот факт, что пилотирование палубных самолетов требует более высоких навыков», — отметил он.

И вот, после потока жалоб и претензий, Дели все же хочет прикупить именно МиГ-29. Почему — в принципе, понятно: МиГ дешевле конкурентов минимум на 25%. Между тем, Дели надо решать проблему старения парка ВВС Индии. Оптимальная их численность оценивается в 42 эскадрильи, на пике доходило до 37−38, сейчас из-за старения авиапарка упало до 33, а к 2021 году упадет такими темпами до 31 эскадрильи. Дальше провал численности будет еще хуже, так как окончательно начнут снимать с вооружения МиГ-21, МиГ-27.

В такой обстановке решение о покупке МиГ-29 выглядело бы здравым, если бы не скромная численность партии — всего 21 истребитель. Таким количеством крылатых машин проблем ВВС Индии точно не решить.

Но для нас и это неплохо — лучше меньше, чем ничего. По мнению ряда экспертов, в ВКС РФ легкие истребители МиГ оказались менее востребованными, чем тяжелые машины «Сухого». Если еще и с экспортом МиГ не срасталось бы, авиастроительный концерн рисковал оказаться на мели. Так что спасибо Индии.

— Метания индийских партнеров связаны, прежде всего, с экономическими трудностями Индии, — считает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Торгуясь, индийцы предъявляют претензии — иногда реальные, а по большей части надуманные. Так, было много претензий к палубному истребителю МиГ-29КУБ. Правда они, в основном, касались приборов навигационного обслуживания — то есть, систем обеспечения полетов.

Но и в этом случае проблема была не только в «железе». Индийцы, к сожалению, серьезно экономят на обеспечении эксплуатации данного типа самолетов — а от этого очень многое зависит.

Проявляется, кроме того, недоученность индийских пилотов. Одно дело — летать по кругу и в пилотажную зону, и другое — выполнять боевые задачи. Это требует и умения пользоваться навигационным комплексом, и навыков обращения с пушками, управляемыми и неуправляемыми ракетами. Все же воздушный бой — это очень маневренный полет, который требует большого внимания.

Мастерства как раз не хватает индийским пилотам. Они жалуются, что это трудно, что реальная отдача истребителей несопоставима с возможностями, которые описаны в методических пособиях, и которые российские пилоты демонстрируют на показательных полетах и учениях. На деле, главное тут — научиться спрашивать с себя.

«СП»: — Насколько важно для нас, что индусы все-таки купят МиГ-29?

— Это неплохо. Думаю, индийские коллеги поработают с этими истребителями, и накопят необходимый опыт. И я не исключаю, что в конце концов ВВС Индии возьмут МиГ-29 на вооружение.

Напомню, Су-30МКИ они поначалу также брали отдельными партиями, но потом приняли решение собирать машину на своих авиационных заводах в рамках политики Make in India. МиГ-29 мог бы пройти в Индии тот же путь.

«СП»: — Многие в России считают, что МиГ и «Сухой» выступают конкурентами на рынке вооружений. С этим можно согласиться?

— Только отчасти. Надо понимать: это два разных типа истребителей, которые выполняют задачи, так сказать, в разных плоскостях. МиГи — это легкие истребители ближнего боя, которые прикрывают ближние районы, а «Сухие» — истребители дальнего боя, а также сопровождения ударных сил и средств. Замечу, дальность Су-27 позволяет ему в Индии базироваться в любой точке страны, и при этом работать по любому противнику на границах.

Читайте также
Пока Медведев мечтает о "лучших умах", Россия теряет последние Пока Медведев мечтает о «лучших умах», Россия теряет последние Почему в России образованные, талантливые люди не могут найти себе применения

«СП»: — В 2011-м Россия проиграла крупнейший оружейный тендер — на поставку Индии 126 единиц среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA) на $ 10 млрд., на который выставляла МиГ-35. Выиграл «контракт века» французский Rafale. Почему МиГ тогда проиграл?

— МиГ-35 — еще новая машина, и ей требуется комплекс испытаний и доводки. Нужно, кроме того, чтобы истребитель освоили российские летчики, и отработали методику его боевого применения.

Замечу, устранение ошибок — стандартный этап, неизбежный в процессе постановки самолета на крыло. И никаких особо сложных моментов в доводке МиГ-35 я не вижу.

«СП»: — Идея создания легкого фронтового истребителя возникла в 1960-е годы. Военные теоретики США и СССР сошлись во мнении, что для наиболее эффективного применения фронтовой авиации требуется два вида истребителей — тяжелые (взлетной массой около 20 тонн) и легкие (порядка 15 тонн). Можно ли сказать, что МиГи плохо покупают, потому что концепция легкого истребителя устарела?

— Идея разделить истребители на тяжелые и легкие возникла, когда в СССР перешли на истребители с двумя двигателями, и даже двумя кабинами. Это было обусловлено необходимостью выполнения боевой задачи в любых условиях и любой ценой. И такие машины оказались, говоря современным языком, в тренде — он был поддержан и Европой, и США.

Эта концепция до сих пор актуальна. Просто потому, что есть тактические задачи, которые авиация должна решать на поле боя, и есть оперативно-стратегические задачи. Это разные задачи — их не может выполнять один универсальный самолет. Так что МиГ ни в коем случае не следует списывать со счетов.


Новости армии: Венгрия решила продать все свои истребители МиГ-29

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
Каковы основные проблемы Российской армии сегодня?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня