В Израиле в очередной раз поносят Москву и выставляют злейшим врагом. На этот раз это произошло на последней конференции Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета. Хотя у Кремля сохраняется стойкая убежденность в том, что главным более или менее равным партнером по Ближнему Востоку ему доводится только Израиль.
На первый взгляд все логично. Израиль — в экономическом плане одно из самых развитых государств региона. В военном плане он никому здесь не уступает. Как бы иранцы и саудиты не старались, им еще очень далеко до своего еврейского соседа. Кроме того израильское лобби в мире обладает чуть ли не всемогуществом, оттого подружиться с ним через Тель-Авив было бы очень полезно. Но так уж вышло, что с Израилем наладить симбиотические отношения у нас не получилось. В этом плане намного успешнее оказались Соединенные Штаты Америки. И тут не надо вдаваться в теории заговора и прочую ахинею, достаточно просто обратиться к официальным документам и заметить, то Израиль, например, считается главным союзником Вашингтона вне НАТО. Да, не англоязычная и связанная колониальным прошлым со Штатами Австралия или раздавленная и порабощенная по итогам Второй мировой Япония, а именно Израиль.
Само же еврейское государство обязано Вашингтону многим. Например, военная мощь Тель-Авива как раз и зиждется на всеобъемлющей помощи добряка-Дяди Сэма. За годы существования Израиля в него было вложено столько американских денег, что, наверное, даже толстосумы из какой-нибудь ФРС не способны за раз нарисовать столько нулей, при этом не сделав пару перерывов и не посокрушавшись на расточительство.
А что Россия? Ну, когда она была Советским Союзом, в Тель-Авиве почти все поголовно обвиняли ее в антисемитизме. Были причины, хотя по правде говоря, в то время Москва была сконцентрирована больше на антисионизме. Что ж, так уж вышло, что сегодня стараниями отцов-основателей Израиля эти два определения стали практически синонимами. Потом, когда СССР развалился, все резко поменялось, хотя поменялось еще раньше — в поздние восьмидесятые. Наши чиновники стали почитать Израиль как одну из ведущих демократий мира и один из столпов современного цивилизованного мира.
Проблемы начались позже, а точнее — совсем недавно. После вмешательства РФ в сирийский кризис стали очевидны противоречия между Москвой и Тель-Авивом. РФ хотела сохранить Асада, на которого ополчилось полмира, в том числе Израиль. Кроме того Кремль завязал союзнические отношения с Ираном. Для Нетаньяху это было серьезным ударом, как, впрочем, и для всего сионистского мира. Разумеется, популяризации русофильских настроений на Земле обетованной это не способствовало. А вот Штаты продолжали укреплять Израиль, плюс ко всему они подхватили израильскую волну разжигания атииранской истерии. Нетаньяху довел это уже до абсурда, но Штатам, кажется, это только нравилось, и порой они слово в слово повторяли речи израильского премьера по поводу угрозы Тегерана и тому подобное.
Потом Москва вдруг спохватилась и начала заискивать перед Израилем. Можно сколько угодно говорить о принципиальности российских властей и их жесткой позиции по отношению ко всем, кто проявляет агрессию в адрес РФ, однако сбитый Ил-20 Кремль все же простил. Более того, после инцидента Москва первой пошла на контакт и теперь, такое впечатление, всеми силами старается не потерять Тель-Авив. Кажется, теперь она даже активно участвует во многих антииранских проектах, хотя это может показаться полным безумием, ибо в перспективе такие действия могут только спровоцировать ирано-израильскую войну, которая подожжет весь Ближний Восток и не только. Но как же ко всем этим стараниям Кремля относится Израиль?
Ответы на этот вопрос можно найти в идеях, которые обсуждались на очередной конференции Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета, о которой говорилось вначале. Структура эта весьма влиятельна, и ее конференции часто посещают высокопоставленные лица Израиля. Выводы таких конференций гарантированно учитываются отдельными представителями местных властей.
В общем, на мероприятии довольно много внимания было уделено России. К разочарованию особенно реакционно настроенных жителей РФ, рассматривалось наше государство не как друг или союзник, а как угроза. О России говорилось в основном в контексте возможного вывода американских сил из Сирии. По мнению экспертов, для Тель-Авива уход американцев опасен в первую очередь тем, что Ближний Восток при таком раскладе перейдет в «руки» России. И это плохо. Потому что Россия будет способствовать росту нестабильности региона за счет поддержки Ирана. А Израиль заинтересован в выводе персов из соседней арабской республики. Эксперты пришли к следующему выводу — необходимо сохранить присутствие и влияние США. Только такой вариант может в будущем способствовать достижению основных целей Тель-Авива.
Вот как получается, РФ всячески старается выслужиться перед Израилем, прощает ему все, идет ради него на политические жертвы, а в ответ получает фактически плевок.
Российский военный эксперт Алексей Леонков полагает, что поведение Израиля вызывающее, но этого и стоило ожидать, потому как нынешняя политика РФ на Ближнем Востоке идет вразрез с устоявшимся подходом Тель-Авива к дестабилизации региона.
— Это сотрудничество с Израилем с самого момента установления связей делалось на время. Было очевидно, что эта координация на определенный срок. Поэтому говорить о каких-то дружественных отношения нельзя, потому что Израиль все-таки является форпостом США на Ближнем Востоке. И по призыву Израиля всегда приходят США со своими авианосцами, кораблями, самолетами и крылатыми ракетами. Поэтому в тот момента, когда мы вошли в Сирию, были просто найдены какие-то точки соприкосновения, которые ограничили участие Израиля в делах нежелательной для нас стороны. То есть РФ занималась уничтожением террористов, а Тель-Авив там что-то свое делал, не особенно мешая нам. То есть были установлены определенные правила взаимодействия. Эта линия взаимодействия была подобна той, которая была с американцами. Получается, что такими соглашениями мы как бы сдерживали Израиль. Но, как я уже сказал, все это временно. Дело в том, что у Израиля задача следующая — сделать так, чтобы Восток все время горел, пылал. Потому что если Восток пылает, это влияет на многие, в том числе международные процессы. Например, самый очевидный фактор — это цены на нефть. Через это можно их контролировать. К тому же воюющий Восток — это всегда отличный рынок сбыта всевозможных средств вооружения.
«СП»: — Каковой должна быть оптимальная линия поведения российских властей в данном случае?
— Ну, я думаю, она должна оставаться прежней. Мы ее поменяли после того, как был сбит наш Ил-20. РФ выбрала путь, который принесет больше пользы государству, чем сотрудничество с одним Израилем. Потому что сотрудничество с Израилем — это постоянные войны на Ближнем Востоке. И все эти бесконечные конфликты приносили пользу только одному Израилю, ну и его старшему брату в лице США. Нам это никакой пользы не принесло. Война в Сирии, например, нам тоже аукнулась — там были определенные активы, которые легко могли исчезнуть. И вот РФ поменяла политику, сделав ставку на замирение Ближнего Востока. И это в среднесрочной и долгосрочной перспективе принесет России гораздо больше пользы и выгоды, чем сотрудничество с одним маленьким государством под названием Израиль.
Новости о Сирии: «Всё божья роса», — Небензя о реакции Запада на разоблачение «химатаки» в Думе