Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Кошмар над Кашмиром: МиГи сражаются с МиГами

Почему пакистанский перехватчик JF-17 опасен для индийских истребителей «Made in in Russia»

39943

27 февраля во время воздушного боя между F-16 и МиГ-21, ставшего знаменитым на весь мир, с пакистанской стороны в небо над Кашмиром были подняты легкие истребители JF-17 Thunder («Гром» — авт.).

«Громы», по заявлению Исламабада, сыграли важнейшую сдерживающую роль против взлетевшей многочисленной эскадрильи ВВС Индии. Бросив эти машины на перехват противника, Пакистан продемонстрировал не только боевые намерения, но и прорекламировал возможности военно-промышленного комплекса.

В спорном Кашмире пакистанские ВВС активно задействовали два типа JF-17 — Block I и Block II. Первый, как известно, поступил на вооружение в 2007 году и даже стал самолетостроительной сенсацией, второй — появился в 2013. Пакистанский концерн Pakistan Aeronautical Complex (PAC) сегодня выпускает уже по 25 машин данного типа и продолжает наращивать темпы. Кроме того, в 2017 году в строй вошла двухместная версия JF-17, главной целью которой является быстрое обучение пилотов.

Что важно: будучи совместно китайско-пакистанским проектом, JF-17 продолжает совершенствоваться, и во второй половине 2019 года корпорация PAC намерена произвести первый полет версии Block III. А её выпуск планируется начать уже в 2021—2022 годах. С учетом заявленных наворотов, Исламабад обещает своим ВВС машину поколения 4+, с новой китайской ракетой PL-15, которая разрабатывается для истребителя 5-го поколения Chengdu J-20.

Читайте также
Битва за Кашмир: Победила Россия Пакистан оказался слабее Индии из-за старой дружбы с Америкой

Чтобы было понятно, о чем идет речь: JF-17 является модернизацией китайского J-7, который, в свою очередь, был клоном легендарного российского МиГ-21, чья индийская версия «Бизон» — по заявлению Нью-Дели — уничтожила «первоклассный» американский истребитель F-16.

Получается, в небе над Кашмиром друг против друга воевали индийские и пакистанские МиГи, готовые по приказу с земли уничтожить себе подобных.

Впрочем, кое-какая разница в планерах все же имеется. Истребители JF-17 Block II получили накладные фюзеляжные топливные баки, точь-в-точь такие, которые установлены на МиГ-29СМТ. Увеличен также размах крыльев на полметра, что наряду с более солидным запасом топлива, увеличило скорость поворота.

Таким образом, разработчики из PAC и CAC (Chengdu Aircraft Corporation — Китай) по достоинству оценили не до конца раскрытый потенциал МиГ-21. В то же время слабое соотношение тяги и веса, особенно при полном вооружении объективно играет против легендарного самолета в сегодняшних реалиях. Индийцы попытались компенсировать этот минус за счет современной начинки и, главное, ракетного вооружения. В итоге, как показал, опыт боя 27 февраля, «Бизон», хоть и оказался уязвимым перед истребителем 4-го поколения, но смог нанести ему смертельный удар.

Вот и получается: недооценка модернизированного индийского МиГ-21 «Бизон» привела к гибели самого распространенного американского истребителя F-16. С другой стороны — по этой же причине JF-17 ошибочно записывается в 3-е поколение, хотя его качественная авионика, бортовая РЭБ и вполне современные ракеты «воздух-воздух» позволяют на равных сражаться с машинами 4-го поколения.

Как бы там ни было, но ВВС Пакистана, как и ВВС Индии, ставят перед JF-17 и МиГ-21−93 главную задачу в ослаблении противника за счет рискованных атак относительно дешевых самолетов. Пускай и ценой их гибели. Тем более что эти истребители просты в обслуживании и доступны для быстрого обучения. Даже если соотношение потерь окажется два к одному в боях с более мощными противниками, такими как F-16 и МиГ-29, овчинка будет стоить выделки.

В этом плане, летчикам «Бизонов» и «Громов» не позавидуешь. Шансы выжить в воздушном сражении у них, конечно, имеются, но существенно меньше, чем у пилотов современных Cу-30, Су-35 и F-22, F-35.

Именно поэтому пакистанцы учат пилотов JF-17 максимально использовать преимущество в высоте и в ракетах, которые, к слову, лучше, чем на ранних моделях F-16 и МиГ-29. К тому же китайцы, резко продвинувшиеся в передаче данных (достигли стандарта 5G), оборудовали «Громы» очень качественной связью. А это в свою очередь повысило их ситуативную осведомленность, которой остро не хватает «Бизонам».

Но это не все. По данным американской стороны, компания PAC закупила в КНР радары NRIET KLJ-7 (которыми оборудованы современные китайские истребители Chengdu J-10 — авт.) и установила их на JF-17 версии Block II. В этой связи инженеры PAC утверждают, что второй «Гром» способен отслеживать на дальности 105 км сразу до 10 целей, а за счет новых каналов передачи информации может атаковать противника китайскими ракетами большой дальности, в том числе и по наводке с самолетов АВАКС.

Так ли это на самом деле — судить сложно, поскольку новинки появились уже в процессе серийного выпуска. Во всяком случае, будущий JF-17 версии Block III точно будет обладать этими возможностями.

Так что третья «Гроза» уже сейчас позиционируется, как убийца МиГ-29 и Rafale, а также — как достойный дуэлянт для Су-30 МКИ.

Впрочем, заявленные цели вряд ли будут достигнуты из-за слабого движка. Поэтому громкие высказывания об «убийцах» и «дуэлянтах» уместно отнести на рекламу PAC или политический пиар Исламабада, который прямо-таки молится на JF-17. Детище ОКБ Микояна и Гуревича, разработанное еще в середине 1950 годов, сегодня стало предметом национальной гордости пакистанцев.

Читайте также
Воздушный бой в Кашмире: Тайные слабости F-16 становятся явными Плохая новость для США: пакистанский истребитель мог сбить не только Су-30МКИ, но и МиГ-21−93

А Индия предпочла сохранить интригу с истребителями Су-30МКИ, фактически не пустив их в бой в конце февраля. Наблюдатели, в том числе из США, Китая и Пакистана, очень надеялись увидеть российский истребитель 4++ в реальном бою с JF-17. Больше всего, экспертов НАТО волновала мистическая русская ракета К-100, вроде бы уничтожающая цели на сверхдальних расстояниях до 300 км. Однако Нью-Дели решил попридержать их боевой дебют, видимо, не желая заранее раскрывать карты.

Отметим, что корпорации PAC и CAC в начале этого года — еще до пограничного конфликта в Кашмире, объявили о высоком экспортном потенциале будущего истребителя JF-17 Block III. Дескать, его еще нет, а страны третьего мира уже выстроились в очередь. О своем желании приобрести третью «Грозу» заявили Египет, Малайзия, Мьянму и другие государства. Многое, правда, зависит от Пекина: насколько он готов комплектовать новый-старый пакистанский самолет своей ультрасовременной ракетой PL-15.

В целом, активное использование различных версий МиГ-21 в кашмирском конфликте имеет вполне понятное объяснение. Нью-Дели и Исламабад из года в год обновляют арсеналы своих ракет «воздух-воздух», чьи дальность, точность и эффективность сегодня растут быстрее, чем противоракетные возможности новейших истребителей. Поэтому, если уж рисковать боевыми самолетами, то — дешевыми, такими как МиГ-21, которые, тем не менее, в полной мере оправдывают звание «бойцов без правил».


Военные технологии: Воздушный бой в Кашмире: Тайные слабости F-16 становятся явными

Военные новости: Комплекс С-500 поступит в российские войска в ближайшее время

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня