Кошмар над Кашмиром: МиГи сражаются с МиГами

Почему пакистанский перехватчик JF-17 опасен для индийских истребителей «Made in in Russia»

  
39298
На фото: истребитель JF-17 Thunder
На фото: истребитель JF-17 Thunder (Фото: Zuma/TASS)

27 февраля во время воздушного боя между F-16 и МиГ-21, ставшего знаменитым на весь мир, с пакистанской стороны в небо над Кашмиром были подняты легкие истребители JF-17 Thunder («Гром» — авт.).

«Громы», по заявлению Исламабада, сыграли важнейшую сдерживающую роль против взлетевшей многочисленной эскадрильи ВВС Индии. Бросив эти машины на перехват противника, Пакистан продемонстрировал не только боевые намерения, но и прорекламировал возможности военно-промышленного комплекса.

В спорном Кашмире пакистанские ВВС активно задействовали два типа JF-17 — Block I и Block II. Первый, как известно, поступил на вооружение в 2007 году и даже стал самолетостроительной сенсацией, второй — появился в 2013. Пакистанский концерн Pakistan Aeronautical Complex (PAC) сегодня выпускает уже по 25 машин данного типа и продолжает наращивать темпы. Кроме того, в 2017 году в строй вошла двухместная версия JF-17, главной целью которой является быстрое обучение пилотов.

Что важно: будучи совместно китайско-пакистанским проектом, JF-17 продолжает совершенствоваться, и во второй половине 2019 года корпорация PAC намерена произвести первый полет версии Block III. А её выпуск планируется начать уже в 2021—2022 годах. С учетом заявленных наворотов, Исламабад обещает своим ВВС машину поколения 4+, с новой китайской ракетой PL-15, которая разрабатывается для истребителя 5-го поколения Chengdu J-20.

Читайте также
Битва за Кашмир: Победила Россия Битва за Кашмир: Победила Россия Пакистан оказался слабее Индии из-за старой дружбы с Америкой

Чтобы было понятно, о чем идет речь: JF-17 является модернизацией китайского J-7, который, в свою очередь, был клоном легендарного российского МиГ-21, чья индийская версия «Бизон» — по заявлению Нью-Дели — уничтожила «первоклассный» американский истребитель F-16.

Получается, в небе над Кашмиром друг против друга воевали индийские и пакистанские МиГи, готовые по приказу с земли уничтожить себе подобных.

Впрочем, кое-какая разница в планерах все же имеется. Истребители JF-17 Block II получили накладные фюзеляжные топливные баки, точь-в-точь такие, которые установлены на МиГ-29СМТ. Увеличен также размах крыльев на полметра, что наряду с более солидным запасом топлива, увеличило скорость поворота.

Таким образом, разработчики из PAC и CAC (Chengdu Aircraft Corporation — Китай) по достоинству оценили не до конца раскрытый потенциал МиГ-21. В то же время слабое соотношение тяги и веса, особенно при полном вооружении объективно играет против легендарного самолета в сегодняшних реалиях. Индийцы попытались компенсировать этот минус за счет современной начинки и, главное, ракетного вооружения. В итоге, как показал, опыт боя 27 февраля, «Бизон», хоть и оказался уязвимым перед истребителем 4-го поколения, но смог нанести ему смертельный удар.

Вот и получается: недооценка модернизированного индийского МиГ-21 «Бизон» привела к гибели самого распространенного американского истребителя F-16. С другой стороны — по этой же причине JF-17 ошибочно записывается в 3-е поколение, хотя его качественная авионика, бортовая РЭБ и вполне современные ракеты «воздух-воздух» позволяют на равных сражаться с машинами 4-го поколения.

Как бы там ни было, но ВВС Пакистана, как и ВВС Индии, ставят перед JF-17 и МиГ-21−93 главную задачу в ослаблении противника за счет рискованных атак относительно дешевых самолетов. Пускай и ценой их гибели. Тем более что эти истребители просты в обслуживании и доступны для быстрого обучения. Даже если соотношение потерь окажется два к одному в боях с более мощными противниками, такими как F-16 и МиГ-29, овчинка будет стоить выделки.

В этом плане, летчикам «Бизонов» и «Громов» не позавидуешь. Шансы выжить в воздушном сражении у них, конечно, имеются, но существенно меньше, чем у пилотов современных Cу-30, Су-35 и F-22, F-35.

Именно поэтому пакистанцы учат пилотов JF-17 максимально использовать преимущество в высоте и в ракетах, которые, к слову, лучше, чем на ранних моделях F-16 и МиГ-29. К тому же китайцы, резко продвинувшиеся в передаче данных (достигли стандарта 5G), оборудовали «Громы» очень качественной связью. А это в свою очередь повысило их ситуативную осведомленность, которой остро не хватает «Бизонам».

Но это не все. По данным американской стороны, компания PAC закупила в КНР радары NRIET KLJ-7 (которыми оборудованы современные китайские истребители Chengdu J-10 — авт.) и установила их на JF-17 версии Block II. В этой связи инженеры PAC утверждают, что второй «Гром» способен отслеживать на дальности 105 км сразу до 10 целей, а за счет новых каналов передачи информации может атаковать противника китайскими ракетами большой дальности, в том числе и по наводке с самолетов АВАКС.

Так ли это на самом деле — судить сложно, поскольку новинки появились уже в процессе серийного выпуска. Во всяком случае, будущий JF-17 версии Block III точно будет обладать этими возможностями.

Так что третья «Гроза» уже сейчас позиционируется, как убийца МиГ-29 и Rafale, а также — как достойный дуэлянт для Су-30 МКИ.

Впрочем, заявленные цели вряд ли будут достигнуты из-за слабого движка. Поэтому громкие высказывания об «убийцах» и «дуэлянтах» уместно отнести на рекламу PAC или политический пиар Исламабада, который прямо-таки молится на JF-17. Детище ОКБ Микояна и Гуревича, разработанное еще в середине 1950 годов, сегодня стало предметом национальной гордости пакистанцев.

Читайте также
Воздушный бой в Кашмире: Тайные слабости F-16 становятся явными Воздушный бой в Кашмире: Тайные слабости F-16 становятся явными Плохая новость для США: пакистанский истребитель мог сбить не только Су-30МКИ, но и МиГ-21−93

А Индия предпочла сохранить интригу с истребителями Су-30МКИ, фактически не пустив их в бой в конце февраля. Наблюдатели, в том числе из США, Китая и Пакистана, очень надеялись увидеть российский истребитель 4++ в реальном бою с JF-17. Больше всего, экспертов НАТО волновала мистическая русская ракета К-100, вроде бы уничтожающая цели на сверхдальних расстояниях до 300 км. Однако Нью-Дели решил попридержать их боевой дебют, видимо, не желая заранее раскрывать карты.

Отметим, что корпорации PAC и CAC в начале этого года — еще до пограничного конфликта в Кашмире, объявили о высоком экспортном потенциале будущего истребителя JF-17 Block III. Дескать, его еще нет, а страны третьего мира уже выстроились в очередь. О своем желании приобрести третью «Грозу» заявили Египет, Малайзия, Мьянму и другие государства. Многое, правда, зависит от Пекина: насколько он готов комплектовать новый-старый пакистанский самолет своей ультрасовременной ракетой PL-15.

В целом, активное использование различных версий МиГ-21 в кашмирском конфликте имеет вполне понятное объяснение. Нью-Дели и Исламабад из года в год обновляют арсеналы своих ракет «воздух-воздух», чьи дальность, точность и эффективность сегодня растут быстрее, чем противоракетные возможности новейших истребителей. Поэтому, если уж рисковать боевыми самолетами, то — дешевыми, такими как МиГ-21, которые, тем не менее, в полной мере оправдывают звание «бойцов без правил».


Военные технологии: Воздушный бой в Кашмире: Тайные слабости F-16 становятся явными

Военные новости: Комплекс С-500 поступит в российские войска в ближайшее время

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня