Один только МиГ: В небе Индии и Пакистана схлестнулось военное старье

Российско-американская война самолетов в воздухе не прекращается уже более полувека

  
21902
На фото: МиГ-21 ВВС Индии
На фото: МиГ-21 ВВС Индии (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:

Можно считать, что счет войны в воздухе между Индией и Пакистаном пока равный — два сбитых МиГ-21 (предположительно, что один мог пострадать от столкновения с птицей) с одной стороны, уничтоженный F-16 и беспилотный летательный аппарат с другой. Не бог весь какая битва, но она привлекла внимание в первую очередь из-за технической оснащенности двух стран — и у тех, и у других на вооружении большей частью стоят устаревшие модификации самолетов. Индия в большей степени использует еще советские истребители, у Пакистана на вооружении тоже не первой свежести американские. Подавляющего превосходства в воздухе они добиться не смогли, но, как выяснилось, еще неплохо себя показывают в боевых условиях.

Противостояние боевых самолетов американского и советского производства длится уже более полувека, если считать отправной точкой войну в Корее 1951−53 годов. Уже во Вьетнаме в небе схлестнулись лучшие на тот момент истребители МиГ-21 и F-4 «Фантом». Соперничество МиГов и «Фантомов» завершилось поражением американского самолета. Истребителям F-4 за весь период боевых действий с 1966 по 1972 год удалось сбить 54 самолета МиГ-21, а «двадцать первые» уничтожили за это время 103 «Фантома». Двукратное превосходство в боевых условиях сделало советский МиГ необычайно популярным, он длительное время стоял на вооружении всех стран Варшавского договора, был популярен в Югославии, активно шел на экспорт в ряд других стран, в том числе и в Индию.

Читайте также
Израиль, вооруженный Avenger, разгромит Асада без оглядки на русские С-300 Израиль, вооруженный Avenger, разгромит Асада без оглядки на русские С-300 Нетаньяху, воюя против Ирана, в конечном итоге нацелен на уничтожение Дамаска

Индия начала покупать у СССР самолеты МиГ еще в 1962 году. В 1967 году Индия приступила к самостоятельному производству их лицензионных копий в трех основных вариантах — МиГ-21ФЛ, МиГ-21М и МиГ-21 бис, выпустив в общей сложности 657 самолетов. Из них 255 самолетов были в модификации «бис», а 110 истребителей, начиная с 2006 года, были доработаны до уровня «Бизон». Вероятно, что именно эти самолеты участвовали сейчас в воздушных боях в Кашмире. Как минимум один из них был доказуемо сбит, а второй потерпел крушение. При этом индийский МиГ-21 «завалили» F-16 и еще пакистанский беспилотник, подтвердив все еще высокую надежность этого самолета. При этом, сравнивая нынешние индийские самолеты МиГ-21 и пакистанские F-16 в усовершенствованных версиях, они «примерно эквивалентны». При том, что F-16 все же более маневренный и обладает большим радиусом действия. Существенной разницей считается их вооружение — МиГи могут нести ракеты как малой, так и средней дальности, в отличии от пакистанского самолета, который оснащен лишь ракетами «воздух-воздух» средней дальности, с загоризонтной возможностью поражения целей.

Американская ракета AIM-120 в ее обновленной версии, вероятнее всего и поразила МиГ-21, но уже в следующем воздушном столкновении российский Су-30 ВВС Индии уклонился от этих ракет, а одну из них сбил своей ракетой и вышел из боя невредимым. При этом именно присутствие в небе Су-30, являющихся истребителями четвертого поколения, помогло разогнать целую армаду самолетов пакистанских ВВС, в составе которой было восемь американских многоцелевых истребителей F-16, четырех французских Mirage-3 и четырех китайско-пакистанских JF-17 Thunder. МиГи в том бою 4 марта над Кашмиром тоже присутствовали, а один из них успел отличиться воздушной победой.

Тем не менее, совершенно очевидно, что МиГ-21 в составе ВВС Индии, несмотря на модернизацию и доработки, которые включали в себя новые дисплеи и электронику, усовершенствованные двигатели, специальное покрытие корпуса, уменьшающее радиолокационную заметность, уже морально устарели. Не спасает этот самолет и неплохая ракета Р-73 малого радиуса действия, которая управляется с помощью нашлемной системы целеуказаний. Жить «мигарям» осталось лет пять — до полного износа и выработки ресурса. Впрочем, и F-16 пакистанских ВВС уже на ладан дышат, особенно после прекращения поставок новой техники и комплектующих из США.

Вероятно, что нынешний конфликт в Кашмире между Индией и Пакистаном спровоцирует ускорение перевооружений, особенно авиапарков двух стран. Как уже сообщала «Свободная пресса», Пакистан сейчас внимательно присматривается именно к российским вооружениям. Исламабаду привлекательны российские истребители, танки, системы ПВО, особый интерес вызывают многофункциональные истребители Су-35 и ударные вертолеты Ми-28. А вот Дели, при высоком объеме закупок вооружений у России, присматривается, в том числе, и к американским истребителям F-35. Может быть просто торгуются, но если Индия закупит «Молнии» (Lightning), а Пакистан «Фланкеры» (Flanker), то вполне вероятно (с учетом непрекращающегося и долговременного конфликта в Кашмире), что F-35 и Су-35 опять столкнутся в небе. И это уже будет воздушный бой совсем иного уровня между самолетами американского и российского производства.

Читайте также
Секретные испытания «Адмирала Горшкова» заставили Лондон трястись от страха Секретные испытания «Адмирала Горшкова» заставили Лондон трястись от страха Появление в водах Шотландии нашего фрегата вызвало в туманном Альбионе панику с тошнотой и галлюцинациями

— Сам по себе МиГ-21 был очень неплохим самолетом, неслучайно он до сих пор считается самым массовым сверхзвуковым истребителем в мире, только в Советском Союзе таких машин было выпущено более десяти тысяч, а еще в Чехословакии, Индии и Китае, — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. — Его боевое применение отмечено более чем в двух десятках войн и вооруженных конфликтов, «двадцать первый» при сравнительно одинаковых характеристиках с «Фантомом» превосходил американца по количеству побед в воздухе. Тем не менее, время МиГ-21 стремительно уходит, российская армия отказалась от него еще в начале 1990-х годов — тенденции развития истребительной авиации не стоят на месте и необходимо соответствовать внешним угрозам. Индия несомненно откажется от МиГа в пользу новых истребителей, но будет делать это постепенно. Репутацию МиГ-21 в противостоянии с F-16 в определенной степени помог сохранить поединок между этими самолетами в небе над Кашмиром, но помимо сильных сторон выявились и его недостатки. Пилот банально прозевал атаку противника, возможности машины не дали ему возможности уйти из под ракетного удара. «Старичок» еще совсем не плох, но в противостоянии с более современным соперником явно проигрывает. Так что в скором времени может повториться история как с передачей Лаосом танков Т-34, которые «вернулись на Родину», и Индия отдаст нам свои МиГи. Хорошо, если взамен на новые российские истребители, которые купит со скидкой.

Новости об армии: Трамп намерен увеличить расходы на оборону до 750 миллиардов долларов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня