После того, как RAND — стратегический аналитический центр Соединенных Штатов, опубликовал исследование о растущей слабости ВВС США, западное экспертное сообщество запаниковало, а Вашингтон начал лихорадочно искать решение проблемы. «Однополярная эра быстро подходит к концу, поскольку и Россия, и Китай располагают все более способными силами и становятся более склонными к использованию силы для достижения целей внешней политики», — пишут эксперты RAND Алан Вик, Пол Драйер и Джон Мейерс.
Исследование RAND, в том числе методами цифрового моделирования воздушных сражений, привело авторов к выводу, что ВВС США не готовы к длительной войне с РФ и хороши только для борьбы с «туземцами». Но даже в противостоянии с боевиками, к примеру, в 2017 году вылеты составили лишь 80% от того, на чем настаивало командование. И вообще «политические лидеры» явно переоценивают возможности американской армии даже в части затрат на боевые действия. США нужна более эффективная альтернатива, убеждены Алан Вик и Ко из RAND.
Между тем, журнал ВВС США Air Force Magazine называет цифру 80% боеготовности американского авиационного флота не совсем реальной. Чтобы достичь заданной планки, требуется ежегодно выделять сверху еще $750 млн. При этом, как пишет Рейчел Коэн, автор публикации, никто не знает, какие именно самолеты, готовы к войне. Во всяком случае, наиболее грозные истребители Пентагона F-22 Raptor («Хищник») точно не взлетят в полном составе. Что касается F-35, то о них вообще не идет речи.
Но, похоже, командование ВВС США все-таки нашло выход из трудной ситуации. Как следует из недавно опубликованных бюджетных документов по развитию американской боевой авиации, Пентагон сделает ставку на самолеты F-15EX поколения 4 ++, которые начнут вводиться в строй в начале 20-х годов.
Производитель Boeing уже назвал F-15EX новым истребителем бесспорного превосходства со скоростью 2,5 Маха и полезной нагрузкой оружия до 22 ракет «воздух-воздух», тогда как F-22 ограничен 2,25 Маха и восемью ракетами. Это более чем удивительно, ведь даже согласно военным отчетам США, его предшественник F-15C был не в состоянии соответствовать возможностям Су-30 и Су-35.
Если верить американским источникам, сегодня флот F-15C насчитывает 200 истребителей, большинство из которых вошло в ВВС США в конце 1970-х годов и в 1980-годах. Для них характерна структурная усталость, которая уже привела к ограничениям скоростей эксплуатируемых самолетов.
Согласно заявлению Пентагона, «замена этих самолетов все больше рассматривается как жизненно важная, учитывая быстро растущие вызовы американскому превосходству в воздухе».
А ведь еще недавно, «жизненно важным» истребителем американского превосходства в воздухе за океаном дружно называли F-35, который все чаще именуют одноразовым самолетом.
Кто не в курсе: концепцию наших передовых «сушек» американцы обозначили платформой Roryity, то есть объединяющей в себе скорость, маневренность и ракетное вооружение. Долгое время западное экспертное сообщество считало Roryity морально устаревшей. Но в машине F-15EX решено было воплотить именно те идеи, которые уже реализованы в Су-30 и Су-35 поколения 4+ и 4 ++ соответственно. Значит, Boeing с молчаливого согласия Пентагона уже не ставит в центр качества новых истребителей малозаметность, которую еще недавно называли «священной коровой» заокеанского самолетостроения.
С другой стороны, Су-30 и Су-35 являются модернизацией Су-27 — самолета, который в советское время разрабатывался как эффективный перехватчик F-15. Кстати, американцы создали F-22 Raptor, как убийцу Су-27, но «Хищник» оказался настолько дорогим, что не стал адекватным ответом на «русский вызов».
А вот 27-я «сушка», как показала время, обладала огромным потенциалом для модернизаций. Её корпус позволил внедрить ряд новых технологий, включая трехмерную векторизацию тяги, причем за несоизмеримо меньшие деньги, чем обошелся американской казне переход на F-22 и F-35.
Ладно бы, если русские сделали самолет только для себя, сокрушается Air Force Magazine, но РФ экспортирует «сушки» в третьи страны, причем, в больших количествах — от Уганды до Венесуэлы. К слову, наличие в боливарианских ВВС Су-30МКВ до сих пор сдерживает Америку от нападения на Каракас, несмотря на имеющий мандат Организации американских государств.
По идее, ВВС США должны создать кулак из F-22, чтобы расправиться с неугодным правительством Мадуро, но 187 «Хищников», имеющих в звездно-полосатой авиации, явно недостаточно для проведения этой операции. В октябре прошлого года ураган Ирма уничтожил или повредил часть истребителей Raptor; другая более значительная часть дежурит на Ближнем Востоке. А то, что имеется в распоряжении Пентагона непосредственно в Америке, видимо, относятся к небоеготовым самолетам, о которых сообщил Air Force Magazine.
Как бы там ни было, но решение о доводке F-15C до уровня Су-35 было принято из-за полномасштабного кризиса ВВС США, как силы, которая сегодня не отвечает даже самым простым вызовам, включая венесуэльское «непослушание».
Уже известно, что корпорация Boeing планирует поставлять по 18 F-15EX ежегодно, начиная с 2021 года, а в 2020 году в строй войдет пробная партия из восьми истребителей. Что интересно: в требовании к новинке сказано, что истребитель должен быть предельно простой в техническом обслуживании, не уступая по этой характеристике российскому самолету Су-35. Более того, если сравнить с сегодняшними тратами на эксплуатацию F-15C, он должен себя окупить за 12−15 лет службы. Чтобы достичь этого, американцам придется сделать машину, не уступающую по надежности перехватчикам КБ «Сухого».
Впрочем, даже инженеры корпорации Boeing признали, что истребителю F-15EX все равно не хватит маневренности Су-30 и Су-35, поэтому было решено усилить новую машину за счет инновационной аппаратуры. На новых «эф-пятнадцатых» установят более мощный радар, чем даже тот, который оборудован F-35, и «подвесят» новейшие ракеты AIM-120D с большой дальностью полета — до 180 км. Также разработчики обещают летчикам бортовую систему РЭБ, значительно опережающую «начинку» Raptor.
Отметим также, что передача ноу-хау из F-35 в F-15EX может рассматриваться, как начало конца американской программы истребителя пятого поколения, на которую потратили общей сложности $1,5 триллиона. Что касается Raptor, то и здесь имеются проблемы: нужны гигантские усилия и средства, чтобы произвести рестарт производства F-22. Поэтому, несмотря на призывы ряда вашингтонских «ястребов», новые «Хищники» больше не появятся в ВВС США.
Итак, американцы, по сути дела, позаимствовали многие идеи и, скорей всего, технические решения из наших самолетов «Сухого», чтобы сделать свой F-15EX. Видимо, результаты копирования (по сути, воровства) автомата Калашникова так понравились заокеанским оружейникам, что те решили «присмотреться поближе» уже к боевым самолетам из страны-бензоколонки. Причем, корпорация Boeing не устает себя нахваливать, что не прекратила выпуск F-15 по экспортным контрактам. Дескать, тем самым сохранила технологические компетенции.
Военные новости: Ядерный беспилотник «Посейдон» угодил в Сеть
Военные технологии: В России разрабатывают фрегаты, способные нести почти 50 крылатых ракет