«Адмирал Горшков»: Вместо войны в Сирии станет гостем на чужом параде

Наш новейший фрегат научит китайцев, как ни в коем случае нельзя строить боевые корабли

  
37943
На фото: фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков"
На фото: фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (Фото: Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)

Те, кто внимательно наблюдает за событиями в Сирии, еще недавно были уверены, что отряд кораблей Северного флота во главе с новейшим многоцелевым фрегатом «Адмирал Горшков», вышедший в свой первый дальний поход из Североморска 26 февраля, вскоре существенно усилит состав постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземном море. Тем более, что уже практически началась операция по освобождению провинции Идлиб от боевиков, а крылатые ракеты «Калибр», стоящие на фрегате, могли бы стать весомым аргументом во вспыхнувших боевых действиях. Но внезапно выяснилось, что конечной целью североморцев является вовсе не Сирия. И вообще не Средиземное море.

Это стало понятным 21 марта, когда корабли Северного флота вдруг круто сменили курс к югу, вошли в Суэцкий канал, а следом — в Красное море. В Сети мгновенно вскипела новая волна предположений о конечном пункте тут же ставшего крайне загадочным похода. Тут и выяснилось, что на самом деле отряд российских кораблей следует вовсе не на ближневосточную войну. Цели его похода куда смиренней и носят, по сути, рекламный характер. В интересах будущего нашего экспорта вооружений.

Как выяснил специализированный портал Mil. Press FlotProm, на самом деле «Адмирал Горшков», судно тылового обеспечения «Эльбрус», спасательный буксир «Николай Чикер» и средний морской танкер «Кама» направляются в Южно-Китайское море. По пути они посетят порты Индии и Вьетнама. А во второй половине апреля займут свое место в парадном строю кораблей и судов Военно-Морских сил НОАК.

Читайте также
"Балканский рубеж" стал анестезией от политического бессилия России «Балканский рубеж» стал анестезией от политического бессилия России Глянцевый патриотизм или почему киноверсия марш-броска наших десантников на Приштину вышла в топ проката

Дело в том, что 23 апреля 2019 года китайский флот, одно из любимых детищ нынешнего Пекина, наверняка максимально торжественным военно-морским парадом отметит 70-ю годовщину своего существования. Пока о плане и составе участников предстоящего праздника ничего не известно. Но можно предположить, что в апреле о нем вынужденно заговорит весь мир.

Во-первых, потому, что тогда мы наверняка обнаружим, как в грозные кильватерные колонны китайцы разом вытянут столько кораблей и судов, сколько нынче вообще не в состоянии одновременно вывести в море ни один другой военно-морской флот. Во всяком случае, ровно год назад, 12 апреля 2018 года, в предыдущем подобном, хотя и вовсе «неюбилейном» параде, китайцы выставили сразу 76 самолетов и вертолетов, 48 крупных кораблей.

По сообщениям китайских СМИ, на том очень впечатляющем океанском смотре миру были продемонстрированы одновременно семь боевых групп ВМС Народно-освободительной армии Китая. Это «авианесущая группа, группа стратегического назначения, подводная группа, группа дальних боевых походов, группа морского десанта, группа береговой охраны и группа координации и поддержки».

Перед новейшим ракетным эсминцем «Чаньгша» (тип 052D), на котором держал свой флаг сам лидер КНР Си Цзиньпин, двумя длиннющими кильватерными колоннами прошли авианосец «Ляонин» (бывший недостроенный советский ТАКР «Варяг», купленный в 90-е у Украины по цене металлолома), шесть стратегических и многоцелевых атомных ракетных подводных крейсеров, шесть дизель-электрических подводных лодок, одиннадцать эсминцев УРО, три фрегата, восемь корветов, по два десантно-вертолетных корабля-дока и больших десантных корабля

Второе важнейшее обстоятельство: вовсе не случайно в Пекине местом проведения и прошлогоднего, и предстоящего парада выбрано Южно-Китайское море. Оно стало в последние годы настоящим «яблоком раздора» между КНР, Соединенными Штатами, Вьетнамом, Филиппинами, Тайванем, Малайзией, Японией и даже Брунеем. Все перечисленные страны, за исключением США, претендуют на архипелаг Спратли (китайский вариант — Наньша) и Парасельские острова (китайский вариант — Сиша), ключевой контрольный пункт на самой оживленной сегодня океанской торговой дороге. А слабеющие американцы по худой привычке тщатся оставить за собой решающий арбитраж в этом споре.

Под предлогом «обеспечения свободы судоходства» в Мировом океане, Пентагон раз за разом организует явные политические провокации, слишком самоуверенно дергая за усы «Желтого дракона». Для чего регулярно отправляет в эти широты стратегические бомбардировщики и ракетные корабли. Пекин принимает решительные ответные меры. Дело пока обходится без артиллерийской пальбы, но ситуация часто буквально в шаге от нее.

Как это случилось, например, полгода назад, 30 сентября 2018 года. В тот день эсминец Тихоокеанского флота ВМС США USS Decatur по версии МИД КНР «без разрешения Китая» подошел к островам Спратли, которые американцы считают спорными. Путь Decatur решительно преградил эсминец ВМС армии КНР Luyang. Он не раз на предельной малой (до 40 метров!) дистанции пересекал курс американского корабля. Чтобы избежать столкновения, тот вынужден был многократно резко менять курс и стопорить ход. И в конце концов убрался восвояси.

О степени политической обостренности «проблемы Южно-Китайского моря» красноречивей всего, на мой взгляд, свидетельствует такой факт. 20 декабря 2018 года контр-адмирал ВМС КНР Лу Юань сделал заявление, заставившее вздрогнуть многих в Штатах. По мнению адмирала, в последнее время американцы в этих водах стали позволять себе слишком многое. А чтобы охладить их воинственный пыл, было бы неплохо, полагает Лу Юань, возле спорных островов «всего двумя ударами ВМС КНР» потопить пару авианосцев США. И, таким образом, махом отправить на океанское дно минимум 10 тысяч янки во флотской форме. Он заявил, что Китай должен «использовать свою силу, чтобы атаковать недостатки противника», нацеливаясь «туда, где враг боится удара».

Эту риторику Майкл Пек, эксперт американского военно-аналитического журнала The National Interest, расценил как крайне опасную. Он предположил, что в подобном случае КНР ждет судьба Японии после известной внезапной атаки гавайской базы ВМС США Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Поскольку в реальности при потере хотя бы единого авианосца ни один американский президент просто не сможет сдержать Пентагон от мгновенного массированного удара возмездия по Китаю. Иными слова — тогда человечеству гарантирована большая война на Тихом океане.

Вот в эту-то круто заваренную военно-политическую кашу и держит сегодня курс наш отряд во главе с «Адмиралом Горшковым». Внешне его появление на чужом празднике будет выглядеть как ответная дипломатическая любезность Москвы за участие китайского ракетного эсминца «Хэйфэй» и сопровождавшего его фрегата УРО «Юньчен» в первом в новейшей истории России Главном военно-морском параде, состоявшемся в Санкт-Петербурге и Кронштадте в июле 2017 года. Но, по сути, хождение кораблей Северного флота «за три моря» должно показать американцам, что на океанских просторах мы с китайцами готовы спина к спине противостоять попыткам сберечь быстро тонущую гегемонию ВМС СЩА.

Вот только вопрос: а так ли в этом деле необходима Пекину наша помощь? И многое ли в назревающей неядерной войне за Южно-Китайское море способны мы добавить к боевой мощи ВМС КНР?

Прежде всего, у тех, кто в Москве планировал нынешний поход североморцев, хотелось бы спросить: а зачем, собственно, в эту почти «кругосветку» отправили именно «Адмирала Горшкова»? Только потому, что на сегодня у России нет крупного надводного корабля поновее?

Как представляется, тогда сделанный выбор не только странен, но и совсем неудачен. Потому что если таким образом мы пожелали одновременно продемонстрировать самым крупным зарубежным покупателям российских боевых кораблей из Индии, Вьетнама и Китая последние достижения отечественной оборонки, то эффекта добьемся ровно противоположного.

Появление «Адмирала Горшкова» в крупнейших портах названных стран просто не может обойтись без подробного рассказа в индийских, вьетнамских и китайских СМИ о печальной истории строительства этого российского фрегата в Санкт-Петербурге. Для тех, кто не в курсе: заложенный на Северной верфи в феврале 2006 года, наш головной корабль проекта 22350 стоимостью в полмиллиарда долларов США стал одним из самых скандальных отечественных долгостроев.

Если вкратце: питерские судостроители лишь через восемь лет после начала работ сумели передать флоту «Адмирала Горшкова» для ходовых испытаний. Потом начались многолетние мучения промышленности и моряков с доведением до ума его системы ПВО, основу которой на этом корабле составляет зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут».

Когда ожидание стало совсем уж неприличным, в июле 2018 года (спустя аж 12 лет после закладки!), в канун очередного Дня ВМФ РФ, акт госкомиссии был, наконец, подписан. Как вскоре выяснилось — авансом. Поскольку многострадальный «Полимент-Редут» к тому времени надежно поражать воздушные цели все равно не желал. И лишь в октябре минувшего года, уже в Баренцевом море, мучения с этим ЗРК наконец счастливо завершились серией успешных испытательных стрельб «Адмирала Горшкова» на полигоне Северного флота.

Кто-нибудь может надеяться, что все эти злоключения ускользнут от внимания вьетнамской, индийской и — особенно! — китайской прессы? Тогда закономерен вопрос: что, собственно, мы вознамерились азиатским партнерам рекламировать этим походом?

Вы все же попробуйте вообразить, с каким любопытством станут разглядывать это дитя многолетних злоключений российского ВПК китайские судостроители! Которые намного более сложные и мощные боевые корабли давно научились выпекать буквально как бабушка пирожки.

Сравнительно недавно Международный институт стратегических исследований (IISS) официально отметил: «С 2000 года в Китае построено больше подводных лодок, эсминцев, фрегатов, чем в Японии, Южной Корее и Индии (вместе взятых — „СП“). Общий тоннаж новых военных кораблей, выпущенных Китаем только за последние четыре года, значительно превышает общий тоннаж французского флота».

Согласно планам строительства китайского флота, всего через десяток лет, к 2030 году, в его распоряжении будет сразу шесть многоцелевых авианосцев. Для их сопровождения в Мировом океане к тому же сроку ВМС КНР получат не менее 18 эсминцев УРО типа 052С и типа 052D, а также до 16 крупнейших в мире ракетных эсминцев типа 055. Из открытых источников известно, что, скажем, серию «тип 055» Китай начал строить только в 2014 году. Но первые четыре суперэсминца уже спущены на воду и доводятся до ума на плаву. Еще два — на стадии секционной сборки. Ау, как на этом фоне выглядят те 12 лет, которые мы в мучениях создавали одного-единственного «Адмирала Горшкова»?

Для более полного представления о названных кораблях приведу лишь несколько сравнительных цифр. Каждый эсминец типа 055 в два с половиной раза крупнее «Адмирала Горшкова» (полное водоизмещение «китайца» 12000 тонн против наших 5400 тонн). В вертикальных пусковых установках такого эсминца можно одновременно разместить до 128 противолодочных, зенитных и тактических крылатых ракет. На «Горшкове» ровно в восемь раз меньше — максимум до 16 крылатых ракет «Оникс» или «Калибр».

Читайте также
Русское «изделие 305» в Сирии: Идлиб закидают «Хризантемами» Русское «изделие 305» в Сирии: Идлиб закидают «Хризантемами» Теперь для победы нашей армии достаточно одних только вертолетов, вооруженных новой ракетой

Так кого и чем мы из Заполярья через Атлантику, Индийский и Тихий океаны отправились удивлять в далекую Азию? Не проще ли и не дешевле ли было бы, если уж так нужна политическая демонстрация Вашингтону нашего растущего военно-морского единения с китайцами, отправить на их парад из Владивостока, предположим, гвардейский ракетный крейсер «Варяг»? Во-первых, в 2015 году он с кораблями ВМС КНР уже участвовал в совместных учениях «Морское взаимодействие». А в октябре 2018 года посещал порт Циндао по пути на боевую службу в Индийский океан.

Кроме того, ежели и «Варяг» рядом с новейшими китайскими крейсерами и эсминцами кому-то показался бы слегка староватым, всегда можно отмахнуться: «Ну, а что вы хотите? Он спущен на воду еще в СССР в 1983 году». Гордо умолчав, что в области кораблестроения мы с той поры совершенно разучились делать даже то, что умели. И давно с безнадежной завистью смотрим на потрясающие достижения своих бывших учеников из Китая.

А в это время

Военно-политическая обстановка в Южно-Китайском море на глазах становится просто обжигающей. В минувшую пятницу, 22 марта, Вьетнам выразил официальный протест Китаю за потопление 6 марта вьетнамской рыболовной шхуны в районе архипелага Хоангша (вьетнамское название Парасельских островов). В момент пограничного инцидента судно с пятью рыбаками на борту находилось на якорной стоянке около острова Далой. Людей удалось спасти рыбопромысловыми судами, которые вели добычу поблизости.

А 25 марта два корабля ВМС США — эсминец УРО Curtis Wilbur (четвертый в серии «Арли Берк») и катер береговой охраны Bertholf (головной в новом классе «Legend») совершили очередной проход через Тайваньский пролив, соединяющий Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря. Об этом сообщило американское военно-морское командование. «Проход кораблей транзитом через Тайваньский пролив предпринят, чтобы продемонстрировать приверженность США свободе и открытости Индо-Тихоокеанского региона», — сказано в заявлении.

Наблюдатели не сомневаются, что Пентагоном сделан очередной шаг в направлении сознательного обострения отношений между Пекином и Вашингтоном.

Новости мира: Израиль атаковал сектор Газа после обстрела Тель-Авива

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
Как вы проведете «майские каникулы»?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня