Норвегия уже не первый раз сетует на тот факт, что российские комплексы РЭБ, расположенные рядом с норвежскими границами, «глушат» сигналы GPS и представляют серьезную опасность для безопасности страны. Проведенный сейчас специалистами из Осло эксперимент зафиксировал установку помех комплексами радиоэлектронной борьбы. Были даже представлены изображения, на которых можно увидеть диапазон работы GPS сигнала и установленные помехи, которые практически полностью заглушают нормальную работу системы глобального позиционирования в радиусе 150−200 километров.
Это первое свидетельство воздействия комплексов РЭБ на работу системы GPS на севере Норвегии. При этом, как отмечают аналитики, несмотря на тот факт, что на российско-норвежской границе действительно находятся развернутые комплексы «Красуха-4», причин для их постоянной работы нет.
Заметим, Норвегия — страна НАТО, которая в силу географического положения способна отслеживать выходы российских АПЛ через Баренцево море в Мировой океан. На территории этой страны появилась в 2017 году военная база США, численность которой сейчас увеличена в два раза. Помимо этого американские военные ведут в Норвегии строительство радиолокационной станции, модернизируют несколько аэродромов и портовый терминал Гротсунд, который сможет принимать атомные субмарины.
Контролируется с берегов этой страны и вход в Арктику — Северный морской путь. А с учетом регулярных учений альянса вблизи российских границ, было бы наивным полагать, что армия России будет молча за этим наблюдать.
«Российские подразделения РЭБ обладают заоблачными возможностями», — пессимистично констатирует командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес. Американцы осознали, что новейшее российское электронное оружие полностью парализует функционирование электроники, установленной на ракетах, самолетах и кораблях. «Достижения России в области радиоэлектронной борьбы сводят на нет все преимущества высокотехнологичного оружия, стоящего на вооружении НАТО», — признавал и бригадный генерал Франк Горенк.
Так что паника в рядах норвежских военных, которых так накрутили американские коллеги, вполне объяснима. Они даже попытались списать на действие российских комплексов РЭБ столкновение своего корабля ВМС с танкером осенью 2018 года близ берегов Норвегии, объясняя инцидент именно заглушенным GPS сигналом. При этом очевидцы происшествия с крушением фрегата НАТО поразились тогда в большей степени непрофессионализмом самих норвежских военных моряков, умудрившихся довести ситуацию до абсурдной, и врезавшихся при хороших погодных условиях в гражданское судно. Списали на русских — так проще.
— Ни США, ни другие армии НАТО никогда не воевали в условиях подавления связи, поэтому понятия не имеют, как в таких ситуациях действовать, — считает военный обозреватель Владислав Шурыгин. — У них отсутствует тактика и алгоритм действий, они совершенно не подготовлены к ведению боевых действий в условиях отсутствия связи. Американцы не обладают такими обширными возможностями РЭБ, какими обладает Россия.
У них, надо отдать должное, очень хорошая радиоразведка, они могут вести по всему миру «прослушку», но по выведению аппаратуры из строя — здесь их возможности до аналогичных показателей российской армии явно не дотягивают.
И вот еще какой нюанс — станция РЭБ не работает в круглосуточном режиме, как, например, радиолокационная станция. Ее воздействие кратковременно и, как у любого другого оружия, направлено на конкретную цель. Так что нынешняя паника в Норвегии из-за утраченной связи GPS, мягко говоря, не соответствует действительности.
За последние годы российский ВПК запустил в войска целую серию средств радиоэлектронной борьбы, которые способны свести на нет возможные атаки потенциального противника с неба, земли и воды.
Скажем, мобильный комплекс «Ртуть-БМ» предназначен для защиты от артиллерийских снарядов с радиовзрывателями на площади в 20−50 гектаров. Система «Инфауна» нейтрализует взрыватели высокоточных ракет «воздух-земля» и «земля-земля», а также поражает средства связи и управления противника. Авиационный комплекс «Хибины», устанавливаемый на бомбардировщики Су-34 и истребители Су-30СМ делает самолет невидимым для радиоэлектронных средств.
Мобильные системы «Красуха-4» и «Москва-1», которые привели в уныние натовских генералов, парализуют наступательное и оборонительное оружие любых типов. Известно, что комплекс «Красуха-4» в радиусе 300 километров подавляет спутники-шпионы, наземные радары и авиационные системы АВАКС, делая российское вооружение абсолютно невидимым. Он также способен нанести радиолокационное поражение вражеским средствам РЭБ и связи. Блокирует комплекс и каналы управления беспилотников. Комплекс «Москва-1» в режиме пассивного электронного сканирования (не излучая радиоволн) контролирует пространство в радиусе 400 километров, обнаруживает не только самолеты и ракеты, но и снаряды противника.
«Красухе» приписывают, что, вероятно, небезосновательно, «пропажу» 36 американских «Томагавков», запущенных с американских кораблей УРО в Средиземном море в начале 2017 года по сирийской авиабазе. До цели они не долетели и упали в море. «Ложный след» крылатым ракетам дал комплекс РЭБ «Красуха-4», который засек их и переориентировал уже в полете. Оставшиеся 23 ракеты все-таки попали по сирийскому аэродрому, не принеся ему при этом значительного вреда — по причине ограниченного присутствия на позициях российских станций РЭБ.
Еще одна система РЭБ — «Леер-3», способна блокировать телефоны в сетях GSM и рассылать ложные сообщения. Вероятно, что этот комплекс перепутали сейчас с «Красухой-4». «Леер-3» официально называется «аэродинамически забрасываемым передатчиком помех абонентским терминалам сотовой связи стандарта GSM». Комплекс предназначается для подавления GSM-связи при помощи помех, передаваемых специальным беспилотным летательным аппаратом. Специальный передатчик, установленный на легком БПЛА, имитирует работу базовой станции сотовой сети и тем самым мешает нормальной работе абонентских терминалов.
Внешне комплекс РБ-341 В на базе шасси КамАЗ-5350 не отличить от какой-то ремонтно-технической машины или штабного кунга. Разве что в районе развертывания фургон специального оборудования «Леер-3» выдает себя выдвижными антеннами и локаторами. Все «изюминки» находятся внутри. А еще — в воздухе. Ведь непосредственным ударным средством комплекса являются два беспилотных летательных аппарата «Орлан-10». Эти БПЛА оснащены специальными передатчиками радиосигнала, имитирующими работу базовых сетей GSM и противодействующими использованию абонентских терминалов. Такая аппаратура позволяет блокировать работу любых устройств в диапазонах GSM-900 и GSM-1800. Сотовые сети при этом полностью блокируются.
Нельзя не вспомнить в этом контексте и про комплекс «Алабуга» — электромагнитное оружие бьющее импульсом. Реального подтверждения как самого существования этого комплекса, так и эффективности при испытаниях не существует. Тем не менее, представители разработчика, концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), утверждают, что это может быть как обычное помеховое влияние с временным выводом систем вооружения и военной техники противника из строя, так и полное радиоэлектронного поражения, приводящего к энергетическому, деструктивному повреждению основных электронных элементов, плат, блоков и систем.
Собственно «Алабуга» это не радиоэлектронная ракета, как принято считать, а целый комплекс исследований по созданию нового вида вооружения с применением электромагнитного импульса. А сама ракета — это лишь средство доставки заряда на поле боя и, вероятнее всего, это может быть крылатая ракета семейства «Калибр», причем как морского, так наземного и воздушного базирования.
Насколько известно, активно разрабатывается сейчас и новая крылатая платформа специально под высокочастотный комплекс. Вся суть в «боезаряде», который не имеет традиционных средств поражения в виде осколков, взрывной волны и пр., так что называть «Алабугу» бомбой можно с большой натяжкой. При этом эффективность ее применения сопоставима с ядерным ударом.
Военные новости: Для российских десантников разрабатывают новый вертолет
Военные технологии: «Джеральд Форд»: На капитанском мостике кричат «Полундра!»