Бородатые партизаны «завалили» легенду Америки — бомбардировщик В-52

«Стратосферная крепость» рухнула в горах Афганистана

29002
На фото: B-52H в небе Афганистана, 2006 год
На фото: B-52H в небе Афганистана, 2006 год (Фото: U.S. Air Force / barksdale.af.mil)

Движение «Талибан» *, с которым США сражаются уже 18 лет, сообщило о сбитом в афганской провинции Гильменд американском стратегическом бомбардировщике B-52 Stratofortress («Стратосферная крепость»). По некоторым данным, самолет был поражен с земли ракетой переносного зенитно-ракетного комплекса американского производства. То есть речь идет о комплексе «Стингер».

Ни правительство Афганистана, ни Пентагон никак не комментируют это сообщение. И это понятно, поскольку если, действительно, талибам удалось уничтожить легенду американской стратегической авиации, то это громадный удар по престижу ВВС США. Последний раз «Стратосферная крепость» была сбита в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Причем тогда самолет был уничтожен силами иракской армии, то есть профессионалами. Сейчас же — по сути, партизанами.

Ситуация довольно неоднозначная еще и потому, что если, действительно, данное сообщение истинно, то талибам особо радоваться нечему. Потому что Штаты, несомненно, постараются максимально жестко ответить обидчикам. То есть следует ожидать проведения американцами серии карательных операций, к которым будут привлечены очень серьезные армейские силы.

Так насколько пришедший в ВВС США в 50-е годы бомбардировщик соответствует своему названию «стратосферной крепости»? То есть насколько он неуязвим для атак с воздуха и с земли? И могли ли его сбить бородатые исламские ортодоксы?

Читайте также
Северная Корея посрамила русские подлодки Северная Корея посрамила русские подлодки В России не могут создать энергетическую установку для субмарин, которую с успехом освоили в КНДР

Что касается прочности его фюзеляжа, то тут ничего необычного нет. Нет никакого бронирования, как, например, у штурмовиков. То есть самолет, тяжелый и довольно неуклюжий, как, впрочем, и все самолеты дальней авиации, его вполне может поражать обычная зенитная артиллерия. И даже достаточно плотный огонь крупнокалиберного пулемета. На В-52 отсутствует дублирование важнейших систем (правда, двигателей аж 8 штук). Однако избежать поражения от зенитной артиллерии В-52 может легко, поскольку он имеет потолок в 12,5 тыс. метров. Не только эта, но и гораздо более скромные высоты недоступны для артиллерийского огня. Проблема в том, что для нанесения точных ударов по наземным целям бомбардировщик должен опускаться ниже.

В комплексе самообороны самолета наибольшее внимание уделено защите от атак боеприпасами, имеющими радиолокационную систему наведения. И это вполне понятно, потому что самый серьезный удар по парку «Стратосферных крепостей» был нанесен во Вьетнаме ЗРК С-75, оснащенными ракетами с радиокомандным наведением. До 90-х годов на В-52 устанавливали два одинаковых комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — AN/ALQ-172. Они предназначены для помехового воздействия на наземные РЛС и на радиолокационные головки самонаведения зенитных, а также авиационных ракет «воздух-воздух».

В начале 90-х годов появился и третий такой же комплекс. Его разместили в хвостовом отсеке, демонтировав абсолютно бесполезную пушку «Вулкан» и выведя из экипажа стрелка. Казалось бы, самолет неуязвим для ракет радиолокационного способа наведения. Однако постоянно происходит повышение уровня защиты и РЛС, и боеприпасов от помех, генерируемых противником. К тому же появились боеприпасы, которые наводятся на источники помех.

В комплекс обороны входит также станция предупреждения о радиолокационном облучении самолета AN/ALR-46.

Однако борьба с ракетами, имеющими тепловой способ наведения у «Стратосферной крепости» налажена не самым лучшим образом. То есть она остановилась в развитии в прошлом веке. Существует автомат, выбрасывающий тепловые ловушки. Ракета с ИК ГСН, захватив такую ловушку, устремляется на нее, не причиняя никакого вреда самолету.

Но сами же американцы и разработали «противоядие» против отстреливаемых самолетом тепловых ловушек. Начиная с модификации Stinger-POST, ракеты данного ПЗРК оснащены ГСН, которые одновременно работают в двух спектрах — инфракрасном и ультрафиолетовом. Благодаря этому происходит более надежный захват самой цели (в данном случае — самолета). И на тепловые ловушки ракета не реагирует.

Так что вероятность того, что талибы сбили «Стратосферную крепость» достаточно высока.

Необходимо сказать, что и существующая статистика боевых потерь B-52 также имеет вероятностный характер. Американцы традиционно занижают количество сбитых самолетов, которые составляют костяк стратегической авиации США. Советские источники — практически все потери происходили именно в советский период — завышали, стремясь повысить авторитет отечественного оружия и прославить пилотов и зенитчиков.

Боевая биография бомбардировщиков В-52 началась во Вьетнаме, где они совершили 126 тыс. вылетов. Бывший главком ВВС Анатолий Корнуков, впоследствии ставший советником гендиректора концерна «Алмаз-Антей», утверждал, что ЗРК С-75 сбили 43 стратегических бомбардировщика. Вьетнамские источники говорят о 34-х боевых потерях В-52, 32 их них поразили советские ЗРК, 2 сбили вьетнамские пилоты МиГ-21. Согласно статье в «Советской военной энциклопедии», сбиты были 23 «Стратосферные крепости».

Американская статистика настаивает на том, что потери составили 30 самолетов. Из них 16 сбиты зенитными ракетами, 2 — истребителями МиГ-21. Остальные — небоевые потери. То есть по техническим причинам.

Хоть и технические причины зачастую были следствием ведения боевых действий. ЗРК С-75 с первых же дней появления их во Вьетнаме буквально вселяли ужас в американских летчиков. Известно несколько случаев, когда пилоты истребителей, получив сообщение о захвате самолета лучом РЛС, катапультировались, не дожидаясь, когда прилетит ракета. С экипажами В-52, конечно, таких конфузов не происходило. Но известны четыре случая, когда, незначительные повреждения самолета заставляли экипаж покидать «Стратосферную крепость». Чтобы не дожидаться, когда самолет добьют следующим ракетным залпом.

Читайте также
«Сбить японский  F-35 могли русские, им это очень выгодно» «Сбить японский F-35 могли русские, им это очень выгодно» За военными тайнами самолета-невидимки, рухнувшего в Тихом океане, начинается охота субмарин

Заявление талибов о сбитом стратегическом бомбардировщике может означать, что его не подбили, а просто он сам рухнул. И эта версия также вполне вероятна. Самолеты очень немолодые, изношенные, несмотря на периодические их модернизации. Они были построены в начале 60-х годов, так что усталость металла все чаще и чаще о себе напоминает. Например, в январе 2017 года во время тренировочного полета у стратегического бомбардировщика в воздухе отвалился двигатель.

Но поскольку перспективный бомбардировщик В-21 появится еще не скоро, В-52 в очередной раз продлили срок службы. Теперь он будет эксплуатироваться до 2040 года. То есть почти 80 лет. Вполне понятно, что в соответствии с теорией, описывающей жизненный цикл машин и механизмов, количество аварий в связи с отказами систем будет стремительно возрастать.

Собственно, то же самое можно сказать и о судьбе российского стратегического бомбардировщика Ту-95, разработанного в то же самое время. И хоть эксплуатирующиеся российские «стратеги» сошли с заводского конвейера позже на 15 лет, но и перед ними стоят те же самые проблемы — поддержание технического состояния на должном уровне, несмотря на старение машин. И «Медведям», как называют Ту-95, служить предстоит ориентировочно до 2040 года. Именно к этому сроку предполагается построить достаточное количество Ту-160М2, которые должны заменить Ту-95МС. О том, когда же появится Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации, ничего определенного сказать нельзя.


*"Движение Талибан" решением Верховного суда РФ от 14.02.2003 года признано экстремистским, его деятельность в России запрещена.


Военные новости: Северная Корея посрамила русские подлодки

Военные технологии: В Германии С-400 назвали «кошмаром для НАТО»

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Владислав Шурыгин

Военный публицист, постоянный член Изборского клуба

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня