Як-201: Почему для США он намного опаснее, чем Су-57

Без возрождения программы «Яковлева» в России никогда не будет авианосцев

29390
На фото: Як-141
На фото: Як-141 (Фото: wikimedia)

Военно-морской институт США дал развернутый анализ эксплуатации истребителей F-35B (с коротким разбегом и вертикальной посадкой — авт.) на борту десантного корабля класса USS Essex (LHD-2) класса «Wasp» («Уосп»). В составе 13-го морского экспедиционного подразделения ВМС США этот транспорт участвовал в длительных миссиях в Тихом океане и в районе Ближнего Востока. Он вернулся 1 марта в Сан-Диего, где Чандлер Нельмс, командир экспедиции, сообщил, что Америка будет ускоренно развивать флот мини-авианосцев.

Судя по всему, так оно и будет.

Во-первых, овчинка явно стоит выделки. Последние три «Wasp» обошлись казне США примерно по $ 750 млн. за корабль (или около 50 миллиардов рублей), причем срок строительства занимал 2,5 года, и еще около 2-х лет велись судовые испытания. На палубе мини-авианосца может разместиться 20 истребителей F-35B, или 6 F-35B и 12 конвертопланов MV-22B Osprey, а также 6 вертолетов. Для сравнения: авианосцы «Джеральд Форд» стоят в 12 раз дороже — порядка $ 9 млрд., вводятся в эксплуатацию через 8 лет после закладки, и несут 90 самолетов и вертолетов.

Во-вторых, гонять «аэродром на воде» за тридевять морей для решения локальных военных задач, как оно зачастую бывает, просто неразумно. Ведь после двух-трех походов за океан гиганты становятся на очень дорогой ремонт. И сама подготовка к длительной миссии на «Джеральде Форде» занимает несопоставимо больше времени, чем на том же «Wasp». Плюс на борту последнего размещаются до 2-х тысяч морпехов. Как говорится, самое то, чтобы проецировать силу вдали от метрополии.

Читайте также
Проект Tempest: Английская смерть истребителям F-35, J-20 и Су-57 Проект Tempest: Английская смерть истребителям F-35, J-20 и Су-57 Британия знает, как победить авиацию России, США и Китая

Полноразмерные авианосцы с водоизмещением в 100 тысяч тонн и с авиакрылом в 90 палубных истребителей являются неподъемным грузом практически для всех государств, за исключением первой и второй экономик мира — США и КНР. Впрочем, даже в Соединенных Штатах все громче звучат голоса, что «Джеральды Форды» окажутся братскими могилами в случае войны с Россией или с Китаем. Забьют их ракетами.

Россия, оказавшись после развала СССР без верфей в Николаеве (ныне Украина), где Советский Союз накапливал опыт и технологии строительства авианосцев, вынуждена была начинать с нуля. Не секрет также, что в 90-х годах, когда в стране правили деятели во главе Борисом Березовским и Егором Гайдаром, прекратились государственные инвестиции в судостроение, что и стало причиной нынешнего практически 20-летнего отставания РФ от США в этой области. В итоге сегодня РФ не хватает не только технических знаний, но и управленческих процедур и тактики, чтобы строить гигантские корабли.

Отметим также, что в СССР тоже не горели большим желанием клепать огромные авианосцы. Для войны с Америкой плавучие аэродромы были непрактичны в отличие от атомных субмарин, которые реально могли перекрыть доступ США к Европе. Для этого нашим подводникам не надо было даже топить военные корабли союзников, достаточно было сосредоточиться на транспортах и конвоях, чтобы перекрыть доступ солдат и техники из Нового Света в Старый.

И все-таки авианосцы сегодня нужны России, о чем свидетельствует хотя бы сирийская кампания и политика поддержки Венесуэлы. В этом плане американский опыт мини-авианосцев с двадцатью самолетами на палубе может стать самой настоящей палочкой-выручалочкой для ВМС РФ.

И хотя универсальный десантный корабль класса «Wasp» имеет огромное по нашим меркам водоизмещение 40 тысяч тонн, он собирается из 5 корпусных блоков и модуля надстройки, каждый из которых изготавливается отдельно и параллельно. На эту часть приходится порядка 75% работ в сравнительно небольших доках.

В России уже появились мощности, где возможна модульная сборка — это завод «Звезда» в городе Большой Камень. Стоимость 50 млрд. рублей за корабль тоже вполне подъемна даже для скромного российского бюджета. Зато страшно представить, во сколько в реальности обойдется многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000 «Шторм», и как долго его будут строить и вводить в строй, если, к примеру, ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» оценивается в 65 млрд. рублей и продлится как минимум 4 года.

Однако чтобы воспользоваться американским опытом, России нужен самолет вертикального/короткого взлёта и посадки. Как известно, в советское время конструкторское бюро «Яковлев» разработало именно такой ударный истребитель Як-38 для авианосцев типа «Киев», кстати, с водоизмещением 41 тысяча тонн, как и у кораблей класса «Wasp».

И хотя Як-38 был ограничен в своих возможностях из-за огромного расхода топлива на взлет и посадку, тем не менее, он дал импульс развитию палубных самолетов вертикального/короткого взлёта и посадки. Через 11 лет на смену Як-38 пришел Як-41, который совершил свой первый полет в 1987 году. Новая машина уже отвечала требованиям истребителей 4-го поколения. А в сентябре 1991 года, всего за несколько месяцев до распада СССР, новый Як-141 произвел первую вертикальную посадку на авианосец «Адмирал Горшков» класса «Киев».

С развалом Советского Союза и последующим упадком более чем на 40% российской экономики, КБ «Яковлев» потеряло финансирование для продолжения проекта. И это притом, что уже имелось четыре рабочих прототипа. Хуже того: идеи и принципы Як-141 легли в основу того самого F-35B, который сегодня становится базовым палубным истребителем американских мини-авианосцев. Теперь уже не секрет, что в начале 90-х был слив советских «критических» технологий концерну Lheheed Martin в рамках краткосрочного сотрудничества.

Надо сказать, что ныне в России вроде бы есть понимание, что нужно развивать концепцию мини-авианосцев с истребителями короткого взлета и вертикальной посадки. Правда, не совсем понятно, что происходит с программой возрождения Як-141 (и более поздней версии Як-201) — с той самой, которая, собственно, и обеспечит решения проблемы авианосцев РФ.

Да, разговоры на тему Як-141/Як-201 ведутся на самом верху, но в условиях ограниченного оборонного бюджета все одеяло на себя перетягивает разработка Су-57. Однако с точки зрения морского применения «Сушке» 5-го поколения потребуется носитель проекта 23000 «Шторм», чья стоимость может превысить 1 трлн. рублей.

Читайте также
Некомпетентность и разгильдяйство превратят Северный флот в москитный Некомпетентность и разгильдяйство превратят Северный флот в москитный Кошмар ВМФ России: «Адмирала Кузнецова» пустят на металл

При этом, как писалось выше, не совсем ясно, когда вообще этот гигант окажется в боевых миссиях. Если же начать выпуск Як-141 даже образца 90-х годов, но оснастить его ракетой Р-77 с дальностью полета 110 км, то зона безопасности вокруг корабля может достичь приличные 500 км.

А, если оценить еще экспортные потенциалы пока еще сырого Су-57 и Як-141/Як-201, то у второго намного больше шансов быть востребованным. Мини-авианосцы доступны очень многим странам, но, по сути, единственным сдерживающим фактором их развития остается недорогой самолет короткого взлета и вертикальной посадки. В этом плане «Яковлев» для Америки намного опаснее, чем «Сухой».

В целом затягивание с программой Як-141/Як-201, без всякого сомнения, уже оборачивается значительной потерей боеспособности нашего ВМФ, тогда как США, напротив, активно наращивают группировку небольших авианосцев. Конечно, многое упирается в военный бюджет, который в силу слабой российской экономики не имеет денег на развитие ряда по-настоящему перспективных программ.

Из народа, как известно, уже выжали все соки, поэтому очевидным выходом из этой нерадостной ситуации остается введение прогрессивного налога. Но это, похоже, не входит в планы непрофессионального кабмина Медведева, поддержка которого со стороны президента Путина не может вызвать сожаления.


Проблемы ВПК: Севастопольский «распил»: Эскадра выходит из строя

Военные новости: В США строят корабли-роботы для борьбы с Россией и Китаем

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Саверский

Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article