Всем ясно: если за пять предстоящих лет Владимир Зеленский любой ценой не остановит войну в Донбассе, его в 2024 году ждет столь же сокрушительный финиш политической карьеры, как тот, что только что постиг Петра Порошенко. При таком раскладе проблема срочного повышения боеспособности украинской армии определено станет одной из ключевых для нового президента соседней страны. Как он станет ее решать? В последние дни в Киеве обозначились сразу несколько намеков на верный ответ.
Но прежде чем поговорить о них, отметим: сам новоиспеченный глава Украины, судя по его биографии, до сего дня был бесконечно далек от военных вопросов. Более того. Он не имеет о них ни малейшего представления. Ни на уровне простого солдата, ни при взгляде с командного пункта верховного главнокомандующего. Таким образом, безо всякого сомнения во взаимодействии с собственной армией Зеленскому предстоит полагаться исключительно на мнение своих советников в этой сфере. А коли так — взгляды на военное строительство этих самых советников президента Украины приобретают ключевое значение для предстоящих событий на поле боя за Донбасс.
Наверняка в ближайшие месяцы в Киеве появится уйма генералов и офицеров, желающих поближе пристроиться к новому президенту и убедить его в своей незаменимости. Но пока рядом с ним всего один такой — 62-летний полковник в отставке Иван Апаршин. Именно он в единственном числе пока отвечает за политику в сфере обороны и безопасности в весьма куцей команде Зеленского. И, судя по всему, эта его «единственность» на сегодня делает мнение Апаршина по поводу путей развития ВСУ безальтернативными для Зеленского. Поэтому многие в Киеве видят в экс-полковнике нового министра обороны этой страны. Или, на худой конец, — главу того департамента администрации президента Украины, который станет отвечать за оборонную политику и использование военного бюджета своей страны.
Кстати, Апаршин — неплохо образованный военный. Выпускник Киевского высшего общевойскового командного училища (1977 год), Военной академии имени Фрунзе в Москве (1985 год) и Национальной академии обороны Украины. Бывший директор Департамента военной политики Минобороны, потом — главный инспектор этого ведомства при полузабытом министре обороны Украины Анатолии Гриценко (в 2005—2007 годах).
К слову: эта тесная политическая связка высокопоставленных военных не слабела и в последующие годы. Во всяком случае — до только что завершившихся президентских выборов. Гриценко шел на них одним из претендентов на гетманскую булаву, а верного Апаршина представлял публике на случай своей неслучившейся победы будущим министром обороны Украины. И лишь в апреле 2019-го, накануне второго тура президентской гонки, порекомендовал соратника более удачливому Зеленскому для использования в том же качестве.
Таким образом, перед нами человек определенно достаточно компетентный и искушенный в сфере своих профессиональных интересов. Который, весьма вероятно, скоро эту сферу на Украине и возглавит. И вот он в последние дни сделал пару весьма красноречивых заявлений, позволяющих, на мой взгляд, предположить, каким путем с его деятельной помощью при президенте Зеленском двинется военное строительство на Украине. Почитаем?
Многие в России обратили внимание на такое достаточно громкое заявление пана Апаршина одному из популярных украинских изданий: «Отпустите меня, я хочу в НАТО, потому что там демократия, потому что там свобода, потому что там коллективная защита, которую я не потяну сам. Но до того момента, пока я туда не вступлю, если, не дай Бог, в вашей глупой голове созреет какой-то план, я найду возможность вам ответить, и я это сделаю нестандартными путями. У меня есть варианты. Я больше денег вложу в Силы специальных операций. Я вам нанесу удар там, где вы его не ожидаете».
Понятно, что «отпустить в НАТО» Украину, с точки зрения Апаршина, должна Москва. «Глупая голова», в которой способен возникнуть некий мешающий этому коварный план русских, исходя из контекста, базируется тоже в российской столице. И тогда, считает собеседник украинских журналистов, он сумеет эффективно ответить «нестандартными путями». Какими? Намек сделан: с помощью своих Сил специальных операций! То есть — подготовленных на Украине профессиональных диверсантов. Которые нанесут «удар там, где вы (Россия — „СП“) его не ожидаете».
Мы правильно поняли предполагаемого главу военного ведомства Украины, что в его планах Силам специальных операций ВСУ в борьбе с Россией будет отведена роль, несравнимо бОльшая, чем сегодня? В этом, уверен, нет никаких оснований сомневаться. Именно это Апаршин, бесспорно, и имеет в виду! Во всяком случае, подобные утверждения от него мы слыхали и раньше.
Вот, скажем, 7 августа 2018 года он, тогда еще лично с Зеленским, скорее всего незнакомый, дал интервью другому украинскому изданию. Оно было опубликовано под многое объясняющим заголовком «Киев станет для России вторым Сталинградом. Даже хуже».
Среди прочего Апаршин там утверждал: «Нам надо не доводить ситуацию до того, когда нам придется отражать атаки. Нам надо действовать на упреждение. Надо сделать так, чтобы они (граждане России — „СР“) не были готовы к таким вещам. И, самое главное, чтобы знали, что сладко им не будет, и что большим мировым маршем по нашей территории для них эта история не закончится. Для этого у нас есть Силы специальных операций и другие формы и способы применения неплохих на сегодняшний день Вооруженных сил. Чтобы им это не казалось прогулкой».
Ну, то есть — понятно. Перед нами большой поклонник широкомасштабной диверсионной войны. Однако, возможно, вы спросите: «А в чем новость? Силы специальных операций Украины созданы чуть более трех лет назад. Два их полка специального назначения (3-й отдельный в Кропивницком и 8-й отдельный в Хмельницком), 140-й центр специального назначения (Хмельницкий) и 73-й морской центр специальных операций в Очакове с первого дня безо всякой утайки бережно опекаются, оснащаются и дрессируются американскими „зелеными беретами“. Что изменится, если министром обороны Украины станет Апаршин?».
Измениться может, увы, слишком многое. И очень принципиально. Дело в том, что на сегодня военные диверсанты Украины буквально не вылезают из Донбасса. Самым современным американским оружием достаточно результативно ведут снайперскую и минную войну против ополченцев. Едва ли не главная их задача — скрытное проникновение в тыл противника и уничтожение там вождей и командиров ополчения.
Никто этого в Киеве открыто не признает, но гибель в феврале 2017 года командира батальона «Сомали» Михаила Толстых, больше известного как Гиви, в сентябре 2018-го — подрыв лидера ДНР Александра Захарченко, а еще ранее — расстрел из засады командира 14-го батальона территориальной обороны Народной милиции ЛНР (прежде — бригады «Призрак») Александра Мозгового — вехи боевого становления Сил спецопераций Украины. Эти трагедии объединяет одно — тыловые районы народных республик Донбасса. Однако на будущее военный советник президента Зеленского Апаршин мыслит куда шире. Перенос диверсий на территорию России — вот его настоящая цель. Чтобы мосты взлетали на воздух в Брянске и Воронеже. Чтобы поезда валились под откос близ Краснодара и Москвы.
Еще раз вчитайтесь в его прошлогоднее интервью: «Нам надо действовать на упреждение. Надо сделать так, чтобы они (граждане России — „СР“) не были готовы к таким вещам». И сомнения сразу исчезнут.
Я почему такое утверждаю? Потому что, если вы не позабыли, полковник в отставке Апаршин долгие годы шагает по властной вертикали Киева ноздря в ноздрю с бывшим министром обороны Гриценко. И, таким образом, определенно является его полным единомышленником.
А теперь позволю себе еще одну цитату. Теперь уже — от пана Гриценко образца 2014 года: «Противник остановится тогда, когда поймёт, что потери для него недопустимы. Вот сейчас раненые и убитые идут в украинские семьи. А они должны идти и в российские семьи тоже! Если взрывают полотно железнодорожное и пускают под откос наши поезда, точно так же российские поезда с боевой техникой, которая подтягивается, должны идти под откос. Война всеми доступными средствами!».
Когда бывший министр обороны Украины говорил такое, он был уже в глубокой отставке. И не имел достаточных полномочий ни в своей армии, ни в государстве. Вероятно поэтому его призыв к неограниченной диверсионной войне против России на ее собственной территории Киев до сих пор не решился претворить в жизнь.
Теперь все может измениться. Если фамилия нового министра обороны Украины окажется именно Апаршин. Почти открытые границы наших стран массовым диверсиям могут очень поспособствовать. Как и начинающаяся без особого разбора раздача миллионам украинским гражданам российских паспортов. Пойди проверь, кто и с какой целью пришел к нам за этими документами?
Новости мира: Глава ЛНР назвал вектор движения республики