Украине на границе с Россией необходимо установить ядерные мины в качестве заграждения. Это якобы позволит Киеву эффективно сдерживать «российскую агрессию». Такое мнение высказал военный эксперт киевского Института евроатлантического сотрудничества Игорь Козий.
«Кто нам мешает, фактически, подготовить места для размещения ядерно-минных заграждений вдоль границы России и Украины, как это делала ФРГ в свое время. Только каким образом эти мины попадут туда, попадут ли, правда это или нет — это держать в государственной тайне», — сказал он в эфире ObozTV.
По мнению Козия, Киев может беспрепятственно разрабатывать тактическое ядерное оружие, а также средства его доставки. При этом вопрос разработки Украиной стратегического ядерного оружия он назвал «безумными затратами».
«Где мы будем его испытывать? Назовите хотя бы одну область, которая согласится быть районом испытания. У нас нет заокеанских территорий», — добавил он.
Поясним, о каких минах идет речь. По сообщениям СМИ, в годы холодной войны войска США в Европе разместили в специальных колодцах ядерные взрывные устройства. Они должны были сработать после начала боевых действий между НАТО и Организацией Варшавского договора на пути советских танковых армий.
Это не газетная «утка». В 1972 году в штате инженерно-саперных батальонов советских танковых дивизий, дислоцированных на территории стран-участниц Варшавского договора, появились взводы разведки и уничтожения вражеских ядерных фугасов.
В число американских фугасов входили М31, М59, Т-4, ХМ113, М167, М172 и М175 с тротиловым эквивалентом от 0,5 до 70 килотонн, объединенные под общей аббревиатурой ADM — Atomic Demolition Munition («Атомный подрывной боеприпас»). Они представляли собой устройства массой от 159 до 770 килограммов. Первый и самый тяжелый из фугасов — М59 — армия США приняла на вооружение еще в 1953 году. Их установкой занимались специальные саперные подразделения.
В 1950-е ядерные мины разрабатывались и в Британии — в рамках проекта Blue Peacock («Голубой павлин»). В 2003-м об этом подробно рассказал журнал New Scientist. Десять мин на основе первой британской ядерной авиабомбы Blue Danube («Голубой Дунай») предполагалось скрытно разместить на территории Германии. Считалось, взрыв ядерных мин «не только разрушит здания и сооружения на большой территории, но и предотвратит ее оккупацию ввиду радиоактивного заражения местности».
«Синий павлин» весил 7,2 тонны и представлял собой стальной цилиндр. Внутри находилось плутониевое ядро, окруженное детонирующей химической взрывчаткой. Мощность бомбы составляла около 10 килотонн. Ядерные мины должны были взрываться через восемь дней после активации встроенного таймера. Кроме того, их можно было подрывать дистанционно, с расстояния до 5 км.
Англичане построили два прототипа ядерной мины, но до боевого развертывания не дошло: в 1957-м Лондон отказался от проекта по политическим соображениям.
Наконец, в СССР также имелись специальные ядерные мины РА41, РА47, РА97 и РА115, производство которых осуществлялось в 1967—1993 годах. Они стояли на вооружении частей специального назначения ГРУ.
Заметим, впоследствии США и Россия все имеющиеся ядерные мины утилизировали. Но вполне возможно, что на Украине остались военные специалисты, знакомые с этими разработками.
Есть ли у Киева ресурсы для создания такого оружия, даст ли Запад «добро» на ядерное минирование российско-украинской границы?
— Предложение заминировать ядерными фугасами украино-российскую границу следует расценивать как провокацию, — считает эксперт Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков. — Таким образом определенные круги в «незалежной» пытаются поднять градус напряженности, и тем самым сузить новоизбранному президенту Украины Владимиру Зеленскому возможности для переговоров с Россией -вообще идти на какой-либо компромисс.
На деле, сам факт размещения ядерно-минных заграждений вдоль границы означает, что ведется подготовка к войне. И часть украинских экспертов как раз мыслят российско-украинские отношения в категориях военного конфликта.
«СП»: — Идея заминировать границу ядерными фугасами — это серьезный вызов для нас?
— Это глупость, на самом деле. Такие идеи, я считаю, рождаются из сказок, что буквально на днях Российская армия двинет свои танковые колонны к Ла-Маншу, попутно захватив Киев.
Эти сказки, к сожалению, активно подпитываются натовскими военными экспертами. Которые тоже говорят, что у НАТО нет достаточного потенциала, чтобы отразить «российскую агрессию», или даже просто получить военное превосходство над Москвой.
Подобные натовские высказывания и рождают в умах украинских деятелей такие бредовые идеи, как минирование границы ядерными фугасами.
«СП»: — Зеленский может такую идею поддержать?
— Зеленский — как к нему не относиться — человек достаточно разумный. И он уже сделал заявление, что Украина не может приобрести статус ядерной державы. Иначе это будет означать нарушение действующих международных договоренностей, что неизбежно вызовет ответную реакцию. Причем, не столько в России, сколько в целом в мировом сообществе. В итоге, Украина окажется под серьезными санкциями.
«СП»: — У Киева есть технологическая база для создания ядерных мин?
— Такая база на Украине была, но сейчас она в значительной степени потеряна. Точно так же, как в значительной степени утеряны квалификации и компетенции, необходимые, чтобы создать тактическое ядерное оружие. Тем более — чтобы его произвести.
«СП»: — Получается, слова Козия, что никто не запрещает Украине делать тактическое ядерное оружие — это вранье?
— Абсолютное вранье. На деле, с правовой точки зрения нет никакой разницы между обладанием стратегическим и тактическим ядерным вооружением. Украина не может быть ядерной державой в военном отношении — об этом шла во всех договоренностях. В том числе, в договоренностях 1994 года — так называемом Будапештском меморандуме.
Повторюсь: речь не о запрете для Украины иметь конкретно ракетно-ядерный потенциал, или стратегические ядерные вооружения. Суть вопроса — отказ Украины вообще от статуса ядерной державы.
«СП»: — НАТО было бы выгодно, если б Украина сама заминировала ядерными боезарядами собственную территорию?
— Нет, поскольку все понимают: в Европе даже тактическое ядерное оружие приобретает характер субстратегического. Об этом говорят сами натовские эксперты.
Именно поэтому «друзья Украины» из лагеря НАТО наверняка воспримут минно-ядерную инициативу Киева негативно. А скорее всего, такая инициатива вообще не будет воспринята всерьез.
— «Незалежная» сейчас является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, и имеет статус неядерного государства, — напоминает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Если же Киев объявит, что собирается создавать ядерное оружие, или будет предпринимать практические шаги в этом направлении, Украина ДНЯО нарушит. В этом случае против нее могут быть введены санкции, в том числе запрет на поставки уранового сырья.
Это несложно сделать, поскольку его источников в мире очень немного. Уран гипотетически могли бы поставлять Австралия или ЮАР. Но если они решатся на такие поставки, это будет означать, эти страны специально содействует созданию Киевом ядерного оружия — со всеми, как принято говорить, вытекающими. Так что ни Австралия, ни ЮАР связываться с украинскими поставками никогда не станут.
Новости Украины:Донбасс: Порошенко под занавес поиграл в солдатики
Кризис на Украине: Савченко предложила себя на должности министра обороны или иностранных дел