Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Тайна гибели японского F-35: Чудовищный взрыв на борту?

О чем говорит найденный «черный ящик» разбившего истребителя-невидимки

65135

7 мая министр Сил самообороны Японии Такэши Ивайя сделал официальное заявление: поисковая группа обнаружила части бортового самописца истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II, разбившегося 9 апреля 2019 года.

Напомним, самолет-невидимка взлетел с авиабазы Мисава, что на севере Японии, и пропал с радаров во время учебного полета. Пилот успел сообщить на базу, что прерывает тренировочную миссию, но ни слова не сказал о проблемах на борту. Сразу же начался поиск, однако по горячим следам удалось найти только части хвостового оперения.

По словам Ивайи, «3 мая или после» была восстановлена часть бортового самописца, что позволяет предположить, что «черный ящик» был найден раньше — где-то в третьей декаде апреля. В то же время министр Сил самообороны признал, что прибор получил повреждения, которые вряд ли помогут восстановить картину катастрофы. «Минобороны изучает (детали), но на данный момент не восстановлена важнейшая память (бортового самописца)». Японские газеты уже написали, что находка ничего не дает, хотя по-прежнему место обнаружения держится в секрете.

Западные СМИ утверждают, что Россия и Китай предпринимают попытки найти остатки самолета, однако американские и японские официальные лица не допускают даже такой мысли. Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан твердо пообещал, что ничего отF-35A Lightning II не достанется РФ или КНР.

Читайте также
«Почему русские не правы, когда критикуют F-35» Западные журналисты вступили в заочный спор с нашими СМИ о своем «самолете-невидимке»

Тем не менее, газета «Асахи Симбун», ссылаясь на источник в правительстве, не исключает возможность обнаружения русскими или китайцами обломков самолета. Инсайдер из кабмина Абэ пояснил журналистам: «Тот факт, что американские военные приложили максимум усилий для поиска одного истребителя, показывает, что он содержал высокую концентрацию военных секретов… которые можно извлечь даже из одной части небольшого фрагмента».

Бросается в глаза соперничество между США и Страной восходящего солнца в поиске остатков F-35. «Японцы там лидируют, — признался Патрик Шанахан. — Но у нас есть возможность, если того, что есть у них, окажется недостаточно». Странно все-таки и даже мутно звучат слова и.о. министра обороны США. Дескать, если у «друзей» не получится, то американцы точно смогут. Похоже, янки не заинтересованы в успехе поисковой операции Сил самообороны.

И вообще — что это за «возможность», на которую намекал глава Пентагона? Скорей всего, речь может идти о маяке, который имеется на втором не найденном «черном ящике». Ведь по-другому обнаружить самолет фактически невозможно, так как японцы исследовали буквально весь район предполагаемого падения. Но об этом чуть позже.

Как известно, самописцы для F-35 изготавливает американская компания L-3 Technologies, которая поставляет «черные ящики» практически всем воздушным судам США и ЕС, как военным, так и гражданским.

Еще в 2004 году L-3 Communications объявила, что ее подразделение Electrodynamics, Inc. было выбрано компанией Lockheed Martin для разработки и производства современного блока памяти, способного выдержать всевозможные катастрофы F-35. В вою очередь, Electrodynamics заключила договор с турецкой фирмой Elektronik Sanayi, которая, собственно, и собирает эти устройства по лицензии L-3.

Контракт между L-3 Communications и Lockheed Martin предполагает, что Electrodynamics произведет самописцы для 2500 самолетов. Выбор был вполне закономерный, ибо Electrodynamics уже выпускал регистраторы для бомбардировщиков B-1B и B-2, а также для истребителя пятого поколения F-22. «Черные ящики» выдержали все катастрофы, включая взрыв боекомплекта на борту B-1B 4 апреля 2008 года на авиабазе «Аль-Удейд».

В техническом задании Lockheed Martin сказано, что самописец для Lightning II должен обладать уникальными защитными свойствами — «выжить в условиях чудовищной радиации и сохранить данные после прямого удара молнии».

Если для гражданских самолетов при изготовлении корпуса регистраторов в основном используется высокопрочная стать, то для F-35, вероятно, применяются титановые сплавы. Об этом, как об опции для спецзаказов, говорится на сайте L-3 Communications. Можно не сомневаться, что на самолет-невидимку денег не пожалели.

Дело в том, что живучесть «черных ящиков» должна быть запредельной, в том числе в условиях гигантских одиночных ударов. В частности, если верить рекламе самолета-невидимки, то его самописец способен выдержать ударную силу 3400g (в 3400 раз больше силы тяжести) в течение 6,5 миллисекунды.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем несколько фактов.

1g — это сила, которую испытывает человек, стоя на ногах.

12g — перегрузки в истребителях во время противоракетных маневров на скоростях 2 МАХ.

25g — это одиночный удар во время автомобильной аварии на скорости 90 км/час.

Американцы разбили истребитель F4 о бетонную стену на скорости 600 км/час и обнаружили, что манекены испытали одиночный удар силой 65g, а ключевые детали двигателя — 700g.

Сила удара снаряда из обедненного урана, воздействующего на броню танка с расстояния 100 метров от орудия, оценивается в 10000g. Есть информация (правда, официально не подтвержденная), что бортовой самописец для F-35 в специальном контейнере выстреливали из артиллерийской пушки без какой-либо потери данных.

То есть речь идет о приборе, который разрушится только в эпицентре сильного взрыва. Либо под действием высоких температур в течение большого промежутка времени. В частности, самописец помещали в печь, где фиксировалось 1100 °C, и держали в ней 60 минут, после чего считали информацию практически в первоначальном виде. Однако машина упала в воду, что исключает термическое уничтожение регистратора.

Таким образом, заявление министра Сил самообороны Японии Такэши Ивайя о состоянии одного самописца может косвенно свидетельствовать о взрыве самолета еще в воздухе, поскольку при столкновении с водой длительность ударного импульса возрастает до несколько десятков миллисекунд, что в свою очередь снижает g-силу до уровня, однозначно ниже порога разрушения.

Читайте также
«Ким Чен Ын приезжал благодарить Путина за «Искандер» На Западе раскручивается очередной скандал о «русском следе» в северокорейских ракетах

Теперь о намеке Патрика Шанахана пообещавшего продемонстрировать некие «возможности» по поиску второго «черного ящика» — регистратора звуков в кабине пилота. Компания L-3 Communications комплектует бортовой самописец специальным сонар-передатчиком, способным работать 90 дней под водой и выдержать глубину до 6000 метров. Между тем в районе падения японского F-35 глубина не превышает 1500 метров.

Если в гражданских самолетах подводный маяк активизируется автоматически после погружения в воду, то в военных применяется другой — секретный алгоритм. О нём-то, можно не сомневаться, американцы не рассказали друзьям-японцам. Правда, не совсем ясно, какую ценную информацию может нести в себе звуковой регистратор, поскольку в кабине был только один летчик.

Похоже, гибель японского F-35 войдет в историю, как очередная загадка, которая так и не будет разгадана. Конечно, отчеты о расследовании напишут и даже утвердят. Свалят, конечно, на плохую сборку на заводе Mitsubishi. Хотя это может быть ровно тот случай, когда искусственный интеллект, запрограммированный в бортовом компьютере, в очередной раз «сошел с ума» и совершил ряд шагов, которые привели к уничтожению самолета.


Военные технологии: Сирийский «ракетный монстр» на базе Т-72: Врагу остается только молиться

Военные новости: Новый российский штурмовик оснастят искусственным интеллектом

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня