Очевидно, что с избранием на Украине нового президента страну ждут и новые веяния. В том числе — и во внешней политике. Какими они будут — покажет время.
Многие ждут от Зеленского действий по изменению ситуации на Донбассе, где война — в тупиковой ситуации. К реальным результатам может привести только мирный процесс, соблюдение договоренностей, в том числе и Минских соглашений.
Понятно, что Донецк и Луганск не сразу и не вдруг могут опять «задружиться» с Киевом. Все-таки пять лет они получали «гуманитарку» лишь в виде снарядов и ракет. Но состояние войны всем изрядно поднадоело. По логике вещей пора бы и штыки в землю воткнуть. Но как это сделать в Киеве пока не понимают. А потому по старинке продолжают озвучивать воинственные планы.
Вот и бывший командующий Операцией объединенных сил (ООС) генерал Сергей Наев заявил, что ВСУ могут менее чем за сутки захватить неподконтрольные территории Донбасса. По его словам, ключ к победе — молниеносный бросок к границе с Россией и «там закрепиться».
Вроде и заканчивал человек в свое время самое престижное в СССР, а потом и в России Высшее военное общевойсковое командное училище (Московское ВОКУ, 1991 год). Но уровень тактического мышления остался на уровне командира батальона, способного увидеть лишь ближайшую задачу. Что-то типа: «Вяжемся в бой, а там разберемся».
Понятно, что никто из профессионалов эти замыслы всерьез не воспринял. И «атака Наева» точно не войдет в учебники военного искусства. Но дослужившийся до генерал-лейтенанта и должности замначальника Генштаба ВС Украины их зачем-то озвучил. Вероятно, чтобы продемонстрировать «компетентность» перед новым президентом. Ведь все так просто: «Всего-то сутки и Донбасс наш!».
— На Донбассе нынешние слова украинского генерала всерьез никто не воспринял. Тем более, что подобные планы молниеносного наступления из Киева здесь слышали не один раз, — говорит известный военный эксперт Александр Сладков, сам подолгу не вылезающий из Донбасса. — Теоретически ВСУ могут с разбега врезаться отдельными клиньями в оборону ДНР и ЛНР. И даже продвинуться на значительное расстояние. Но ничего путного в итоге от подобной операции не будет. Завязнут.
Все завершится очередными «котлами», которые украинская армия здесь получала уже не раз. А потому и не особо хочет идти вперед, предпочитая диверсионную деятельность.
Есть и другой нюанс, о котором не могут не знать в Киеве. Это большая вероятность получить в ответ операцию по принуждению к миру — уже со стороны российской армии, которая не будет бездействовать при уничтожении мирных жителей Донбасса. В Грузии вот до сих пор хорошо помнят, чем закончилась их попытка вооруженного захвата Южной Осетии.
Еще один «ястреб» из Киева в ранге советника президента Зеленского, Иван Апаршин, тоже преисполнен антироссийской риторики. И твердит о конфронтации с Россией. «Мы не меняем курс касательно отношения к войне с Российской Федерацией, это же война», — считает бывший выпускник Военной академии им. Фрунзе (1985 год). При этом ничего нового в тактическом искусстве не может предложить и он. Говорит лишь, что «новые власти Украины продолжат курс, заданный при президенте Порошенко». То есть ситуация на Украине не меняется — все останется в прежнем виде.
Можно, конечно, предположить, что нынешние высказывания украинских генералов призваны доказать их собственную значимость в глазах нового президента. Как полагают, и тот, и другой метят в кресло министра обороны. А потому столь словоохотливы.
Зеленскому, крайне далекому от армии как таковой, втюхивают старые постулаты. При Порошенко это проходило на «ура» и он не жалел денег на ВСУ. На войну в Донбассе тратилось больше, чем на многие другие сферы развития и социального обеспечения Украины. И генералам, как видится, просто выгодно сохранить существующее положение, которое можно обеспечить лишь при наличии противника, с которым предстоит воевать.
Признаем: с 2014-го года, когда началась так называемая АТО (антитеррористическая операция в Донбассе) с активными поначалу боевыми действиями, украинские военные получили неплохой опыт и подготовку. Неважно, что их зажимали в «котлах», заставляли терять стратегические позиции и отступать. Армия воевала, а, значит, приобретала некое подобие профессионализма в действиях в зоне локальных конфликтов. Это касается в первую очередь кадрового командного состава среднего и младшего звена, имеющего военное образование и соответствующую подготовку. Офицеры ВСУ «обкатались» и «закалились». Пусть даже в такой «войне» на территории собственной страны в боях с ополченцами.
Их послали, в смысле — направили, воевать с «сепаратистами». Они свою задачу и выполняли. Правда, в отличие от безумных националистических батальонов, старались все же применять силу в разумных пределах. Понимая, что в зоне прямого попадания их снарядов и мин мирные жители. И нередко оспаривали получаемые приказы на применение силы.
Таких офицеров в рядах ВСУ было не подавляющее большинство. Но они были, да и сейчас еще остаются на передовой, если так можно назвать линию разграничения в Донбассе. И это те люди, которые еще умеют высказывать собственное мнение и откровенно «дерзить» вышестоящему командованию в случае получения приказов, которые считают преступными.
Войдя в президентский кабинет после инаугурации, Владимир Зеленский наверняка обнаружит там столь любимый, но теперь уже бесполезный камуфляж Петра Порошенко, в котором он красовался на «передовой». А еще ворох военных карт со стрелочками направлений основных ударов, которые во множестве рисовали украинские генералы для своего «боевого» президента.
Наверняка среди этих карт найдутся и те, которые были исполнены Сергеем Наевым по «молниеносному» захвату Донбасса. Или бывшим замначальника Генштаба ВСУ Игорем Романенко, что призывал захватить часть России («при определенных условиях»). Да и многих других украинских «стратегов», у которых аналогичных планов и сейчас громадье.
Пропотевший камуфляж предшественника Зеленский, конечно, распорядится выбросить. А вот как он поступит с картами — пока не известно. По крайней мере, его советники настойчиво советуют к ним присмотреться. Зря что ли старались?