Если начнется война между Соединенными Штатами и Исламской Республикой Иран (ИРИ), Тегеран попытается в первую очередь нанести максимальный репутационный ущерб Белому дому, чтобы спровоцировать политическую бурю уже внутри США.
Логично предположить, что целью для армии ИРИ может стать авианосец USS Abraham Lincoln («Авраам Линкольн»), направляющийся к берегам Персии.
Американское издание National Interest даже опубликовало статью «Добро пожаловать на войну: как Иран сможет потопить авианосец ВМС США». В ней Кайл Мизоками пишет: «Одним из инструментов американской политики и престижа в Ближневосточном регионе являются авианосцы ВМС США. Иранское правительство, как известно, презирает эти офшорные платформы американской мощи, что приводит нас к следующему вопросу: если обе стороны обменяются ударам, хватит ли у Ирана огневой мощи, чтобы потопить американский авианосец?».
Автор уверен, что США прекрасно осведомлены, какими возможностями располагают ВМС Ирана и флот «революционной гвардии» (Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР)). Если был бы хотя бы один шанс из ста, что «Аврааму Линкольну» угрожает реальная опасность, Пентагон применил бы другие военные ресурсы. Что ни говори, а баз, в том числе ВВС США, на арабском Ближнем Востоке у Пентагона предостаточно.
«Соединенные Штаты никогда не поставят авианосец с 5500 американскими военнослужащими в зону риска вражеских сил, если не будет практически никакой альтернативы», подчеркивает Кайл Мизоками.
Другими словами, все, что есть у Тегерана, либо не добьёт до Abraham Lincoln, либо не имеет необходимой массы боевой части (БЧ), как, к примеру, у советской ракеты Х-22 (по натовской классификации — AS-4 KITCHEN). СССР реально просчитывал силу необходимого удара по американским авианосцам класса «Нимиц» — почти тонну взрывчатки, а еще лучше ядерный заряд, которую несет Х-22.
Максимум, чем могут ударить персы, — это китайскими ракетами YJ-83 (экспортное обозначение — C-802) с массой БЧ всего 162 кг. Мало того, что дальность стрельбы их не превышает 120 км, так еще ПРО сопровождающих крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев типа «Арлей Берк» с системой Aegis надежно защищают «Нимиц» от ракетного посягательства.
С учетом бортовой авиации «Нимиц» может отразить залп сразу 24 современных противокорабельных ракет, и то, если вражеские носители достигнут зоны досягаемости до авианосца. ПРО Aegis в комплексе с другими системами слежения контролируют до 800 км вокруг Abraham Lincoln. Незаметно подкрасться до 120 км иранцам точно не получится. Да и под водой подойти близко не дадут американские подлодки эскорта — три ракетные и четыре многоцелевые субмарины.
Более-менее успешно атаковать американскую авианосную ударную группу (АУГ) во главе «Нимиц» может только эскадрилья дальней авиации, чей залп сверхзвуковых ракет превысит возможности ПРО Aegis. Или хотя бы такая же по мощи группа кораблей ВМС, не менее 8 современных ракетных крейсеров и эсминцев. Ни того, ни другого у Тегерана, как известно, нет.
КСИР в свою очередь угрожает утопить «Нимиц» силами своих быстроходных катеров, применив тактику «волчьей стаи». В этой связи даже можно даже вспомнить учение Great Prophet IX («Великий Пророк 9»), которое проходило вблизи Ормузского пролива в конце февраля 2015 года.
В рамках этих военных игр малые корабли «революционной гвардии» потопили макет одинокого авианосца, чем рассмешили американских экспертов. Говорят, те падали от хохота на пол, просматривая сюжет тегеранского ТВ. Именно после показа командование ВМС США стало утверждать, что сегодня крупнопалубные атомные «аэродромы на воде» более жизнеспособны, чем во время холодной войны.
Между тем, Сидни Фридберг из портала Breaking Defense, один из самых авторитетных западных журналистов, освещающих военные темы, пришел к выводу, что сегодняшние ракетные возможности ряда стран все-таки позволяют пробить плотную защитную завесу, созданную вокруг «Нимиц». При этом системы наведения вражеских высокоточных боеприпасов будут нацелены на уязвимые места гигантских кораблей.
Оспаривая эту точку зрения, издание National Interest впервые напечатало статью Мизоками в 2017 году, и в нынешней весне повторно её опубликовало, как актуальный материал. Впрочем, на этот раз автор признает, что Ирану нужен технологический прорыв, чтобы обуздать американскую политику авианосцев. То, что производит ВПК современной Персии и что куплено в других странах, явно недостаточно для отражения агрессии США.
В целом логика критиков авианосцев строится на том, что, как бы ни была эффективна ПРО АУГ, её можно прорвать залпом, превышающим возможности противоракет. При поточном производстве крылатых противокорабельных ракет, на авианосец и сопровождающие его корабли можно пустить не 20, а 100 и даже более ракет, многие из которых оттянут на себя ресурсы защиты. Технически организовать такое производство сложно, но решаемо, причем обеспечить синхронизованный полет «убийц Нимиц» под силу даже специалистам ИРИ.
Кроме того, уничтожить «аэродром на воде» могут и баллистические ракеты средней дальности с разделяющими при входе в атмосферу боеголовками, которые устремятся к АУГ на сверхзвуковых скоростях. Ряд американских изданий уже сообщил, что северокорейский комплекс «Мусадан» с БРСД «Хвасон-10» претерпевает очередную модернизацию и, возможно, уже способен сокрушить ПВО Седьмого флота ВМС США. Пхеньян так же, как и Тегеран, озадачен эффективными средствами уничтожения авианосцев и достаточно успешно решает самые сложные ракетные задачи. Во всяком случае, об этом говорит история достижений ВПК КНДР.
Тегеран в 2017 году начал испытания своей ракеты «Хоррамшахр», которая даже визуально похожа на «Хвасон-10». Отметим, что название в честь портового города ИРИ является глубоко символичным для иранцев. Именно здесь КСИР одержал победу в важнейшем сражении ирано-иракской войны и взял в плен почти 20 тысяч солдат противника.
Как утверждает командир воздушно-космической дивизии КСИР бригадный генерал Амира Али Гаджизаде, иранская модернизация «Мусадана» меньше по размеру оригинала и бьет только до 2000 км (в отличие от 4000 км, на которые способен «Хвасон-10»). Зато, во-первых, позволяет произвести больше установок и повысить их точность. И, во-вторых, «Хоррамшахр» с меньшей дальностью явно не достанет до столиц ЕС, что выводит его из-под европейской критики.
Почему это важно? Потому, что в именно таких характеристиках, прежде всего, заинтересована Россия. Американцам уже не получится прикрыться ракетной угрозой Евросоюзу со стороны ИРИ при размещении своих противоракет в Румынии и в Польше.
Если так разобраться, единственно, что критически не хватает Ирану и Северной Кореи в противостоянии с США — это спутниковой навигации, например, российской ГЛОНАС.
Возможно, National Interest делает правильные выводы, что сегодня и в ближайшем завтра у КСИР нет и не будет возможности потопить «Авраама Линкольна». В то же время очевидно, что ИРИ и КНДР совместными усилиями и, возможно, не без помощи КНР и РФ приближаются к технологическому прорыву, который поставит крест на всей программе американских авианосцев.
Военное обозрение: Путин — военным: Готовьтесь сбивать то, чего в мире еще нет
Военные новости: Российские истребители трижды за неделю перехватывали иностранные самолеты