В итальянской Павии прокуратура потребовала для украинца Виталия Маркива, обвиняемого в убийстве фоторепортера Андреа Роккелли и его российского переводчика Андрея Миронова в Донбассе, 17 лет заключения. Об этом в пятницу, 24 мая сообщило РИА «Новости». Вынесение приговора ожидается 12 июля.
Согласно версии обвинения, обстрел машины, в которой находились Роккелли и Миронов, был произведен преднамеренно. Автомобиль сначала обстреляли из автоматического оружия, а затем из минометов. Это стало известно благодаря показаниям выжившего тогда французского фотожурналиста Уильяма Рогелона, по словам которого получасовой обстрел со стороны киевских силовиков велся целенаправленно сначала по автомобилю, в котором перемещалась группа журналистов и их сопровождающие, а затем по их укрытию.
Сообщается, что Маркив переехал в Италию в 2002 году в 16 лет вместе со своей сестрой и матерью, которая спустя два года вышла замуж за итальянца, что дало ему основание для получения итальянского паспорта. В 2013 году он вернулся на Украину для участия в Евромайдане, поле чего вступил в один из добровольческих батальонов Нацгвардии Украины и отправился воевать в Донбасс, где он был известен под позывным «Итальянец». Маркива арестовали в аэропорту Болоньи, когда впервые за три с половиной года он вместе с женой прилетел, чтобы навестить мать.
Кроме того, известно, Маркив планировал побег из-под ареста, после чего он был переведен в другую тюрьму.
Станет ли дело Маркива прецедентом? Или Европа обращает внимание на военные преступления в Донбассе, только когда речь идет о ее гражданах? И много ли таких, как Маркив, иностранцев из числа этнических украинцев и не только, участвующих в боевых действиях в Донбассе?
— От своих друзей и знакомых в армиях ДНР-ЛНР мне приходилось слышать о большом количестве наемников из европейских и североамериканских стран, воюющих в составе украинских нацистских батальонов, — говорит директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Чаще всего упоминают польских наемников, канадцев, реже американцев и других европейцев. Также упоминают прибалтов и скандинавов, воюющих в полку «Азов» *. Воюют в составе украинских нацистских батальонов и ВСУ разные категории: есть идейные нацисты, которых особенно много в «Азове», есть наемники (те же прибалты). Но есть и штатные военнослужащие стран НАТО. Особенно много их среди поляков, канадцев и американцев. Это высокопрофессиональные военные, в том числе, бойцы отрядов коммандос. Маркив, судя по всему — идейный наци.
«СП»: — Будет ли приговор столь же суровым, как просит обвинение?
— Прокуратура потребовала вынести суровый, но справедливый приговор согласно итальянскому законодательству. Но даже такой суровый приговор не кажется слишком жестокой карой родным Андреа Роккелли и его переводчика Андрея Миронова. Думаю, если суд и смягчит требования прокуратуры, то незначительно, а может быть, и оставит предложенный срок. В Италии с большой нелюбовью относятся к украинцам, знаю это не понаслышке. Многие итальянские политики, журналисты, общественные деятели внесены в черные списки и в базу «Миротворца». Поэтому общественное мнение в Италии настроено против украинских наци, виновных в убийстве итальянского журналиста. Маркива судят не потому, что он нацист, а потому что против него собрана доказательная база, подтверждающая его вину в убийстве итальянского журналиста.
«СП»: — Может ли Италия тут стать примером? Пойдут ли на аналогичные меры другие страны ЕС?
— В Италии, повторюсь, особая общественная атмосфера. К Украине здесь отнюдь не такое благожелательное отношение, как в других странах Европы. Хотя в Италии работает много гастарбайтеров из Украины, традиционно много проституток из Украины. С одной стороны, Украина воспринимается как страна второго сорта, эдакая белая Африка, с другой — после Евромайдана у части итальянского социума добавилось неприятие Украины как государства. Благодаря таким как Маркив.
В силу ряда причин я не ожидаю повторения случаев подобных итальянскому в других странах. Там правительства и общественное мнение более благожелательны к Украине, разве что кроме Польши. В Польше к украинцам относятся, как к холопам, унижают, иногда избивают. Это стало частью польского общественного поведения. И при этом немало польских коммандос воюет на стороне ВСУ.
«СП»: — Можно ли как-то мотивировать европейские власти заняться расследованием военных преступлений в Донбассе?
— Европа и США, точнее, США и Европа создали Евромайдан, развязали войну на Украине. Ставки слишком высоки, чтобы ради них поднимать шум из-за гибели какого-то количества своих граждан. Но некоторые инициативные группы в Донбассе и России, в том числе, ваш покорный слуга, и наши друзья в Европе из негосударственных структур, а иногда и из парламентских партий всё-таки пытаются раскручивать подобные и другие неудобные темы.
Жаль, что российским чиновникам это не очень интересно. У нас господствуют лениво-безразличное и безынициативное отношение к народной дипломатии. Если что-то случается положительное, то без всякого участия государственных структур и официозных экспертов и дипломатов. Наша дипломатия работает хуже украинской, точнее, намного хуже, хотя и украинская далеко не образец профессионализма. Мы объективно слабее Америки, потому должны быть активнее и креативнее. А пока наша страна — страна победившей сонной бюрократии и безразличия.
— Итальянское правосудие обвиняет члена украинского добровольческого батальона в убийстве итальянского гражданина. Это тяжелое преступление, поэтому срок такой большой, — продолжает разговор председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Следствие доказало, что обвиняемый командовал обстрелом, который с горы Карачун вело подразделение украинских националистов. Под этот обстрел попала группа погибшего итальянского журналиста, поэтому приговор ожидается суровым.
«СП»: — Если бы в деле не были замешаны итальянские граждане, итальянские власти не проявляли бы такого рвения в стремлении восстановить справедливость?
— Естественно, такого дела вообще не было бы, если бы не погиб итальянский журналист Роккелли. Смерть Роккелли в мае 2014 года под Славянском стала шокирующим известием для многих итальянцев, а выживший в обстреле французский коллега Роккелли дал показания о том, что огонь вели украинские националисты.
Естественно, ни один европейский суд не будет заниматься гибелью мирных граждан Украины под снарядами и бомбами ВСУ, однако гибель Роккелли вызвала резкую реакцию европейских СМИ и следственных органов в Италии.
Итальянское следствие быстро выяснило, что украинская власть будет искажать и переиначивать факты, по всей вероятности, это стало причиной того, что обвинения Виталию Маркиву не передавались в украинскую прокуратуру. Уверенность в собственной безнаказанности привели Маркива в 2017 году в Италию, где он жил до 2013 года, до того момента, когда отправился поддерживать Евромайдан на Украине. Сразу после приезда он был арестован, и неожиданно для себя узнал, что его участие в расстреле журналистской группы давно известно итальянским следователям.
«СП»: — Много ли таких, как этот Маркив — европейских украинцев, которые принимали участие в карательной операции в Донбассе? Или просто европейцев? Чем они мотивированы?
— За время независимости Украины ее покинули миллионы граждан, многие выходцы из Западной Украины давно живут в Италии, Германии или Польше. Среди них немало рьяных националистов, однако, случаи участия выходцев из Украины в военных действиях на Донбассе очень редки.
Иностранцы чаще выступают инструкторами и консультантами, есть немало свидетельств присутствия в рядах националистических батальонов наемников из разных стран. Но любовь к Украине уж точно не является главным мотивом для этих военных.
*Изображения шевронов батальона «Азов», признано экстремистским решением Фрунзенского районного суда г. Владимира
Сводки с Донбасса: Донбасс: Ехали-ехали, и случайно заехали к «сепарам»
Новости Донбасса: В ДНР осудили мужчину, причастного к убийству Гиви