Существует опасность вооруженного конфликта между Россией и США. С большой долей вероятности он может произойти не в Сирии, не на Ближнем Востоке, но в Европе. А если более конкретно, то либо в границах Украины, либо в случае какого-то кризиса на территории Белоруссии, либо в одном из регионов между НАТО и Россией. Об этом, в частности, заявил почетный профессор нью-йоркского Колумбийского университета Роберт Легвольд на конференции Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.
«Мы заморожены в холодной войне», — констатировал ученый, уточнив, что с начала кризиса на Украине, случившегося в 2014 году, начался новый виток этого политического противостояния, усугубленного на этот раз использованием экономических рычагов для влияния сторон друг на друга.
Чтобы предотвратить трагическое развитие событий, подчеркнул Роберт Легвольд, Россия и США должны повысить уровень доверия между собой. Однако на данный момент, подчеркнул он, эта возможность усложняется тем, что Россия сталкивается с тройной политикой в свой адрес со стороны США. «Ведь есть сам Трамп, есть Конгресс, где основной упор делают на санкциях, и есть Госдеп, Пентагон и другие ведомства», — объяснил профессор свою точку зрения.
К сожалению, такой вариант развития событий вполне возможен, допустил завкафедрой американских исследований факультета международных отношений СПбГУ, доктор исторических наук Борис Ширяев.
— Такие заявления делаются уже давно. По данным наших военных, США готовятся к большой войне с 2005 года, отрабатывая новые тактические приемы и виды вооружений. А стратегию, направленную на разделение нашей страны на мелкие части, Штаты начали рассматривать еще раньше, аж со времен окончания Второй мировой войны. Первый шаг они сделали, отколов от СССР практически все республики. Теперь, видимо, предпринимаются попытки второго шага — раскола России еще на 5−6 частей. Потому что только тогда восторжествует пресловутая «американская мечта», наступит так называемый «американский золотой век», о котором в Вашингтоне мечтают очень многие.
А все потому, подытожил эксперт, что США сейчас неумолимо сползают в очередной серьезный политический кризис (как раз поэтому западные эксперты и говорят о наличии сразу трех американских политик в отношении России), аналогичный тому, что страна уже пережила в середине XIX века накануне своей гражданской войны. Ровно то же самое, свидетельствует Борис Ширяев, происходило и с Россией в 1917 году.
Причины такого положения вещей, считает эксперт, что Америкой, при всех ее рассуждениях об «истинной демократии», управляет несколько кланов, о чем в последнее время даже в самих США говорится все более открыто. И у каждого из этих «соперничающих сотрудников» имеются свои взгляды и планы на российско-американские отношения. Тем не менее, несмотря на все разногласия, Россия воспринимается этими кланами как кость в горле на пути к мировой гегемонии. Так в свое время думали викторианская Англия, наполеоновская Франция и гитлеровская Германия.
Однако, как уже ранее сообщала «СП», завкафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова, полковник запаса Андрей Кошкин уверен — в прямое военное столкновение с Россией американцы не полезут ни при каких раскладах, а рассуждения на эту тему объясняются уязвленной гордостью.
— Они же [американцы] тогда будут погибать! — заявил он. — Ведь они прекрасно знают, что произошло в свое время с вермахтом. За 38 дней гитлеровские войска завоевали всю Европу, но в Сталинграде за этот срок смогли перейти только с одной стороны улицы на другую. А конкретно перед домом Павлова погибло столько гитлеровцев, сколько на всех европейских полях сражений. И США об этом хорошо помнят, ведь они заставили всех оставшихся в живых военных преступников написать мемуары. Эти записи до сих пор обобщаются в американских военных академиях с целью выработки стратегии борьбы с Россией, но итог по-прежнему один — победы не будет. Несмотря на то, что социологические вопросы американских военных свидетельствуют о повышении вероятности принятия решений о развязывании боевых действий в отношении России.
«СП»: — Как-то странно получается — военные академики приходят к выводу, что победы не будет, а военные готовы к развязыванию конфликта…
— Американцев сильно раззадоривает тот факт, что неофициально и косвенно наши вооруженные силы всегда сталкиваются. Раньше были Вьетнам и Корея, сейчас вот Сирия, где мы видим «серые» поставки вооружения и техники ЦРУ террористам. Мы прекрасно понимаем, кто и как контролирует «Белые каски». Американцы жаждут совершенствовать свой афганский, вьетнамский, корейский и прочий опыт для того, чтобы раскачивать устои России, мешая формированию таких союзообразующих конгломератов, как ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС и так далее.
«СП»: — А что же с памятью об итогах Второй мировой войны?
— Вы знаете, к 75-летию ее окончания США выпустили юбилейную медаль. Так вот, на одной ее стороне изображены президент Трумэн и генерал Эйзенхауэр, а на другой размещены 3 флага — Франции, Великобритании и Америки. На сегодняшний день из сознания американской молодежи стирается информация о том, что мы вообще участвовали в этой войне. Японские школьники (а Япония — один из самых преданных военных союзников США — авт.), кстати, теперь все чаще говорят, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросили именно русские. И подобное вымарывание памяти о нашем участии во Второй мировой войне нужно американцам для того, чтобы, унизив Россию, хотя бы таким образом попытаться удержать доминирующую позицию в мировом рейтинге в условиях подъема новых политических и экономических центров.
Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований Игорь Николайчук также считает, что прямого военного столкновения США и России не будет. Он, правда, придерживается мнения, что все рассуждения на эту тему продиктованы некоей большой геополитической игрой.
— Разговоры о военном конфликте в том или ином месте, — обратил он внимание, — ведут только гражданские лица. А военные молчат, как говорится, как рыба об лед. Потому что последние с обеих сторон свято, повторю — свято — жестко контролируют ядерную безопасность в двусторонних отношениях. И здесь надо отдать должное американцам при всей их грубой риторике в наш адрес и завываниями так называемых экспертов, они четко понимают — как только против России и ее стратегических союзников будет применено ядерное оружие, последует однозначный симметричный ответ.
В свое время у СССР была так называемая «доктрина Брежнева», которая, если вкратце, подразумевала, что советские танки вполне могут выйти к Ла-Маншу без помощи ядерного оружия. И НАТО понимало, что без тактического ядерного оружия нашим танковым клиньям Т-80 противопоставить нечего, и возможность его использования рассматривалась. Но все прекрасно понимали, что как только оно будет применено, тут же последует такой ураган, что все фигуры этой шахматной партии будут сметены с доски начисто.
Просто сейчас наметилось заметное расхождение между тем, что говорят и делают политики, и тем, что внушают обществу безответственные псевдоэксперты. Такого, кстати, не было ни в биполярном мире, ни в последние годы. И все эти теперь уже не штабные, а университетские разговоры о том, как противостоять вторжению инопланетян, как избавиться от «диктата матрицы» и где будет ядерный конфликт, ведутся не в пользу, как говорится, бедных, а в пользу испуганных. Гражданские, так сказать, штафирки все активнее рассуждают о том, как победить Россию и ужасного Путина не в Азии, не в Сирии, а именно в Европе.
«СП»: — Почему именно в Европе?
— Этот вопрос одновременно и простой, и сложный. Еще при Буше-младшем произошла некая геостратегическая революция, и было официально закреплено в военных доктринах, что центр угроз для США сместился в северную часть Тихоокеанского региона. Иными словами, не мы будем нападать на Германию, а Китай на Японию. И это привело к очень интересным результатам.
Брутальный Трамп, выдвинув лозунг «Америка превыше всего», таким образом грубо сказал Европе — хватит вам прятаться за нашим ядерным зонтиком, ничего не тратя на оборону и не платя взносы в НАТО. У вас, социалистов несчастных, всякие немцы, голландцы, бельгийцы и прочие живут получше, чем простые американцы.
Германия, конечно, обрадовалась и радостно согласилась делать «свое НАТО», благо что с французами уже договоры о взаимопомощи заключены и речь идет об объединении армии. Но ряд элит, которым Европа нужна сугубо для управления миром, не устраивает уход Штатов из Старого Света. Поэтому они стали говорить — смотрите, что творится на Украине и в Крыму! Перед лицом российской угрозы НАТО надо расширять, принимать в ее ряды никому, в принципе, не нужную Северную Македонию. В общем, вернись обратно, Америка. Та же Польша, например, хочет ведь не очередную базу НАТО, там их уже и без того, простите, как собак нерезаных. Поляки хотят себе целую американскую бригаду, или, еще лучше, дивизию.
А Америке не до этого. Она просто захотела жить лучше Европы. А для этого нужно вести торговые войны с Китаем, вводить антироссийские санкции в тех отраслях, где мы являемся жесткими конкурентами Штатов на внешних рынках — в сфере вооружения, нефти и газа. А это не предусматривает спасения Европы.
Так что все разговоры о возможных конфликтах США и России в Европе являются просто социальным заказом, продиктованным системным кризисом мировой экономической системы как таковой, а не предапокалиптическим состоянием, как это представляется российским и в особенности западным обывателям.
Новости военного обозрения: На вооружение ВС РФ поставят 30 новых ядерных ракет
Армейские проблемы: Военные тайны: Кто из окружения Путина «слил» США ядерные технологии