Американский журнал Aviation Week & Space Technology (AWST), специализирующийся на вопросах военной и гражданской авиации, а также аэрокосмической промышленности, опубликовал прогноз состояния мирового парка истребительной авиации на предстоящее десятилетие. Он был приурочен к открытию авиационного салона Ле Бурже. Прогноз не распространяется на качество самолетов, на их эффективность при использовании в боевых условиях. Подсчитано, сколько тех или иных машин будет эксплуатироваться не только в странах их производящих, но и в закупающих авиационную технику.
Методика подсчета не приводится. Но можно предположить, что коль журнал вполне профессиональный, то в расчет принимаются не только планы производства. Но и снятие самолетов с вооружения из-за выработки ресурса. А также в связи с моральным устареванием, не позволяющим использовать военную технику в изменившихся тактических и стратегических условиях. Также методика должна учитывать статистику аварийности и боевых потерь.
Американские предсказатели опустили в рейтинге российские истребители Су-27 и Су30, имеющие общую «генетику», на одну позицию вниз. Сейчас эти самолеты занимают второе место по распространенности.
А лидер, вполне понятно, старинный легкий истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon, который начал эксплуатироваться ровно 40 лет назад… в ВВС Нидерландов. В американские строевые части самолет стал приходить в 1980 году.
С тех пор выпущено около 4900 самолетов различных модификаций — от А до D. Таким образом, F-16 является самым массовым истребителем четвертого поколения в мире.
Самолет до сих пор производится. Причем не только в США, но и по лицензии в ряде стран, среди которых Турция, Германия, Япония. И продается по всему миру. При этом закупки F-16 для ВВС и ВМС США уже давно прекращены.
В настоящий момент в 27 странах мира эксплуатируются порядка 3300 F-16. В том числе в США — 1200.
AWST предрекает: в 2029 году в мире будут эксплуатироваться 2,4 тысячи этих самолетов.
Второе место в этом рейтинге тоже предсказуемо. Если, конечно, ориентироваться исключительно на победоносно-рекламные реляции компании «Локхид-Мартин». Это истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II. Количество этих самолетов было подсчитано прямо-таки с аптекарской точностью. Через 10 лет, по утверждению прогнозистов из AWST, их будет равно 2181.
Казалось бы, это странно. Потому что грандиозный проект, в который в качестве сопроизводителей этого самолета, вовлечено несколько стран, таких как Италия, Япония, Турция, Израиль, Великобритания, предполагает выпустить 3323 самолета трех модификаций F-35A (для наземных аэродромов), F-35B (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для Корпуса морской пехоты) и F-35C (для авианосцев). Однако производство будет продолжаться и после 2029 года. Так что все количество самолетов к концу следующего десятилетия построить не успеют.
Есть и еще один момент, весьма неожиданный. В 2026 году начнут списывать самолеты первых серий F-35B, когда их налет достигнет 2100 часов. Хоть в документации на них и значатся 8000 часов ресурса. Произойдет это из-за конструкторских ошибок, которые были выявлены и устранены на последующих машинах. Так что будет вот такая «естественная убыль».
Вполне понятно, что в 2029 году о пророчествах AWST никто уже не будет помнить. И это для журнала, которому сейчас три года от роду, будет очень хорошо. Потому что прогноз относительно американского истребителя пятого поколения таит в себе громадные риски. Они связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, хоть к настоящему моменту построено уже четыре сотни F-35, самолет пока еще как следует не эксплуатировался. Разработчики утверждают, что пилоту этого самолета, по сути, ничего не надо делать, за него все решает мощный искусственный интеллект, но F-35 пока еще только осваивают, примеряются к нему. И искусственному интеллекту пока еще как следует не «вправили мозги».
Недавняя катастрофа, которая произошла с японским самолетом в открытом море, прекрасно показала, что не только пилот, но и сами разработчики не всегда понимают «что на уме» у управляющих истребителем программ. Причина этой аварии так и не была доподлинно установлена. То есть самолет при нормально работающих системах вдруг решился на «самоубийство». Заодно и пилота погубил.
Отсюда следует и «во-вторых». Несмотря на беспрецедентную рекламную кампанию, авторитет F-35 стремительно падает. Из проекта начинают выходить его участники, которые должны закупать самолеты. Точнее, пытаются отказаться от контрактов. Однако США используют всю свою политическую и экономическую мощь, чтобы предотвратить массовое бегство.
Попробовали отказаться от закупки «Лайтингов-2» Австралия и Дания. Однако у них ничего не получилось — Вашингтон вернул их в «клуб фанатов F-35».
Но где гарантия того, что в обозримом будущем удастся сдерживать поток «отказников»? И насколько тогда уменьшится цифра 2181?
Кстати, количество прогнозируемых истребителей F-16 напрямую зависит от F-35А. Потому что в ВВС США F-35А должен заменить давно устаревшие, несмотря на беспрерывную модернизацию, F-16. Если же программа производства «Лайтингов-2» задолго до ее окончания начнет сворачиваться, то F-16 в мире в 2029 году будет значительно больше, чем 2,4 тыс.
Но есть и еще один нюанс, из-за которого российские самолеты семейства Су-27 в 2029 году могут оказаться не на третьем месте в рейтинге AWST, а на четвертом.
Палубная модификация F-35С предназначена для замены на авианосцах истребителей-штурмовиков F/A-18. Причем намереваются отказаться и от старенькой модификации «Хорнет», эксплуатирующейся с середины 80-х годов, и от более новой — «Супер Хорнет».
Сейчас соотношение численности следующее. F/A-18 — 1450 самолетов. В семейство Су-27, в которое входят не только, как считает американский журнал, Су-27 и Су-30, но еще и Су-34 и Су-35 — 1550 самолетов. Мы занимаем сейчас вторую позицию, американские палубные самолеты — третью. При минимальном разрыве.
Если произойдет сворачивание производства F-35С, то США начнут наращивать выпуск «Супер Хорнетов», которые вполне современны и достаточно эффективны. Так что к концу следующего десятилетия они вполне могут потягаться в количественном отношении с Су-27/30/34/35.
Тем не менее, журнал AWST, способный пронзать взглядом десятилетия, отводит в 2029 году нашей истребительной линейке третье место с показателем в 1905 машин.
Следующие позиции рейтинга также таят немало «открытий чудных». В первой десятке находится лучший самолет Вьетнамской войны МиГ-21, относящийся к третьему поколению. Есть также штурмовик Су-25, машина прекрасная, но пережившая свое звездное время. Больше всего этих самолетов находится в ВВС России — около двухсот. Но они активно заменяются фронтовыми бомбардировщиками Су-34. Авторы, рейтинга, видимо, не в курсе.
Будем надеяться, что они в курсе относительно судьбы МиГ-35, который в первую десятку попал.
А вот для Су-57 места в ней не досталось.
Военное обозрение: Воздушный бой: Су-57 подвели пушки
Военные новости: Американцы вооружат авианосцы БПЛА, которые будут распознавать русских и китайцев