Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Су-57 не попал в десятку лучших истребителей

Американский журнал подсчитал, какие самолеты будут господствовать в небе через 10 лет

78173

Американский журнал Aviation Week & Space Technology (AWST), специализирующийся на вопросах военной и гражданской авиации, а также аэрокосмической промышленности, опубликовал прогноз состояния мирового парка истребительной авиации на предстоящее десятилетие. Он был приурочен к открытию авиационного салона Ле Бурже. Прогноз не распространяется на качество самолетов, на их эффективность при использовании в боевых условиях. Подсчитано, сколько тех или иных машин будет эксплуатироваться не только в странах их производящих, но и в закупающих авиационную технику.

Методика подсчета не приводится. Но можно предположить, что коль журнал вполне профессиональный, то в расчет принимаются не только планы производства. Но и снятие самолетов с вооружения из-за выработки ресурса. А также в связи с моральным устареванием, не позволяющим использовать военную технику в изменившихся тактических и стратегических условиях. Также методика должна учитывать статистику аварийности и боевых потерь.

Американские предсказатели опустили в рейтинге российские истребители Су-27 и Су30, имеющие общую «генетику», на одну позицию вниз. Сейчас эти самолеты занимают второе место по распространенности.

А лидер, вполне понятно, старинный легкий истребитель General Dynamics F-16 Fighting Falcon, который начал эксплуатироваться ровно 40 лет назад… в ВВС Нидерландов. В американские строевые части самолет стал приходить в 1980 году.

Читайте также
Воздушный бой: Су-57 подвели пушки ОПК тормозит оснащение истребителей пятого поколения ракетно-бомбовым вооружением

С тех пор выпущено около 4900 самолетов различных модификаций — от А до D. Таким образом, F-16 является самым массовым истребителем четвертого поколения в мире.

Самолет до сих пор производится. Причем не только в США, но и по лицензии в ряде стран, среди которых Турция, Германия, Япония. И продается по всему миру. При этом закупки F-16 для ВВС и ВМС США уже давно прекращены.

В настоящий момент в 27 странах мира эксплуатируются порядка 3300 F-16. В том числе в США — 1200.

AWST предрекает: в 2029 году в мире будут эксплуатироваться 2,4 тысячи этих самолетов.

Второе место в этом рейтинге тоже предсказуемо. Если, конечно, ориентироваться исключительно на победоносно-рекламные реляции компании «Локхид-Мартин». Это истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II. Количество этих самолетов было подсчитано прямо-таки с аптекарской точностью. Через 10 лет, по утверждению прогнозистов из AWST, их будет равно 2181.

Казалось бы, это странно. Потому что грандиозный проект, в который в качестве сопроизводителей этого самолета, вовлечено несколько стран, таких как Италия, Япония, Турция, Израиль, Великобритания, предполагает выпустить 3323 самолета трех модификаций F-35A (для наземных аэродромов), F-35B (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для Корпуса морской пехоты) и F-35C (для авианосцев). Однако производство будет продолжаться и после 2029 года. Так что все количество самолетов к концу следующего десятилетия построить не успеют.

Есть и еще один момент, весьма неожиданный. В 2026 году начнут списывать самолеты первых серий F-35B, когда их налет достигнет 2100 часов. Хоть в документации на них и значатся 8000 часов ресурса. Произойдет это из-за конструкторских ошибок, которые были выявлены и устранены на последующих машинах. Так что будет вот такая «естественная убыль».

Вполне понятно, что в 2029 году о пророчествах AWST никто уже не будет помнить. И это для журнала, которому сейчас три года от роду, будет очень хорошо. Потому что прогноз относительно американского истребителя пятого поколения таит в себе громадные риски. Они связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, хоть к настоящему моменту построено уже четыре сотни F-35, самолет пока еще как следует не эксплуатировался. Разработчики утверждают, что пилоту этого самолета, по сути, ничего не надо делать, за него все решает мощный искусственный интеллект, но F-35 пока еще только осваивают, примеряются к нему. И искусственному интеллекту пока еще как следует не «вправили мозги».

Недавняя катастрофа, которая произошла с японским самолетом в открытом море, прекрасно показала, что не только пилот, но и сами разработчики не всегда понимают «что на уме» у управляющих истребителем программ. Причина этой аварии так и не была доподлинно установлена. То есть самолет при нормально работающих системах вдруг решился на «самоубийство». Заодно и пилота погубил.

Отсюда следует и «во-вторых». Несмотря на беспрецедентную рекламную кампанию, авторитет F-35 стремительно падает. Из проекта начинают выходить его участники, которые должны закупать самолеты. Точнее, пытаются отказаться от контрактов. Однако США используют всю свою политическую и экономическую мощь, чтобы предотвратить массовое бегство.

Попробовали отказаться от закупки «Лайтингов-2» Австралия и Дания. Однако у них ничего не получилось — Вашингтон вернул их в «клуб фанатов F-35».

Но где гарантия того, что в обозримом будущем удастся сдерживать поток «отказников»? И насколько тогда уменьшится цифра 2181?

Кстати, количество прогнозируемых истребителей F-16 напрямую зависит от F-35А. Потому что в ВВС США F-35А должен заменить давно устаревшие, несмотря на беспрерывную модернизацию, F-16. Если же программа производства «Лайтингов-2» задолго до ее окончания начнет сворачиваться, то F-16 в мире в 2029 году будет значительно больше, чем 2,4 тыс.

Но есть и еще один нюанс, из-за которого российские самолеты семейства Су-27 в 2029 году могут оказаться не на третьем месте в рейтинге AWST, а на четвертом.

Палубная модификация F-35С предназначена для замены на авианосцах истребителей-штурмовиков F/A-18. Причем намереваются отказаться и от старенькой модификации «Хорнет», эксплуатирующейся с середины 80-х годов, и от более новой — «Супер Хорнет».

Читайте также
Гиперзвук: «Американский кролик все равно обгонит русскую черепаху» Российское превосходство в области ракетных технологий ставит США в положение СССР после 1945 года

Сейчас соотношение численности следующее. F/A-18 — 1450 самолетов. В семейство Су-27, в которое входят не только, как считает американский журнал, Су-27 и Су-30, но еще и Су-34 и Су-35 — 1550 самолетов. Мы занимаем сейчас вторую позицию, американские палубные самолеты — третью. При минимальном разрыве.

Если произойдет сворачивание производства F-35С, то США начнут наращивать выпуск «Супер Хорнетов», которые вполне современны и достаточно эффективны. Так что к концу следующего десятилетия они вполне могут потягаться в количественном отношении с Су-27/30/34/35.

Тем не менее, журнал AWST, способный пронзать взглядом десятилетия, отводит в 2029 году нашей истребительной линейке третье место с показателем в 1905 машин.

Следующие позиции рейтинга также таят немало «открытий чудных». В первой десятке находится лучший самолет Вьетнамской войны МиГ-21, относящийся к третьему поколению. Есть также штурмовик Су-25, машина прекрасная, но пережившая свое звездное время. Больше всего этих самолетов находится в ВВС России — около двухсот. Но они активно заменяются фронтовыми бомбардировщиками Су-34. Авторы, рейтинга, видимо, не в курсе.

Будем надеяться, что они в курсе относительно судьбы МиГ-35, который в первую десятку попал.

А вот для Су-57 места в ней не досталось.


Военное обозрение: Воздушный бой: Су-57 подвели пушки

Военные новости: Американцы вооружат авианосцы БПЛА, которые будут распознавать русских и китайцев

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня