Самолет-амфибия: Россия продула Канаде с разгромным счетом

Бе-200 наступает на те же грабли, что и Сухой-Суперджет

  
45689
На фото: самолет-амфибия Бе-200ЧС
На фото: самолет-амфибия Бе-200ЧС (Фото: Валерий Матыцин/ТАСС)

Индонезия, расположенная на 17 тыс. островах, 6 тыс. из которых обитаемы, остро нуждается в эффективных самолетах-амфибиях. До недавнего времени Джакарту не покидала надежда закупить несколько лучших в мире самолетов данного типа. Чтобы использовать их и как противопожарные, и медицинские, и транспортные, и пассажирские. Но как-то не складывалось. Но вот на авиасалоне в Ле Бурже индонезийская делегация подписала контракт на приобретение очень хороших самолетов-амфибий. Увы, не российских.

Канадская корпорация Longview Aviation Capital Corporation («Longview») и входящая в ее состав авиастроительная компания Viking Air Limited выпустили релиз, в котором говорится о контракте на поставку Министерству обороны Индонезии семи «летающих лодок». Шесть из них — двухдвигательные турбовинтовые самолеты-амфибии Viking Canadair CL-515, которые пока еще только готовятся к запуску в производство.

CL-515 является дальнейшим развитием прекрасно себя зарекомендовавшего Canadair Bombardier CL-415, все права на который Viking Air выкупила 3 года назад у Bombardier. Причем не только на этот самолет, но и на всю линейку амфибий. Седьмой самолет, который получит Индонезия — это турбовинтовой CL-415AEF.

3 самолета будут построены в противопожарном варианте, 4 будут многоцелевыми, способными решать сельскохозяйственные, медицинские (трое носилок), пассажирские (12 мест), транспортные и спасательные задачи.

Читайте также
Ле Бурже: "Больше всех на авиасалоне воруют Россия и Китай" Ле Бурже: «Больше всех на авиасалоне воруют Россия и Китай» Французская газета обвинила Москву и Пекин в промышленном шпионаже. США — вне подозрений

Следует обратить особое внимание на то, что поставки CL-515 начнутся в 2024 году, когда Viking Air освоит производство данных самолетов. И это означает окончательный и бесповоротный приговор, вынесенный российскому самолетостроению, специализирующемуся на производстве самолетов-амфибий.

Почти пять лет Джакарта с нетерпением ожидала, когда же ТАНТК имени Г. М. Бериева начнет поставки лучших в мире самолетов-амфибий Бе-200. В конце концов стало понятно, что если это и произойдет, то позже поставок CL-515. Есть и еще один отягчающий момент. Россия сможет поставлять не те самолеты, которые зарекомендовали себя лучшими в мире, а, как это ни печально звучит, брак. Но об этом чуть позже.

И еще один момент. Пока бериевцы обещали потенциальному заказчику, что вот-вот самолеты начнут строить, Бе-200 перестал быть лучшим в мире. В 2018 году вперед вырвались китайцы.

Впрочем, все равно разница между российским и канадским самолетами значительная. Противопожарная модификация CL-415 способна брать 6 тонн воды, перспективный CL-515 — 7 тонн. Бе-200 — 12 тонн.

Разница определяется возможностями двигателей и аэродинамикой планёра. И максимальная, и крейсерская скорость у Бе-200 почти вдвое выше — 700 км/ч против 360 км/ч. Дальность выше почти в полтора раза. Правда, Viking Air утверждает, что разработчикам новой машины удалось повысить топливную эффективность двигателей на 10%-15%.

В пассажирском варианте Бе-200 берет на борт 43 человек, CL-415 — 8. Это довольно существенно, когда самолет используется Министерством обороны для спасательных операций. А также для эвакуации раненых.

Bombardier CL-415 совершил первый полет в 1993 году, а эксплуатироваться начал спустя год. Всего было построено 88 самолетов. Основными эксплуатантами, помимо Канады, являются Франция, Италия, Греция.

Однако в 2015 году компания Bombardier остановила производство самолетов-амфибий в связи с резким сокращением заказов до уровня одной-двух машин в год. Дело решила продолжить компания-соотечественница — Viking Air. Как видим, первые клиенты на улучшенную модификацию самолета уже нашлись.

У Бе-200 иная судьба. Самолет совершил первый полет в 1998 году. Эксплуатироваться начал в 2003 году. К настоящему моменту построено 12 самолетов. 9 эксплуатируются в МЧС России, становясь медийными героями, когда в стране начинаются крупные лесные пожары. Один самолет продан МЧС Азербайджана. Еще 2 — прототипы, которые ТАНТК им. Бериева долгие годы не может куда-либо пристроить.

В то же время на этот, действительно, прекрасный самолет заказов выше крыши. МЧС России заказало 24 машины к 2024 году. Спасатели пока ждут, хоть и изрядно нервничают. А Министерство обороны ждать уже устало — не получив положенные по госконтракту 6 самолетов, военное ведомство в 2017 годы взыскало с ТАНТК им. Бериева 6,7 млрд. рублей.

Казалось бы, все для строительства самолетов имеется. И хороший самолет, проработанный технологически. И производственные мощности. И профессиональные кадры. И определенные средства, которых должно было бы хватать на старт производства. И заказчики есть, поскольку машина прекрасная, на практике доказавшая свою эффективность. Какое-то время назад, до развития ситуации остервенения, Бе-200 хотели бы получить американцы. И не пару, а сразу десяток.

Но нет двигателей.

Бе-200 спроектирован под турбореактивные двигатели Д-436ТП, которые производятся на Украине. Сейчас в Россию они не поставляются. И скорой замены им не предвидится.

Другие авиастроительные компании ориентируются на разработанный в Перми двигатель ПД-14, имеющий тягу 14 тонн силы. Производителям крупных лайнеров он в самый раз. При этом двигатель уже запускается в серийное производство. Для самолетов меньших габаритов с ограниченной полезной нагрузкой предусмотрена модификация ПД-10 с меньшей тягой. Однако трудно точно сказать, когда ПД-10 будет готов. И когда годный двигатель получит сертификат безопасности эксплуатации. Эксперты называют сроки в диапазоне от 4 до 7 лет.

Но бериевцы избрали другой вариант. Он сулит временной выигрыш, но проигрыш по качеству.

Недавно появилась информация о том, что в ТАНТК им. Бериева намерены использовать в Бе-200 российско-французский двигатель SaM146, разработанный компанией Safran. Именно этот двигатель используется в лайнере Сухой-Суперджет.

В паспорте на двигатель гарантируется 8 тыс. часов до капитального ремонта. Однако ремонтировать приходится уже через 2−4 тыс. часов налета, что предопределено появлением трещин в горячей части двигателя. Дефекты абсолютно одинаковые, одинаково проявляющиеся в каждом двигателе, подлежащем досрочному ремонту. То есть это явная конструкторская ошибка. Однако французы этого не признают, продолжая гнать брак. В связи с тем, что самолеты длительное время простаивают, ожидая ремонта двигателей, их эксплуатация нерентабельна. И целый ряд эксплуатантов избавляются от убыточных «Суперджетов».

Так вот, бериевцы наступают на те же самые грабли. Более полугода назад директор по ремонторизации Бе-200 Илья Конюхов сообщил, что французы исправили конструктивные ошибки. И готовы не только выпускать модернизированные двигатели, но и «привести в порядок» уже произведенные. Однако в судьбе «Суперджета» ничего не изменилось. И ОКБ Сухого намерено подыскать замену французскому браку.

Ну, и в завершении о китайском самолете-амфибии, который в 2018 году обошел Бе-200 по эксплуатационным характеристикам.

Читайте также
Адмирал Ставридис: Русские моряки нарываются на грубость Адмирал Ставридис: Русские моряки нарываются на грубость Почему командование ВМС США предписывает своим кораблям уступать дорогу российским

Это AG600 Jiaolong, что означает «Водяной дракон». Самолет двойного назначения. В гражданских целях используется для пожаротушения, способен за 20 секунд набрать в цистерны 12 тонн воды. Также может перевозить 50 пассажиров. Тоннаж при использовании самолета как транспортной машины не сообщается. Однако он, несомненно, выше чем и у Бе-200, и CL-515 если судить по возможностям силовой установки. «Водяной дракон» оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями, их суммарная мощность равна 20400 л.с. Собственно, и максимальный взлетный вес китайского самолета больше на 15 тонн, чем российского — 53 тонны против 38 тонн. Также «Летающего дракона» собираются использовать для разведки полезных ископаемых и для мониторинга состояния водной среды.

Министерство обороны Китая намерено использовать AG600 для морского патрулирования. В принципе, такой самолет вполне способен исполнять противолодочные функции. Это позволяет и объем оборудования и вооружения, которые могут быть размещены в просторном фюзеляже, а также дальность полета, которая составляет 5500 км. У Бе-200 — 3100 км.

Компания-производитель получила заказ на 17 AG600. И сомневаться не приходится — все они будут построены к сроку.


Новости авиации: Ле Бурже: «Больше всех на авиасалоне воруют Россия и Китай»

Военное обозрение: ВКС РФ получили два новейших вертолёта Ми-28НМ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анастасия Удальцова

Кандидат в депутаты Мосгордумы от КПРФ общественный деятель

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Константин Нациевский

Политик, депутат Челябинской городской Думы от КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня