Вечером 2 июля Министерство обороны РФ весьма кратко и без каких-либо подробностей сообщило о новой тяжелой трагедии на флоте. Вот это известие: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения биометрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения».
На данный момент очаг возгорания ликвидирован, сказали в Минобороны. «Причины произошедшего устанавливаются. Расследование проводит главнокомандующий Военно-морским флотом», — добавили в ведомстве.
Как ни странно, даже названий глубоководного аппарата и его судна-носителя указано не было. Это обстоятельство, а также суточная задержка с оповещением широкой общественности, мгновенно наводили на мысль, что речь шла не об обычном тренировочном погружении. И, скорее всего, не об обычных подводных работах.
Оставалось предположить, что речь идет о ЧП на одном из судов, принадлежащем Главному управлению глубоководных работ, официальных сведений о котором в открытой печати практически нет. То есть — о знаменитом своей секретностью ГУГИ, лишь формально приписанному к Северному флоту и больше известному как «Подводная разведка». Подчинено управление напрямую министру обороны России.
Спустя некоторое время ситуация стала проясняться. СМИ выяснили, что на самом деле недалеко от Кольского полуострова при глубоководном погружении загорелась титановая АС-12, также известная, как «Лошарик». Это достаточно новая российская атомная глубоководная подводная лодка, спущенная на воду в Северодвинске в большой тайне 26 августа 1995 года. Согласно официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция. По сути, самая неуязвимая подлодка на всем российском флоте, поскольку в состоянии, как утверждают, погружаться на немыслимую глубину — до 6 километров. Где ни одно из существующих в мире средств поражения достать ее не в силах. Создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века.
«Лошарик» не несет на себе никакого оружия. Зато оснащен манипулятором, телегрефейром (ковшом с телекамерой), драгой (системой очистки породы), а также гидростатической трубкой. И этот внешне безобидный набор инструментов вызывает большие опасения на Западе. Так как, считают наши «заклятые друзья», с его помощью АС-12 в состоянии легко обнаруживать в океане и обрывать подводные кабели связи и управления. А без надежной связи любая современная война — не война.
Логично предположить, что другим важным назначением «Лошарика» является скрытный съем секретной информации с интересующих нашу разведку оптоволоконных подводных кабелей зарубежных государств. Какова российская технология такой работы, естественно, неизвестно. Зато не секрет, как именно это несколько десятилетий делают американцы.
Они тоже давно располагают субмаринами специального назначения для тайной «прослушки» проложенных в Мировом океане кабелей. Самая современная из них - USS Jimmy Carter (SSN-23), построенная по проекту Seawolf. На ее борту — собственный «Лошарик», специальная компактная автономная мини-субмарина (Advanced SEAL Delivery System (ASDS)).
Отделившись от «Джимми Картера», штатовская ASDS ложится на дно рядом с российской (предположим!) линией связи. Присоединение подслушивающего устройства выполняется с помощью специально разработанной камеры, спускаемой с подводной лодки.
Зачем нужна эта камера? Отвечает один из самых известных американских экспертов по флотской разведке Норман Полмар, прежде работавший консультантом Конгресса США: «Из-за наличия высокого напряжения на кабеле, ВМС были не в восторге от необходимости затягивать кабель непосредственно на подводную лодку. Кроме того, удержание кабеля подводной лодкой в течение длительного времени может привести к ее запутыванию. А это уже опасно для жизни всего экипажа».
Словом, такая глубоководная разведка технологически очень сложна. Но, во всяком случае, за океаном считают, что овчинка стоит выделки. Вот мнение одного из отставных технических сотрудников американского АНБ — Агентства национальной безопасности США: «Представьте, что вам в лицо направляют пожарный гидрант — вот такой примерно поток данных вы получаете». Ведь один только кабель компании TyCom, проложенный по дну Тихого океана, имеет возможность передачи 100 миллионов разговоров одновременно.
Штатный носитель нашей АС-12 и наш «Джимми Картер» — уникальная специальная атомная подводная лодка БС-136 «Оренбург», переделанная к 2002 году по проекту 09786 из атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар». В ходе реконструкции за счет специальной вставки в середине корпуса общая длина атомохода была увеличена со 155 до 162,5 метров.
БС-136 предназначена для скрытной подводной транспортировки «Лошарика» на большие расстояния. Далее отделившаяся от «Оренбурга» глубоководная станция в состоянии самостоятельно выполнять весьма деликатные боевые задачи.
«Оренбург» вместе с другим подобным АПЛ-носителем БС-64 «Подмосковье» входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Главного управления глубоководных работ, которая базируется на Кольском полуострове в губе Оленья (Гаджиево).
Еще одно важнейшее обстоятельство, которое свидетельствует о том, каких размеров катастрофа постигла «Лошарик» 1 июля 2019 года около 20.30. Экипаж глубоководной станции составляет 25 человек. Все — офицеры. Выходит, в борьбе с огнем погибло больше половины личного состава глубоководной станции. Еще, как минимум, трое моряков, как разузнала мурманская телекомпания ТВ-21, с отравлениями продуктами горения доставлены в госпиталь в Североморске.
Вечером 2 июня стало известно, что среди погибших были семь капитанов первого ранга и два Героя России. Эти сведения прозвучали во время встречи Владимира Путина с главой Минобороны Сергеем Шойгу.
Президент РФ поручил Шойгу вылететь в Североморск, чтобы лично заслушать доклады и нацелить комиссию на безусловное выявление причин этой трагедии.
Из досье «СП»
Однажды «Лошарику» довелось заниматься и вполне мирными делами. В конце сентября 2012 глубоководная станция приняла участие в исследовательской экспедиции под названием «Арктика-2012», по результатам которой в комиссию ООН по морскому праву заявку Россия подала заявку на расширение подконтрольной нашей стране арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие два ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын».
Глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» тогда занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5−3 километра на протяжении порядка 20 дней.
И еще. Пожары на наших атомных подводных лодках, увы, не редкость. Один из них на Северном флоте произошел 35 лет назад.
Речь идет о тяжелом происшествии на АПЛ К-131 в Норвежском море, случившемся 18 июня 1984 года. Корабль, которым командовал капитан 1 ранга Селиванов, возвращался в базу после двухмесячной боевой службы, когда в одном из отсеков вспыхнул пожар. Умелые действия моряков, сумевших вовремя подать в восьмой отсек огнегаситель со станции ЛОХ, позволили спасти лодку и экипаж из 117 человек. Но 13 подводников все же погибли.
Как ни странно, причину того пожара установить так и не удалось. Изначально комиссия предполагала, что всему виной оказалось повышенное содержание кислорода внутри субмарины. Но приборы этого не подтвердили.
В результате К-131 на Северном флоте прослужила еще десять лет.
Чрезвычайные ситуации: Контр-адмирал прокомментировал гибель российских моряков
Военные новости: Подлодка «Лада»: Подводный истребитель бюджетных миллиардов