Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Подлодка в считанные секунды превратилась в консервную банку, наполненную дымом»

Что происходит на борту субмарины в момент пожара

17422

В четверг, 4 июня, глава Минобороны Сергей Шойгу назвал причину ЧП на глубоководном российском аппарате в Баренцевом море, в результате чего погибли 14 офицеров-подводников. Трагедия произошла из-за пожара в аккумуляторном отсеке.

Глава оборонного ведомства также сообщил, что «ядерная энергетическая установка на подводном аппарате полностью изолирована и безлюдна… она полностью в работоспособном состоянии». То есть лодка будет восстановлена.

Таким образом, не подтвердилась первоначальная версия, которая появилась в СМИ сразу после новостей о ЧП. Согласно ей, напомним, произошло короткое замыкание (КЗ) в распределительном щите, с последующим возгорание оплетки проводов и трансформаторного масла.

Справедливости ради, такого рода аварии и впрямь случаются — точнее очень часто случались на подлодках, в том числе в ВМС других стран. В частности, в конце прошлого века и в «нулевых» годах на британском атомном подводном флоте, по крайней мере, один раз в год происходил серьезный пожар и несколько относительно небольших возгораний случались почти каждый месяц. Такие данные были опубликованы в 2009 году Министерством обороны Соединенного Королевства. В отчете приводились сведения о фактах коротких замыканий и последующих воспламенениях.

Читайте также
Трагедия секретного «Лошарика»: В огне погибло больше половины экипажа офицеров-подводников Титановый глубоководный аппарат АС-12 превратился в братскую могилу

В последующие годы таких аварий стало меньше. И у нас, и за рубежом был разработан комплекс противопожарных мер, который нивелировал эту опасность. Сегодня даже оплетка используемых на субмаринах проводов изготовляется из негорючих материалов,

В то же время угроза пожаров осталась. «Даже небольшое возгорание может превратить подводную лодку в наполненную дымом консервную банку, после чего тушение пламени становится чрезвычайно сложной задачей для экипажа», — заявил Джон Эйнсли, координатор шотландской кампании за ядерное разоружение, международный эксперт по инцидентам на АПЛ.

Каждая страна, само собой, старается минимизировать утечку информации о причинах ЧП на своих субмаринах, чтобы не пролить свет на военные секреты. Это общемировая практика, поэтому все, что случилось на аппарате АС-12 (По другим данным — АС-31), можно не сомневаться, будет тщательно отфильтровано. Именно поэтому Сергей Шойгу старался быть максимально осторожным, рассказывая о катастрофе, не называя, какой конкретно аппарат пострадал.

Аккумуляторы на подлодках и раньше доставляли немало бед экипажам, но сегодня наиболее частой причиной возгорания на субмаринах становятся проблемы с бортовыми источниками питания на базе литий-ионных батарей. В частности, именно поэтому в ноябре 2017 года погибла аргентинская подлодка «Сан-Хуан» немецкого производства.

Отметим, что литий-ионные батареи есть даже на АПЛ, играя роль резервной или дополнительной энергетики. Между тем даже небольшое и на первый взгляд невидимое повреждение оболочки такого источника питания может закончиться катастрофой. Пары воды, попав внутрь, вступают в реакцию с материалами электродов и электролита с последующим разогревом до 90 °C.

А далее начинает разлагаться кобальтин лития, присутствующий в аккумуляторе, и выделятся кислород, который, в свою очередь, окисляет электролит с еще большим повышением температуры, что, в конечном счете, приводит к полному выгоранию батареи. Все это происходит очень быстро.

Кроме того, возможны и короткие замыкания (КЗ) в аккумуляторе. Тогда уже через несколько секунд происходит вздутие корпуса и разгерметизация с последующим очень вероятным взрывом и пожаром в отсеке.

Приведем пример. 3 сентября 2010 года на борту «Боинга -747» загорелись находящиеся среди груза литиевые батареи, кабину пилотов настолько быстро заволокло густым черным дымом, что спровоцировало неуправляемое снижение. Похоже, что что-то вроде этого и произошло на российском глубоководном аппарате. Во всяком случае, картины происшествия схожи.

Уже известно, что погибшие подводники, вытолкнув гражданского в соседний отсек, задраили люк. Они отлично понимали, что время шло буквально на секунды, чтобы спасти часть экипажа и подлодку. Отметим также, что чем мощнее литий-ионная батарея, тем больше выделяется энергии при окислении, но тем опаснее она во время пожара.

В случае ЧП рекомендуется залить источник возгорания водой или воспользоваться пенным огнетушителем. В то же время опыт борьбы с огнем, вырывающимся из литиевого аккумулятора, показывает, что такие батареи пылают до тех пор, пока полностью не выгорят. В авиации, к слову, используют специальные несгораемые мешки, куда бросают начавшиеся дымиться источники питания.

Читайте также
Трагедия в Баренцевом море: Подводники испытывали «Посейдон»? АПЛ «Белгород» могла повторить судьбу «Курска»

При сгорании пластмассы, которую применяют для изготовления батареи, выделяется много опасных газов, включая угарный газ, цианистый водород и соединения хлора. В непроветриваемом помещении данная смесь является чрезвычайно опасной, поскольку не имеет четкого запаха. Люди, которые борются с огнем, могут и не осознавать степень опасности, даже теоретически зная о ней.

Тем не менее, напрашиваются непростые вопросы к производителям отечественных батарей, поскольку США уже научились производить невоспламеняющиеся литий-ионные аккумуляторы с полимерным электролитом.

Кроме того, не совсем ясно, почему бортовые источники не размещались в отдельном невозгораемом блоке? А может, все-таки они были куплены за рубежом у ненадежных производителей? Ответы на эти непростые вопросы должно дать только следствие. Правда, не факт, что общественность будет информирована о результатах расследования.


Военные новости: Трагедия секретного «Лошарика»: В огне погибло больше половины экипажа офицеров-подводников

Аварии: Шойгу рассказал, какую помощь получат родные погибших моряков

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня