В четверг, 4 июня, глава Минобороны Сергей Шойгу назвал причину ЧП на глубоководном российском аппарате в Баренцевом море, в результате чего погибли 14 офицеров-подводников. Трагедия произошла из-за пожара в аккумуляторном отсеке.
Глава оборонного ведомства также сообщил, что «ядерная энергетическая установка на подводном аппарате полностью изолирована и безлюдна… она полностью в работоспособном состоянии». То есть лодка будет восстановлена.
Таким образом, не подтвердилась первоначальная версия, которая появилась в СМИ сразу после новостей о ЧП. Согласно ей, напомним, произошло короткое замыкание (КЗ) в распределительном щите, с последующим возгорание оплетки проводов и трансформаторного масла.
Справедливости ради, такого рода аварии и впрямь случаются — точнее очень часто случались на подлодках, в том числе в ВМС других стран. В частности, в конце прошлого века и в «нулевых» годах на британском атомном подводном флоте, по крайней мере, один раз в год происходил серьезный пожар и несколько относительно небольших возгораний случались почти каждый месяц. Такие данные были опубликованы в 2009 году Министерством обороны Соединенного Королевства. В отчете приводились сведения о фактах коротких замыканий и последующих воспламенениях.
В последующие годы таких аварий стало меньше. И у нас, и за рубежом был разработан комплекс противопожарных мер, который нивелировал эту опасность. Сегодня даже оплетка используемых на субмаринах проводов изготовляется из негорючих материалов,
В то же время угроза пожаров осталась. «Даже небольшое возгорание может превратить подводную лодку в наполненную дымом консервную банку, после чего тушение пламени становится чрезвычайно сложной задачей для экипажа», — заявил Джон Эйнсли, координатор шотландской кампании за ядерное разоружение, международный эксперт по инцидентам на АПЛ.
Каждая страна, само собой, старается минимизировать утечку информации о причинах ЧП на своих субмаринах, чтобы не пролить свет на военные секреты. Это общемировая практика, поэтому все, что случилось на аппарате АС-12 (По другим данным — АС-31), можно не сомневаться, будет тщательно отфильтровано. Именно поэтому Сергей Шойгу старался быть максимально осторожным, рассказывая о катастрофе, не называя, какой конкретно аппарат пострадал.
Аккумуляторы на подлодках и раньше доставляли немало бед экипажам, но сегодня наиболее частой причиной возгорания на субмаринах становятся проблемы с бортовыми источниками питания на базе литий-ионных батарей. В частности, именно поэтому в ноябре 2017 года погибла аргентинская подлодка «Сан-Хуан» немецкого производства.
Отметим, что литий-ионные батареи есть даже на АПЛ, играя роль резервной или дополнительной энергетики. Между тем даже небольшое и на первый взгляд невидимое повреждение оболочки такого источника питания может закончиться катастрофой. Пары воды, попав внутрь, вступают в реакцию с материалами электродов и электролита с последующим разогревом до 90 °C.
А далее начинает разлагаться кобальтин лития, присутствующий в аккумуляторе, и выделятся кислород, который, в свою очередь, окисляет электролит с еще большим повышением температуры, что, в конечном счете, приводит к полному выгоранию батареи. Все это происходит очень быстро.
Кроме того, возможны и короткие замыкания (КЗ) в аккумуляторе. Тогда уже через несколько секунд происходит вздутие корпуса и разгерметизация с последующим очень вероятным взрывом и пожаром в отсеке.
Приведем пример. 3 сентября 2010 года на борту «Боинга -747» загорелись находящиеся среди груза литиевые батареи, кабину пилотов настолько быстро заволокло густым черным дымом, что спровоцировало неуправляемое снижение. Похоже, что что-то вроде этого и произошло на российском глубоководном аппарате. Во всяком случае, картины происшествия схожи.
Уже известно, что погибшие подводники, вытолкнув гражданского в соседний отсек, задраили люк. Они отлично понимали, что время шло буквально на секунды, чтобы спасти часть экипажа и подлодку. Отметим также, что чем мощнее литий-ионная батарея, тем больше выделяется энергии при окислении, но тем опаснее она во время пожара.
В случае ЧП рекомендуется залить источник возгорания водой или воспользоваться пенным огнетушителем. В то же время опыт борьбы с огнем, вырывающимся из литиевого аккумулятора, показывает, что такие батареи пылают до тех пор, пока полностью не выгорят. В авиации, к слову, используют специальные несгораемые мешки, куда бросают начавшиеся дымиться источники питания.
При сгорании пластмассы, которую применяют для изготовления батареи, выделяется много опасных газов, включая угарный газ, цианистый водород и соединения хлора. В непроветриваемом помещении данная смесь является чрезвычайно опасной, поскольку не имеет четкого запаха. Люди, которые борются с огнем, могут и не осознавать степень опасности, даже теоретически зная о ней.
Тем не менее, напрашиваются непростые вопросы к производителям отечественных батарей, поскольку США уже научились производить невоспламеняющиеся литий-ионные аккумуляторы с полимерным электролитом.
Кроме того, не совсем ясно, почему бортовые источники не размещались в отдельном невозгораемом блоке? А может, все-таки они были куплены за рубежом у ненадежных производителей? Ответы на эти непростые вопросы должно дать только следствие. Правда, не факт, что общественность будет информирована о результатах расследования.
Военные новости: Трагедия секретного «Лошарика»: В огне погибло больше половины экипажа офицеров-подводников
Аварии: Шойгу рассказал, какую помощь получат родные погибших моряков