В последние дни в Израиле активно обсуждают неполадки с GPS. Вдруг ни с того, ни с сего местные жители начали испытывать проблемы с определением собственного местоположения при использовании этой системы навигации. Для обывателей эта проблема оказалась почти незаметной, а вот летчики как гражданские, так и военные столкнулись с серьезными трудностями.
В последнее время, пролетая над территорией Израиля, пилоты сталкиваются с тем, что их местоположение определяется либо неправильно, либо вообще не определяется. И это зачастую вызывает серьезные проблемы при посадке или взлете, потому как все современные самолеты, используемые еврейским государством, в значительной мере зависимы от GPS. К авариям и катастрофам это пока не приводило, однако в некоторых случаях прерывать посадку приходилось для захода на второй круг, также были и прерванные взлеты.
Началось все это в Израиле не так давно — первые сообщения о неполадках стали появляться пару недель назад, и это при том, что Сирия, по выражению, американского генерала, главы Главного управления войск специального назначения США Раймонда Томаса, является тем местом на земле, где активнее всего используются средства электронной войны. Каким-то чудом Тель-Авиву удавалось избегать всех произрастающих из этого проблем, хотя САР находится прямо под боком, а базы самых активных участников этой электронной войны практически граничат с еврейским государством (например, база Хмеймим — авт.). Но вот теперь ситуация изменилась. И с чем же это связано?
Американский ученый, профессор Техасского университета Тодд Хамфрис вместе с группой коллег разгадал причину появления неполадок с GPS в Израиле. Хамфрис является инженером в авиационно-космической отрасли, и для своего очередного исследования он использовал определенные датчики и прочие приборы Международной космической стации. В итоге, ему удалось отыскать источник сигнала, нарушающего работу навигационной системы в Израиле. Оказалась, что сигнал исходит из российской базы Хмеймим. «Он (сигнал — авт.) настолько силен, что я могу видеть его из космоса» — говорит Хамфрис.
По его словам, подобные помехи РФ поставляла и раньше, но территорию еврейского государства они не затрагивали. Очевидно, что российские военные переместили свои передатчики или же просто нарастили их количество. Также американский специалист отмечает, что помехи наблюдаются, в том числе и в небе над Кипром.
С чем может быть связано такое поведение РФ? Возможно, что такими средствами Москва пытается ограничить ЦАХАЛ в его войне против Сирии и Ирана. Помехи поставляются как раз на те районы воздушного пространства, откуда Тель-Авив любит больше всего наносить удары — Средиземное море, Ливан и, собственно, сам Израиль.
По информации нашего источника в военных кругах РФ, помехи действительно поставляются, но делается это не с целью навредить Израилю. Главная задача — сохранить в безопасности сирийско-российскую базу Хмеймим и прочие объекты Минобороны.
Дело в том, что за весь период существования этой базы она регулярно подвергалась атакам со стороны боевиков и, возможно, иных сторон сирийского гражданского конфликта. В последние месяцы атаки беспилотников стали настолько частыми, что это начало доставлять определенные трудности в организации обороны. Исследовав полученные экземпляры БПЛА, военные пришли к выводу, что рациональней всего будет глушить GPS-сигналы. Для российских самолетов и прочей техники это ничем не грозит, потому как нами используется система ГЛОНАСС, которая никак не связана со спутниками GPS. А вот насчет атакующих российскую базу беспилотников, источник говорит, что некоторые из них подозрительно похожи на наспех переделанные израильские аппараты старых моделей. Модели были нарочно повреждены для создания видимости «полностью кустарного производства». Возможно, это просто стечение обстоятельств, однако иные вероятности тоже нельзя исключать.
Насчет же того, насколько это глушение вредит летчикам гражданской авиации, наш источник говорит, что серьезных опасностей нет. Во-первых, сигнал не распространяется на пространство, которое находится за горизонтом передатчиков — действует по принципу прямой видимости, следовательно, до определенной высоты в израильских аэропортах помехи не ощущаются. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев при заходе на посадку используется курсо-глиссадная система (посадка по приборам — авт.). То есть GPS тут может вообще не использоваться.
Военное обозрение: За неделю у границ России заметили 26 иностранных летательных аппаратов