Россия осталась без «кукурузника»: Родине стали не нужны раритеты СССР

На форуме «Армия-2019» не нашлось места для исторической техники

  
5153
На фото: легендарный самолет У-2
На фото: легендарный самолет У-2 (Фото: Федор Савинцев/ТАСС)
Материал комментируют:

Трудно представить Кремль без Царь-пушки, Неву без «Авроры», Оршу без «Катюши», Химки без Ла-7, «Дорогу жизни» без «полуторки», берлинский Мемориал павшим советским воинам в Тиргартене без Т-34, Монино без более двухсот самолетов и вертолетов разных эпох — историческая тема военной техники вызывает не меньше внимания, чем художественные и прочие музеи. И интерес этот год от года только возрастает во всем мире — идет своеобразная битва за раритеты, порой не только своего происхождения.

История с возвращением из Лаоса на «историческую родину» в Россию тридцати танков Т-34−85 вызвала ряд кривотолков, в первую очередь потому, что танки оказались не совсем «наши». Эти «тридцатьчетверки» большей частью были произведены уже в 1950-х годах в Чехословакии, правда, по советской документации и лишь с небольшими изменениями в конструкции. Для своей основной цели, заявленной Минобороны РФ, а это участие в военно-исторических парадах, съемках в художественных фильмах, они вполне подходят. И тот факт, что действительно советскими, произведенными в Тагиле, оказалось лишь несколько из них, а один реально дошел до Берлина в 1945-м, особой погоды не делает. В конечном итоге Т-34 были получены не для того, чтобы украсить воинские кладбища и захоронения времен Великой Отечественной войны. Для кино, музеев, парадов.

Вспомнился еще один «заграничный» Т-34−85, который экспонируется в Имперском военном музее в Лондоне, удостоившийся этой чести как самый массовый танк Второй мировой войны. До 2012 года, когда в музее началась реконструкция, его раскраска с белыми продольными полосами на башне и бортовым номером на ней, соответствовали виду танков советской 95-й танковой бригады в Берлине в мае 1945 года (только без красной звезды). Потом Т-34 безлико и однотонно перекрасили в зеленый цвет и загнали в дальний конец экспозиции.

История этой «тридцатьчетверки» интересна лишь тем, что машина была выпущена в Чехословакии в 1955 году и спустя пятнадцать лет оказалась в Египте (вероятно, что была продана в составе партии), а спустя еще несколько лет попала в плен к израильтянам. И уже в 1977 году этот Т-34 был официально куплен британским военным музеем. Вероятно, что уже сейчас его боевая история в Четвертой арабо-израильской войне преподносится посетителям музея в большей степени, чем принадлежность к легендарной советской «тридцатьчетверки».

Если «порыться» по частным и государственным коллекциям за границей, там можно найти немало экспонатов техники военной поры и более позднего периода, но уже ставшими историческими достойными возвращению на Родину. Вот еще одна достаточна неоднозначная история последнего времени с переводом музея ВВС из Монино в военно-патриотический парк культуры и отдыха ВС РФ «Патриот». Оценки этому противоречивые — военные настаивают, что целесообразнее создать единую экспозицию военной техники в одном месте и уже перевезли в «Патриот» многочисленные экспонаты танкового музея в Кубинке. Ряд экспертов и авиационных специалистов настаивают, что ряд самолетов просто не вынесут переезда, плюс теряется «топопривязка» в привычном и намоленом авиаторами Монино. Есть и третьи, которые уверены, что нужно оставить и музей, и насытить новую композицию. Что-то взять из Монино, а что-то… вернуть из заграничного бытия.

Подобная практика известна во всем мире. Вот в американском штате Иллинойс живет некий авиалюбитель Дон Кёрлин, хобби которого… покупать и продавать бывшие советские истребители МиГ-29. За последние десять лет через руки этого бывшего военного летчика прошло ни много ни мало — пятьдесят самолетов этого класса! «Мигарей» он покупал большей частью в странах Восточной Европы (Чехия, Украина, Румыния), многие восстанавливал. А еще коллекционер по бортовым номерам пытался выяснить историю истребителей, но эта история является для него секретной. Определить боевой путь тоже непросто — порой на хвосте поверх звезды нарисован украинский трезубец, а его закрывает еще какой-то непонятный рисунок. Самое главное Кёрлин на МиГ-29 еще и сам летает.

Ладно, с МиГ-29 и в России проблем нет, по крайней мере, они еще стоят на вооружении, а по мере списания могут попасть и в музеи. А вот, как выяснилось, у нас в стране не осталось ни одного летающего «кукурузника» — легендарной этажерки У-2 (По-2). Тот, который хранится в музее в Монино, в воздух уже давно подняться не может, хотя и принимал участие в съемках кинофильма «В бой идут одни старики» (на земле). В летном состоянии есть лишь три реплики По-2, новоделы, построенные любителями в Самаре, Новосибирске и Москве (еще один есть на Украине в Харькове). А вот единственный летающий в Европе По-2 остался лишь в Венгрии — из тех, кто был выпущен заводским конвейером. Понятно, что и хвостовая расцветка флага на нем сейчас мадьярская.

Гордость отечественного авиапрома советских времен космический корабль «Буран» (и его макеты) тоже заслуживает лучшей участи. Тот, который на ВДНХ в Москве, именно макет, в котором сейчас действует интерактивный показ полета, а одно время этот «Буран» использовался в парке им. Горького, как аттракцион. А вот в Техническом музее немецкого города Шпайер имеется тоже прототип «Бурана», который использовался для горизонтальных летных испытаний — полноразмерный аналог советского космического «челнока», совершивший 24 полета в «ближний космос» с отработкой схем захода на посадку и саму посадку. Интересно, что вначале от этого «Бурана» пыталась избавиться НПО «Молния» как от «непрофильного актива», потом он попал в Сидней, Бахрейн и после ряда процессов оказался в Шпайере — немцы его честно выкупили и сейчас с успехом экспонируют. Получается, что Германия хранит нашу историю лучше, чем мы сами?

— Конечно, сразу хочется воскликнуть, что, мол, изначально ничего раздавать не нужно было, но тенденция начала 1990-х была такова, что многие уникальные экспонаты и документы были утрачены, зачастую просто проданы за бесценок, — считает директор Центрального музея авиации и космонавтики ДОСААФ России Игорь Исаков. — Собирать, естественно, сложнее, но такую работу по возвращению раритетов нужно проводить. Речь не идет о выкупе авиационных эскадрилий или танковых колонн, как известно Т-34 из Лаоса были переданы безвозмездно и это хороший пример. Но есть исторические экспонаты, которые составляли гордость нашей Родины и в силу каких-то причин исчезли, здесь можно и денег не пожалеть. Причем, это должны быть не только какие-то государственные программы и проекты, но и деятельность частных коллекционеров. Подобная практика, к слову, широко распространена на западе, когда частное лицо выставляет принадлежащий ему экземпляр военной техники в музее. И либо получает за это арендную плату, либо довольствуется табличкой на экспозиции с собственным именем. Возможно, что и у нас подобное нужно шире практиковать.

Интерес к музеям военно-исторической техники действительно огромный. Где-то он сугубо тематический, например, по авиации, танкам, кораблям, где-то общепознавательный. И, конечно, изюминкой любой экспозиции являются именно раритетные экспонаты, именно они привлекают особенное внимание и — гордость за творения рук своих предков.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анастасия Удальцова

Кандидат в депутаты Мосгордумы от КПРФ общественный деятель

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Константин Нациевский

Политик, депутат Челябинской городской Думы от КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня