Американское издание We Are The Mighty опубликовало материал, в котором достаточно подробно сравниваются два ударных вертолета — российский Ка-52 «Аллигатор» и американский АН-64 Apache. Задача этого сравнения крайне амбициозна, она предполагает установить, какой вертолет является лучшим в мире. Разумеется, в своем классе ударных винтокрылых машин.
В численном отношении «Апач», безусловно, укладывает «Аллигатора» на лопатки. С 1980 года было произведено больше 2 тыс. «коренных американцев» шести модификаций. Они эксплуатируются в армиях 15 стран. В США в настоящий момент более 800 таких машин двух последних модификаций.
Количественные показатели Ка-52 намного скромнее. Правда, этот вертолет значительно моложе — его серийное производство началось в 2008 году. Но динамика выпуска не позволяет надеяться на то, что к своему сорокалетию он догонит и перегонит «Апача». Всего было построено около 150 машин, 130 используются в вооруженных силах России, в Египет поставляется 46 вертолетов палубного базирования Ка-52К «Катран». На этом география исчерпывается.
«Кто же все-таки самый лучший? — вопрошает американское издание. — Может быть, первый в мире ударный вертолет AH-1, который все еще эксплуатируется? Или же проявивший себя во Вьетнаме MH-47, оснащенный мощным оружием? Или первый вертолет, получивший ракеты „воздух-воздух“ AH-64 Apache? Все они великолепны, но есть очень веские аргументы в пользу российского Ка-52».
Итак, каковы же эти аргументы? Ка-52 лучше и разнообразнее вооружен. Он оснащен пушкой калибра 30 мм, ракетами для поражения воздушных целей «Игла-В», противотанковыми ракетами двух типов — «Атака» и «Вихрь», неуправляемыми ракетами и противокорабельной ракетой Х-35 «Уран».
У «Апача» лишь один тип противотанковых ракет — AGM-114 Hellfire («Адский огонь»). При этом огонь не столь уж и адский, американская ракета обладает бронепробиваемостью в 800 мм гомогенной брони. У «Атаки» этот параметр равен 950 мм, у «Вихря» — 1000 мм. При этом дальность «Вихря» равна 10 км, что на 2 км больше, чем у «Адского огня». Правда, «Атака» способна поражать бронированную технику на расстоянии 6 км.
Справедливости ради, необходимо отметить, что Hellfire по функциональности шире, чем ПТУР. Ракета, оснащенная головкой самонаведения, имеет несколько различных боевых частей. Среди них осколочно-фугасные, проникающие и термобарические, включая, разумеется, тандемную кумулятивную для брони.
Преимущество у «Аллигатора», причем серьезное, в мощности неуправляемых ракет. Они двух калибров — 80 мм и 122 мм. «Апач» располагает лишь калибром 70 мм.
При этом российский вертолет на голову выше по части уничтожения морских целей. Х-35 существенно превосходит Hellfire и по дальности пуска, и по мощности боевой части. The Mighty приводит тут такое наглядное соотношение сил: Ка-52 способен поразить танкер на удалении до 130 км, AH-64 — лишь небольшое судно не далее 6 км.
И, наконец, последний аргумент в пользу российского вертолета Ка-52. Его скорость выше, хоть и не намного. 300 км/ч против 278 км/ч.
Далее идут аргументы в пользу «Апача». Он способен нести 16 ракет против 12 у Ка-52. И это означает, что его ракеты могут нанести более мощный удар по наземным целям. Правда, при этом авторы публикации забывают сообщить, что Ка-52 может доставлять на поле боя 4 авиабомбы по 500 кг. Это существенно превосходит ударные возможности «Адского огня». Конечно, точность нанесения удара несоизмерима, однако она не всегда играет решающую роль.
Оценивая дальность действия этих двух машин, авторы публикации почему-то учитывают лишь перегоночную дальность, то есть полет «порожняком», без вооружения, с использованием подвесных топливных баков. Она у «Апача» существенно выше, раза в полтора. Но практическая дальность, когда вертолет переносит боевую нагрузку, по сути одинаковая — 480 км у «Апача» против 460 км.
А вот разница в высотных характеристиках существенна. Практический потолок у AH-64 равен 6400 м, у «Аллигатора» — 5500 м. И тут The Mighty делает совершенно ошеломляющий вывод: «Эта разница может иметь большое значение, например, в Афганистане. Также „Апачи“ могли бы защищать американских солдат на российской горе Эльбрус, в то время как Ка-52 бесполезно порхал бы значительно ниже». Как говорится, широко шагают, штаны порвут.
Есть у «Апача» и еще одно достоинство, весьма существенное, о котором забыло сказать американское издание. Это надвтулочное размещение (то есть поверх несущего винта) РЛС. Что позволяет пилоту, спрятав машину за какой-нибудь естественной преградой типа холма или стены, будучи невидимым для противника, наблюдать за обстановкой на чужой территории. И, выбрав цель, сделать подскок и выпустить ракету. После чего опять спрятать машину. Ка-52 на такое не способен, у него РЛС расположена в носовой части фюзеляжа.
Но и «Апач» не способен делать некоторые вещи, которыми сильна машина КБ Камова. «Аллигатор» имеет соосную схему расположения винтов. Это позволяет ему быть абсолютным рекордсменом мира по маневренности. Например, он может сделать полную «мертвую петлю». Но это, разумеется, для воздушных аттракционов, а не для боя.
Ка-52 способен практически мгновенно резко менять направление полета чуть ли ни на 90 градусов, лететь боком и задом со скоростью 100 км/ч. Ни один вертолет мира, кроме «Аллигатора», не может повторить маневр «воронка». Он представляет собой полет по окружности или же по более сложной траектории вокруг цели или группы целей, при котором нос вертолета и, естественно, пушка и ракетное оружие направлено на противника.
Важнейшее качество ударного вертолета — живучесть, поскольку он значительную часть времени при решении боевых задач проводит в непосредственной близости от противника и может быть досягаем для обстрела.
Оба вертолета имеют два двигателя, что обеспечивает сохранность машины и экипажа в случае поражения одного из двигателей. При этом Ка-52 имеет большую энерговооруженность за счет большей мощности двигателя — 2400 л.с. против 1900 л.с.
И там, и там кабины бронированные, включая остекление. Однако вот здесь имеет место существенная разница. У «Аллигатора» — титан и бронестекло. У «Апача» — кевлар, материал композиционный. Он должен выдерживать обстрел из крупнокалиберного пулемета. Однако на практике все гораздо хуже. В 2003 году иракский крестьянин сбил AH-64 из охотничьего ружья. Довольно часты случаи, когда пилотов и операторов вооружения, защищенных кевларом, поражал огонь из автомата Калашникова.
Экономия на бронезащите объясняется тем, что «Апач» стремились сделать максимально скрытным. Малое поперечное сечение вертолета предполагало минимальную засветку на радарах противника. Выхлопные газы смешиваются с забортным воздухом, благодаря чему снижена видимость в инфракрасном спектре. Даже шумы свели к возможному минимуму, используя два рулевых винта. Однако все это прекрасная теория, «Апач» слишком часто для столь серьезной и дорогостоящей машины сбивают.
Спасение экипажа организовано по-разному. У американского вертолета неубирающиеся шасси способно демпфировать падение машины со скоростью 10 м/с. У российского происходит катапультирование экипажа.
Практически все российские СМИ, комментируя статью в американском издании, ограничились перечислением пунктов «за здравие» Ка-52. На этом основании «Аллигаторы» и были названы лучшими в мире. Однако американцы настаивают на обратном. (Мы перечислили все их пункты «за здравие» AH-64). Ну а в будущее они глядят с еще большим оптимизмом, заявляя, что на фоне перспективных вертолетов SB-1 Defiant или V-280 Valor российский «Аллигатор» будет выглядеть просто головастиком. И это более чем странно, потому что вертолет с соосными несущими винтами и толкающим задним винтом SB-1 Defiant и конвертоплан V-280 Valor — это не ударные, а транспортные машины.
Военное обозрение: Ракета «Булава» по точности здорово проигрывает «Трайдену»
Армия и войны: Создание рельсотрона: Америка перехватывает инициативу