Интернет-портал avia.pro сообщает, что в России началось изготовление первого прототипа сверхсекретного стратегического бомбардировщика ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации). Правда, речь пока не о комплексных работах по производству и сборке всех агрегатов самолета в единое целое. Пока рождается лишь важнейшая составная часть самолета — его двигатель. Но и это означает, что лед тронулся. То есть проект ПАК ДА, о котором принялись говорить еще десять лет назад, начал, что называется, воплощаться в металле.
Портал avia.pro обнаружил на сайте государственных закупок информацию о поставке в феврале 2020 года первого комплекта сопловых аппаратов I и II ступеней турбины в сборе общей стоимостью 61 млн. рублей. Общий объем заказа — шесть сопловых аппаратов. В роли заказчика выступает самарское двигателестроительное КБ Кузнецова. Разумеется, при этом не раскрывается никаких подробностей. Не указан даже заводской индекс двигателя.
Вполне понятно, что первые двигатели на новые бомбардировщики устанавливать не будут. Агрегаты предназначены для всесторонних наземных испытаниях. Но, тем не менее, не за горами и использование «кузнецовских» двигателей в составе прототипов, потому что первый полет ПАК ДА запланирован на 2025 год.
О перспективном российском стратегическом бомбардировщике тоже по сей день известно немногое — в связи с высокой секретностью его разработки. Известен только производитель прототипов и, по всей видимости, серийных самолетов — Казанский авиационный завод им. Горбунова.
В начале этого месяца генеральный директор компании «Туполев» Александр Конюхов сообщил, что прототипы ПАК ДА будут проходить испытания в подмосковном Жуковском на туполевской летно-испытательной и доводочной базе. А в феврале компания «Туполев» объявила о том, что облик и характеристики перспективного бомбардировщика окончательно утверждены.
Правда, и о летно-технических характеристиках будущего самолета простым смертным, не имеющим отношения к разработке, мало что известно. Чуть больше — об облике ПАК ДА. Такая информация циркулирует в СМИ уже давно. Это будет самолет, построенный по аэродинамической схеме «летающее крыло» с максимальным использованием стелс-технологий. Наш перспективный бомбардировщик будет иметь дозвуковую скорость. Что очень важно. Потому что означает, что в классе дальних бомбардировщиков туполевцы перешли на американский стандарт, воплощенный в их самолете В-2. И который за океаном предполагают реализовать в перспективном В-21.
Итак, каковы особенности этого стандарта? В самолетах данной схемы как таковой отсутствует фюзеляж. Все самолетные агрегаты, кабина пилота и вооружение расположены в крыле треугольной формы. Неоспоримым достоинством является то, что, по сути, весь самолет в полете создает подъемную силу. Поскольку он весь является плоскостью, параллельной поверхности земли. Поэтому такой самолет способен поднимать в воздух большую полезную нагрузку. И не только ракетно-бомбовое вооружение, но и топливо. В связи с чем на «летающем крыле» можно достигать бОльшей дальности полета.
Также геометрия самолета, не имеющего хвостового оперения, наиболее подходит для того, чтобы максимально снизить отражение волн радиолокаторов противника.
Но у подобной схемы есть и недостатки. Среди них — низкая эффективность органов управления самолетом. В связи с чем его полет неустойчив, требует постоянного (с высочайшей частотой!) манипулирования органами управления, чтобы самолет не «рыскал» по курсу и тангажу. И для стабилизации полета требуется вмешательство не пилота, а автоматики. Поэтому проекты создания «летающего крыла», которые начали появляться с 40-х годов прошлого века, большого успеха в мире не имели.
Первым таким серийным самолетом стал малозаметный американский дозвуковой истребитель F-117, выпущенный компанией «Локхид-Мартин» в 80-е годы в количестве 64 машин. Проект был реализован во многом благодаря тому, что появились эффективные и малогабаритные системы автоматики на базе микропроцессоров, стабилизирующие полет. Небольшая серийность этого самолета объясняется тем, что он был запредельно дорог — по нынешнему курсу каждый истребитель стоил больше 200 млн. долларов.
Кстати, упомянув F-117, мы должны сказать и о том, что самолеты схемы «летающее крыло» имеют невысокую скорость полета. Пока еще не появилось такого самолета, который преодолел бы звуковой барьер.
Вторым серийным «летающим крылом» стал бомбардировщик В-2 Spirit, запущенный компанией Northrop Grumman в серийное производство в начале 90-х годов. Однако и эта серия получилась небольшой — всего 20 самолетов. Поскольку один такой бомбардировщик стоит уже запредельные 2,1 млрд. долларов. На настоящий момент это самый дорогой самолет в мире.
Однако все достоинства «летающего крыла», кроме малозаметности, реализовать в В-2 Spirit не получилось. По дальности полета (11100 км) он проигрывает русскому «Медведю» (Ту-95) почти 4 тыс. километров. По боевой нагрузке (27 тонн) уступает нашему Ту-160 тоже очень много — 18 тонн.
То есть получается, что ОКБ Туполева ради достижения малозаметности готово пожертвовать дальностью самолета и массой его ракетно-бомбовой нагрузки. Хоть и распространяются слухи о том, что нагрузка на ПАК ДА будет рекордной.
А что же американцы? Они решили не останавливаться на достигнутом, сделав, по сути, то же самое, что и В-2, но значительно дешевле. Проект создания перспективного бомбардировщика В-21 предполагает использование той же самой аэродинамической схемы с максимальным акцентом на малозаметность.
Известно, что В-21 должен иметь межконтинентальную дальность. Все остальное компания-разработчик Northrop Grumman держит в тайне. Кроме стоимости каждой машины, которая не должна превысить полумиллиарда долларов.
Известно и то, что всего для ВВС США предполагается построить от 100 до 180 самолетов B-21. По достаточно смелым прогнозам эти машины к концу 30-х годов должны составить основу стратегической авиации Штатов, полностью вытеснив «престарелые» В-52. Это означает, что ВВС США собирается использовать стратегические бомбардировщики единого типа, каковыми являются и В-2, и В-21. (В-1 не относится к классу «стратегов», поскольку не является носителем ядерного оружия).
В российской же Дальней авиации картина будет противоположной. ОКБ Туполева в настоящий момент параллельно работает над двумя грандиозными проектами — ПАК ДА и Ту-160М2. Первый — малозаметное дозвуковое «летающее крыло». Второй — прекрасно освоенный пилотами и наземными службами сверхзвуковой самолет традиционной аэродинамической схемы с рекордной полезной нагрузкой.
При этом Ту-160М2 — это не модернизация существующих «Белых лебедей», как называют Ту-160, а создание совершенно новых машин. У них будет тот же планер, но его придется строить заново, а не «переобувать» имеющиеся в распоряжении ВКС РФ 16 ракетоносцев Ту-160. А вот вся авионика окажется абсолютно новой, разрабатывающейся сейчас в КРЭТ. К испытаниям эти новые «Белые лебеди» должны подойти одновременно с ПАК ДА. И, соответственно, серийное производство должно быть параллельным на одном и том же заводе — в Казани.
Однако производственные мощности КАЗ им. Горбунова не безграничны. Подсчитано, что он способен выпускать 3−4 Ту-160М2 в год. Если параллельно там же строить еще и ПАК ДА, то получится максимум по 1,5−2 каждого из этих самолетов в год.
Существует решение правительства России о производстве и закупке для ВКС пятидесяти ракетоносцев Ту-160М2. Если их строить параллельно с ПАК ДА, процесс растянется в лучшем случае на 25 лет. Что абсолютно абсурдно.
Если же серия ПАК ДА будет небольшой, в пределах десятка, то дело, конечно, ускорится. Однако при этом мы будем иметь дело с еще одним абсурдом. При столь мизерной серийности стоимость перспективного бомбардировщика окажется заоблачной.
И тут возникает крамольная мысль: а не является ли строго засекреченный проект ПАК ДА дезинформацией для «наших партнеров»? Ведь ожидание появления у противника нового вида оружия приводит к созданию соответствующего ответа. То есть — оружия оборонительного. А это отвлекает и научно-технические ресурсы, и финансы. Даже у США все это сегодня не безгранично.