Взрыв во время испытаний на российском секретном военном полигоне Ненокс в Архангельской области многому научил Соединенные Штаты. Об этом президент США Дональд Трамп написал в своем Твиттере.
При этом президент США упомянул название будущей русской ракеты, которая, по мнению американской разведки, взорвалась на испытаниях — «Skyfall». Так в НАТО называют крылатую ракету на ядерном топливе «Буревестник», которую ранее анонсировал Владимир Путин, как аргумент в сдерживании после одностороннего выхода Вашингтона из договора по ПРО.
По словам Трампа, США имеют «подобную, хотя и более продвинутую технологию». Похоже, России предстоит еще одно соревнование со своим вечным противником в области создания ракетного оружия. О начавшейся в этой сфере гонке вооружений пишет, в частности, американская газета The New York Times.
В качестве доказательств того, что речь идет именно о ракете «Буревестник» с ядерной двигательной установкой, издание приводит резкий рост радиационного фона в районе аварии, нахождение вблизи полигона специального морского транспорта «Серебрянка», предназначенного для технологического обслуживания кораблей и судов с атомными силовыми установками. Но основное, конечно -признание «Росатома» о гибели в тот день в Неноксе сразу пятерых его сотрудников.
Сегодня Росгидромет признал, что 8 августа, в день взрыва на полигоне, в регионе действительно был зафиксирован скачок радиоактивного излучения. Через пару часов радиационный фон нормализовался. Речь идет о превышении нормы в 4−16 раз.
Тем временем, в Сарове скорбят по погибшим на испытаниях специалистам Российского федерального ядерного центра. 12 августа там прошел траурный митинг. «Лучшей памятью для них станет наша дальнейшая работа над новыми образцами вооружений, которая обязательно будет доведена до конца. Мы выполним задание Родины, ее безопасность будет надежно обеспечена», — заявил на митинге руководитель «Росатома» Алексей Лихачев.
Работы по созданию ракеты «Буревестник» настолько засекречены, что опубликовать содержательную информацию без нанесения ущерба обороноспособности страны невозможно. Тем не менее, эксперты «СП» рассказали об общих вопросах, связанных с проектом, и военно-политическом контексте происходящего.
Главный редактор портала MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев практически не сомневается, что речь идет о ракете «Буревестник».
— Любой ядерный реактор является изотопным источником питания. В его основе источник энергии, который содержит некое радиактивное вещество — изотоп. Так можно назвать и уран, и плутоний.
«СП»: — Да, в открытых публикациях есть разночтения. «Росатом», например, в своем сообщении использует термин «изотопные источники питания на жидкостной двигательной установке». Звучит не так страшно, как «ядерный реактор». Видимо, чтобы не было паники среди местного населения.
— Это словесная казуистика своего рода. Чтобы скрыть то, что на самом деле происходит. При этом существует отдельный класс изотопных источников питания. Это малогабаритные устройства, которые используются, например, в медицинской технике.
«СП»: — Можно ли на основании имеющихся данных утверждать, что взрыв на полигоне связан с испытаниями именно «Буревестника»?
— Известно о пяти погибших специалистов «Росатома». В работе с обычными изотопными источниками питания, которые могут использоваться где-то в технике, такое количество специалистов «Росатома» работать не может. В этом нет смысла. Скорее всего, велись испытания двигателя, либо самой ракеты.
Плюс в «Росатоме» говорят, что взрыв был на морской платформе для испытаний. Но это все легко проверяется. Через несколько дней уже будут доступны коммерческие снимки из космоса этого района. И можно будет посмотреть: была или нет там морская платформа?
Пока лишь известно о том, что рядом был танкер «Росатома», с которого, видимо, проводились какие-то измерения. А, кроме того, на полигоне Ненокса в прошлом году появился объект инфраструктуры, аналогичный тому, с которого испытывали «Буревестник» в том виде, в котором его показал Путин в марте 2018 года.
Словом, все складывается. Почти наверняка это был «Буревестник».
«СП»: У Трампа тоже сомнений в этом нет. Он даже похвастался аналогичными американскими технологиями. Похоже, нас ждет соревнование с США — кто первым введет в строй крылатую ракету с ядерным двигателем?
— История противостояния в этой области уходит корнями в конец 1950-х годов, когда и в США, и в СССР начались работы по созданию тяжелых бомбардировщиков и крылатых ракет с ядерной энергетической установкой. В США дело дошло до постройки макетов ракет дальнего радиуса действия. На самолетах реакторы были и у США (тяжелый бомбардировщик B-36), и у нас (модифицированный Ту-95). Но тогда существовала большая проблема с противорадиационной защитой экипажа и персонала. А также было ясно, что во время испытаний неизбежны катастрофы. В итоге в середине 1960-х годов в обеих странах эти программы были свернуты.
«СП»: — Теперь мы их возобновили. Да и США «рвутся в бой». Но смогут ли они с нами тягаться?
— На сегодняшний день технологический потенциал США в ракетной области не уступает нашему. А может быть — даже и превосходит. В ядерной области в лучшем случае — паритет.
Достижения, которые позволили России приблизиться к созданию ракеты «Буревестник» и подводного дрона «Посейдон», а также боевого лазера «Пересвет», скорее всего, следствие развития программы создания малогабаритных источников энергии. Которая с 1990-х до 2000-х годов развивалась в нашей стране и теперь достигла успеха.
Несмотря на секретность, понятно, что участие в этой программе принимают специалисты ядерного центра в Сарове. Видимо, за успешное завершение этой программы звезду Героя России получил Сергей Кириенко. Поэтому вероятно у нас есть некий задел. Другое дело, что в случае необходимости США могут очень быстро нас догнать. Или даже перегнать.
Не знаю — хорошо или нет, что мы открыли этот ящик Пандоры.
«СП»: — Америка вышла из договора по ПРО. Россия должна была ответить. Насколько эффективным оружием может оказаться «Буревестник»?
— Все будет упираться в средства обнаружения этих аппаратов. Это неизбежно будут довольно габаритные ракеты — крупнее большинства подобных для самолетов и подлодок. Обойти все зоны ПВО они, конечно, могут. Но США сейчас размещают серьезные комплексы ПВО на кораблях, которые способны быстро перекрыть довольно большие территории. Плюс — возможность обнаружения целей за горизонтом РЛС из космоса.
— Возникает вопрос: почему американцы так уверены, что взрыв на полигоне произошел во время испытаний именно ракеты «Буревестник»? — удивился военный эксперт Алексей Леонков.
«СП»: — А как по-вашему?
— Возможно, они добыли эти сведения из русскоязычных соцсетей. Вспомним, как госпожа Латынина в свое время высказывала такое предположение. Потом пошли сведения про радиационный фон. Потом «Росатом» сообщил о гибели сотрудников. Одно с другим сложилось. И за океаном решили, что это, скорее всего, был «Буревестник».
При том, что возможности видовой разведки в этом регионе сегодня сильно ограничены. КПД любых спутников-разведчиков из-за высокой облачности, лесных пожаров в Сибири не более 15−20%. Никаких «свидетельств очевидцев» здесь быть не может. На этот полигон «муха не пролетит». То есть — выводы американского разведсообщества ни на чем не основаны.
Поэтому заявление Трампа надо понимать как неверно истолкованную информацию, преподнесенную ему их разведсообществом.
«СП»: — Однако вопрос слишком серьезный. Президент США утверждает, что его страна располагает аналогичными технологиями. А значит, это представляет угрозу для России.
— Действительно, во времена соперничества СССР и США обе стороны штурмовали технологии создания ядерных двигателей для воздуха и космоса. У нас, кстати, получились именно космические ядерные двигатели. И сейчас наша спутниковая группировка разведки и целеуказания летает на таких двигателях. Благодаря этому срок их пребывания в космосе увеличился в разы.
С воздушным двигателем тогда у нас не вышло. Но сейчас, с новыми технологиями, получилось. На таком двигателе и полетел «Буревестник», о чем уже сообщалось.
«СП»: — Поговорим о «Буревестинике» подробнее. Почему американцы должны ее бояться?
— Это большая крылатая ракета неограниченного радиуса действия за счет того, что на ней установлен ядерный воздушный двигатель. Она может огибать районы ПВО противника, но пока — только на дозвуковых скоростях. В силу названных особенностей, это оружие возмездия.
«СП»: — Поясните, пожалуйста.
— Представьте, что ракета летит со скоростью 900 километров в час. Сколько она будет лететь до континентальной части США? Очень долго. Поэтому применять ее в начале конфликта бессмысленно. Ее обнаружит ПВО противника. О чем, кстати, американцы и заявляют.
Поэтому «Буревестник» имеет смысл применять лишь после того, как основные ядерные комплексы: шахтного, морского и мобильного базирования уже отработали по врагу.
«СП»: — Так там уже пустыня будет.
— Даже после массированного применения ядерного оружия какие-то воинские структуры противника наверняка останутся боеспособными. Да, они будут действовать в особых условиях, с применением специальной защиты. Но они будут способны продолжать воевать.
И вот по этим целям и будет работать оружие возмездия. По береговым — подводные дроны «Посейдон». В глубине вражеской территории — «Буревестник». Это гарантирует тотальное уничтожение страны-агрессора.
«СП»: — И эта перспектива должна стать сдерживающим фактором для «супостата»?
— Конечно! В советские времена это отлично работало. А когда мы свои технологии по созданию термоядерного оружия и развитию баллистических ракет довели до совершенства (даже выводили МБР на орбиту), США начали «разрядку». Испугавшись, что рано или поздно может что-то случиться. У них же сумасшедших хватает. Вспомним, как министр обороны Штатов Джеймс Форрестол в 1949 году вышел в окно с криком «Русские идут!».
А в это время
По сведениям архангельского ИА «Беломорканал», военные предупредили жителей поселка Ненокса, что 14 августа с 5 до 7 часов утра все они должны покинуть свои жилища. Для этого со станции Ненокса спецпоезд увезет их подальше на время работ на полигоне. Комментаторы предполагают, что военные планируют продолжить испытания оружия.
А издание «Двина Сегодня» сообщает, что ночью из Архангельска в Москву вылетели десять медиков, которые оказывали первую помощь пострадавшим во время взрыва на полигоне у Неноксы. По данным источника издания, медики прибыли в район станции метро «Щукинская», где расположены медицинские центры исследования последствий онкологических и биофизических заболеваний. В частности, там находится клиника Федерального медицинского биофизического центра им. А. И. Бурназяна, куда ранее доставлены пострадавшие в результате аварии.