Су-57Э и Ил-112ВЭ: На продажу даже то, что еще не летает

На начинающемся МАКС-2019 впервые покажем потенциальным заказчикам экспортные версии новейших самолетов

  
4259
На фото: Макет истребителя Су-57Е
На фото: Макет истребителя Су-57Е (Фото: Марина Лысцева ТАСС)

До открытия в подмосковном Жуковском Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 осталось чуть больше недели. Еще не все экспонаты заняли заготовленные для них места на стендах и на демонстрационных площадках, но уже известно о главных событиях предстоящего салона.

Во-первых, на сей раз запланирована очень представительная программа показательных выступлений пилотажных групп. В подмосковном небе покажут воздушную акробатику знаменитые пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России», а также команда ДОСААФ России «Русь». Намечено выступление и латвийской частной пилотажной группы «Baltic Bees». Блеснет в небе и «легкая кавалерия» — частные группы «Первый полет» и «Колибри» выступят на легких поршневых самолетах.

Все это, конечно, прежде всего — для посетителей, приехавших на авиационный фестиваль с детьми. Для профессионалов же, и, прежде всего, — для иностранных делегаций, главным событием станет демонстрация двух предназначенных на экспорт самолетов: новейшего российского истребителя Су-57Э и легкого военно-транспортного самолета Ил-112ВЭ. Если намерения о закупке новейшего российского истребителя уже высказывались, то транспортнику придется доказать свою состоятельность на рынке легких машин, предназначенных для перевозки военных грузов и десантирования бойцов ВДВ.

Читайте также
А наш Су-57-то – голый! А наш Су-57-то — голый! Принятый на вооружение новейший российский истребитель пока готов, главным образом, лишь к парадам

Вполне понятно, что у Су-57Э в целях сохранения в тайне наших передовых технологий ограничены некоторые функциональные возможности и частично урезана часть характеристик. Но, тем не менее, представители «Рособоронэкспорта» заявляют, что экспортная модификация по многофункциональности, автоматизации и высокой интеллектуализации процессов боевого применения, по сверхманевренности и другим характеристикам превосходит истребители поколения 4++. Причем — как российские, так и иностранные.

Необходимо сказать, что еще в середине этого десятилетия экспортная модификация предполагалась несколько иной. Ее предстояло сделать совместными усилиями ОКБ Сухого и индийской авиастроительной корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Индийской стороне надлежало разработать для истребителя бортовой компьютер, навигационную систему и дисплеи для кабины пилота. Совместно разработанный самолет должен был производиться на индийских заводах. Часть продукции предполагалось передавать в ВВС Индии, часть Россия продавала бы иностранным заказчикам.

Однако Индия внезапно вышла из совместного проекта, заявив, что наш Су-57 вообще нельзя отнести к истребителям пятого поколения. Были названы три надуманные причины: низкая тяга двигателей, неэффективная авионика, недостаточная малозаметность. Несостоятельность этих претензий мы обсудили в одной из предыдущих публикаций. svpressa.ru/war21/article/239986/

Но при этом Индия заявила и о том, что «оставляет за собой право» закупки истребителей, когда Су-57 «будет полностью готов». Похоже, что на сегодня он как раз уже готов. Или же будет готов в ближайшее время. И не только для того, чтобы удовлетворить капризы Нью-Дели. О намерении приобрести истребитель для эксплуатации его в собственных военно-воздушных силах уже заявляли несколько стран. Турция, которая подыскивает замену «пролетевшему мимо» американскому истребителю-бомбардировщику F-35. Вьетнам. Перу. Это может быть и Ирак, который, разочаровавшись в американских танках, массово закупает у России основные боевые танки Т-90.

Можно предположить, что и Китай не ограничится использованием истребителей Су-35 и докупит к ним еще и экспортную модификацию новейшей машины ОКБ Сухого.

Хотя вообще-то стран, проявивших интерес к новому российскому истребителю, пока немного. Но ведь о намерении продавать его за пределы России было заявлено совсем недавно. При этом сроки, когда можно будет заключать экспортные контракты, пока еще известны довольно приблизительно. Лишь в начале июня вице-премьер Юрий Борисов, курирующий ОПК РФ, впервые публично заявил, что Су-57 будет производиться и на экспорт. Но начало продаж не может начаться ранее, чем данный истребитель появится на вооружении ВВС России.

Возможно, срок перенесут «вправо» еще дальше. Это предопределено тем, что, по словам Борисова, у нас пока хорошо раскупается даже и менее совершенный Су-35. И не стоит ему устраивать конкуренцию на международных рынках.

Однако покупка истребителей последнего поколения — это дело не скоропалительное. Вон Индия уже не один десяток лет не может определиться с тендером на закупку «средних» истребителей. В Жуковском им можно будет ближе познакомиться с Су-57Э. Что называется — потрогать его руками. И выяснить какие-то важные моменты в работе самолета.

Недавний контракт с Министерством обороны на приобретение для ВВС России 76 строевых истребителей Су-57 должен подогреть и за рубежом интерес к этой машине. Потому что общая стоимость контракта составляет 170 млрд. рублей. То есть за каждый истребитель пятого поколения Министерство обороны РФ заплатит порядка 36 млн. долларов. Цена на международном рынке — абсолютно демпинговая.

Конечно, для иностранных покупателей Су-57Э окажется подороже. Но даже полуторакратное увеличение стоимости наверняка покажется им очень выгодным.

Вторая сенсация салона — легкий военно-транспортный самолет Ил-112ВЭ. Его перспективы на продажу более отдаленные. Самолет совершил только один полет. И теперь конструкторы напряженно борются с избыточным весом машины. Дело в том, что самолет конструкторы «перетяжелили», по различным оценкам, на 2−3 тонны по сравнен6ию с тактико-техническим заданием. Что ни в какие рамки не лезет. Потому что грузоподъемность этой машины должна быть всего 5 тонн. Получается, из 5 тонн надо вычесть 2−3 «лишних» тонны. Что останется для перевозки полезных грузов?

Работы нал этим Илом, конечно, идут полным ходом. И сообщается, что уже удалось избавиться более чем от половины лишнего веса. Компания «Ильюшин» обещает, что скоро все придет в норму.

Читайте также
ПАК ДА:  будущего главного «стратега» России туполевцы создают по американскому стандарту ПАК ДА: будущего главного «стратега» России туполевцы создают по американскому стандарту Зачем ВКС РФ в перспективе сразу два типа бомбардировщиков межконтинентальной дальности?

При этом самолет, который идет на замену отслужившим свои сроки Ан-26, должен получиться хорошим. Благодаря использованию современной авионики экипаж сокращен всего до двух человек. Эффективность расхода топлива у нового двигателя в 2,4 раза выше, чем у двигателя Ан-26. Установлен комплекс самообороны от зенитных ракет противника «Витебск». Есть рампа для погрузки техники. Дальность при полной загрузке — 1200 км, при грузе массой в 3,5 тонны — 2400 км. Самолет неприхотлив в обслуживании и эксплуатации, может работать с любых ВВП, включая и грунтовые.

Казалось бы, Ил-112ВЭ должен выдержать на внешнем рынке серьезные конкурентные «бои». Однако конкурентов в своей весовой категории у него почти нет. Есть украинский транспортник Ан-140, эксплуатирующийся с конца прошлого века. Полезная нагрузка у него на тонну больше. Однако нет рампы. И топливная экономичность ниже. Но главное — производство этого самолета давно остановлено в связи с разрухой, которая постигла госпредприятие «Антонов» вскоре после киевского переворота. Всего на Украине успели построить около сорока таких машин.

В мире есть еще один самолет примерно такого же класса — испанский транспортник CASA C-295, производящийся с 1997 года компанией Airbus Military. И вот это — серьезный конкурент, который успешно эксплуатируется в военно-транспортной авиации трех десятках стран. Выпущено уже около двух сотен самолетов, и производство продолжается. Заказов у производящей компании достаточно, поскольку самолет обладает прекрасными характеристиками — максимальную нагрузку в 9,7 тонн он способен доставить на расстояние в 1350 км.

Так что с этим самолетом туполевцам придется основательно побороться на рынке. И, похоже, главным аргументом может стать невысокая стоимость российского самолета. Однако его еще надо сильно переработать. А также запустить в серийное производство, которое при самом благоприятном стечении обстоятельств начнется не ранее 2022 года.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня