Су-57Э и Ил-112ВЭ: На продажу даже то, что еще не летает

На начинающемся МАКС-2019 впервые покажем потенциальным заказчикам экспортные версии новейших самолетов

4317
На фото: Макет истребителя Су-57Е
На фото: Макет истребителя Су-57Е (Фото: Марина Лысцева ТАСС)

До открытия в подмосковном Жуковском Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 осталось чуть больше недели. Еще не все экспонаты заняли заготовленные для них места на стендах и на демонстрационных площадках, но уже известно о главных событиях предстоящего салона.

Во-первых, на сей раз запланирована очень представительная программа показательных выступлений пилотажных групп. В подмосковном небе покажут воздушную акробатику знаменитые пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи» и «Соколы России», а также команда ДОСААФ России «Русь». Намечено выступление и латвийской частной пилотажной группы «Baltic Bees». Блеснет в небе и «легкая кавалерия» — частные группы «Первый полет» и «Колибри» выступят на легких поршневых самолетах.

Все это, конечно, прежде всего — для посетителей, приехавших на авиационный фестиваль с детьми. Для профессионалов же, и, прежде всего, — для иностранных делегаций, главным событием станет демонстрация двух предназначенных на экспорт самолетов: новейшего российского истребителя Су-57Э и легкого военно-транспортного самолета Ил-112ВЭ. Если намерения о закупке новейшего российского истребителя уже высказывались, то транспортнику придется доказать свою состоятельность на рынке легких машин, предназначенных для перевозки военных грузов и десантирования бойцов ВДВ.

Читайте также
А наш Су-57-то – голый! А наш Су-57-то — голый! Принятый на вооружение новейший российский истребитель пока готов, главным образом, лишь к парадам

Вполне понятно, что у Су-57Э в целях сохранения в тайне наших передовых технологий ограничены некоторые функциональные возможности и частично урезана часть характеристик. Но, тем не менее, представители «Рособоронэкспорта» заявляют, что экспортная модификация по многофункциональности, автоматизации и высокой интеллектуализации процессов боевого применения, по сверхманевренности и другим характеристикам превосходит истребители поколения 4++. Причем — как российские, так и иностранные.

Необходимо сказать, что еще в середине этого десятилетия экспортная модификация предполагалась несколько иной. Ее предстояло сделать совместными усилиями ОКБ Сухого и индийской авиастроительной корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Индийской стороне надлежало разработать для истребителя бортовой компьютер, навигационную систему и дисплеи для кабины пилота. Совместно разработанный самолет должен был производиться на индийских заводах. Часть продукции предполагалось передавать в ВВС Индии, часть Россия продавала бы иностранным заказчикам.

Однако Индия внезапно вышла из совместного проекта, заявив, что наш Су-57 вообще нельзя отнести к истребителям пятого поколения. Были названы три надуманные причины: низкая тяга двигателей, неэффективная авионика, недостаточная малозаметность. Несостоятельность этих претензий мы обсудили в одной из предыдущих публикаций. svpressa.ru/war21/article/239986/

Но при этом Индия заявила и о том, что «оставляет за собой право» закупки истребителей, когда Су-57 «будет полностью готов». Похоже, что на сегодня он как раз уже готов. Или же будет готов в ближайшее время. И не только для того, чтобы удовлетворить капризы Нью-Дели. О намерении приобрести истребитель для эксплуатации его в собственных военно-воздушных силах уже заявляли несколько стран. Турция, которая подыскивает замену «пролетевшему мимо» американскому истребителю-бомбардировщику F-35. Вьетнам. Перу. Это может быть и Ирак, который, разочаровавшись в американских танках, массово закупает у России основные боевые танки Т-90.

Можно предположить, что и Китай не ограничится использованием истребителей Су-35 и докупит к ним еще и экспортную модификацию новейшей машины ОКБ Сухого.

Хотя вообще-то стран, проявивших интерес к новому российскому истребителю, пока немного. Но ведь о намерении продавать его за пределы России было заявлено совсем недавно. При этом сроки, когда можно будет заключать экспортные контракты, пока еще известны довольно приблизительно. Лишь в начале июня вице-премьер Юрий Борисов, курирующий ОПК РФ, впервые публично заявил, что Су-57 будет производиться и на экспорт. Но начало продаж не может начаться ранее, чем данный истребитель появится на вооружении ВВС России.

Возможно, срок перенесут «вправо» еще дальше. Это предопределено тем, что, по словам Борисова, у нас пока хорошо раскупается даже и менее совершенный Су-35. И не стоит ему устраивать конкуренцию на международных рынках.

Однако покупка истребителей последнего поколения — это дело не скоропалительное. Вон Индия уже не один десяток лет не может определиться с тендером на закупку «средних» истребителей. В Жуковском им можно будет ближе познакомиться с Су-57Э. Что называется — потрогать его руками. И выяснить какие-то важные моменты в работе самолета.

Недавний контракт с Министерством обороны на приобретение для ВВС России 76 строевых истребителей Су-57 должен подогреть и за рубежом интерес к этой машине. Потому что общая стоимость контракта составляет 170 млрд. рублей. То есть за каждый истребитель пятого поколения Министерство обороны РФ заплатит порядка 36 млн. долларов. Цена на международном рынке — абсолютно демпинговая.

Конечно, для иностранных покупателей Су-57Э окажется подороже. Но даже полуторакратное увеличение стоимости наверняка покажется им очень выгодным.

Вторая сенсация салона — легкий военно-транспортный самолет Ил-112ВЭ. Его перспективы на продажу более отдаленные. Самолет совершил только один полет. И теперь конструкторы напряженно борются с избыточным весом машины. Дело в том, что самолет конструкторы «перетяжелили», по различным оценкам, на 2−3 тонны по сравнен6ию с тактико-техническим заданием. Что ни в какие рамки не лезет. Потому что грузоподъемность этой машины должна быть всего 5 тонн. Получается, из 5 тонн надо вычесть 2−3 «лишних» тонны. Что останется для перевозки полезных грузов?

Работы нал этим Илом, конечно, идут полным ходом. И сообщается, что уже удалось избавиться более чем от половины лишнего веса. Компания «Ильюшин» обещает, что скоро все придет в норму.

Читайте также
ПАК ДА:  будущего главного «стратега» России туполевцы создают по американскому стандарту ПАК ДА: будущего главного «стратега» России туполевцы создают по американскому стандарту Зачем ВКС РФ в перспективе сразу два типа бомбардировщиков межконтинентальной дальности?

При этом самолет, который идет на замену отслужившим свои сроки Ан-26, должен получиться хорошим. Благодаря использованию современной авионики экипаж сокращен всего до двух человек. Эффективность расхода топлива у нового двигателя в 2,4 раза выше, чем у двигателя Ан-26. Установлен комплекс самообороны от зенитных ракет противника «Витебск». Есть рампа для погрузки техники. Дальность при полной загрузке — 1200 км, при грузе массой в 3,5 тонны — 2400 км. Самолет неприхотлив в обслуживании и эксплуатации, может работать с любых ВВП, включая и грунтовые.

Казалось бы, Ил-112ВЭ должен выдержать на внешнем рынке серьезные конкурентные «бои». Однако конкурентов в своей весовой категории у него почти нет. Есть украинский транспортник Ан-140, эксплуатирующийся с конца прошлого века. Полезная нагрузка у него на тонну больше. Однако нет рампы. И топливная экономичность ниже. Но главное — производство этого самолета давно остановлено в связи с разрухой, которая постигла госпредприятие «Антонов» вскоре после киевского переворота. Всего на Украине успели построить около сорока таких машин.

В мире есть еще один самолет примерно такого же класса — испанский транспортник CASA C-295, производящийся с 1997 года компанией Airbus Military. И вот это — серьезный конкурент, который успешно эксплуатируется в военно-транспортной авиации трех десятках стран. Выпущено уже около двух сотен самолетов, и производство продолжается. Заказов у производящей компании достаточно, поскольку самолет обладает прекрасными характеристиками — максимальную нагрузку в 9,7 тонн он способен доставить на расстояние в 1350 км.

Так что с этим самолетом туполевцам придется основательно побороться на рынке. И, похоже, главным аргументом может стать невысокая стоимость российского самолета. Однако его еще надо сильно переработать. А также запустить в серийное производство, которое при самом благоприятном стечении обстоятельств начнется не ранее 2022 года.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Анатолий Альтштейн

Доктор медицинских наук, профессор НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, вирусолог

Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня