В последние годы все новые и новые громкие скандалы вокруг военно-промышленного комплекса Украины уже мало кого удивляют. Но тот, что разворачивается в Киеве в эти дни, похоже — особенный. Потому что напрямую затрагивает и Россию. И выставляет ее, на мой взгляд, в просто постыдном свете.
Все началось с внезапного официального заявления концерна «Укроборонпром», опубликованного около недели назад, 14 августа 2019 года. В нем эта госкомпания обвинила собственное Министерство обороны ни много, ни мало — в попытке сознательно уничтожить Харьковское конструкторское бюро (ХКБ) имени Малышева, единолично занимающее в стране проектированием бронетехники. Поводом послужил штраф на весьма чувствительную в этом государстве сумму в 82,3 миллиона гривен, который оборонное ведомство предъявило названному КБ за хронические срывы в поставках боевой техники.
Все дело в печальной судьбе контракта, заключенного в 2016 году между Минобороны Украины (МОУ) и ХКБ на изготовление для воюющей за Донбасс армии 45 новеньких и сугубо украинских бронетранспортеров БТР-4 «Буцефал» (разработка начата еще в 2002 году Харьковским конструкторским бюро машиностроения в инициативном порядке в рамках темы ОКР «Ладья»). Срок выполнения работ — конец 2018 года. Вместе с «морозовцами» выпускать «Буцефалов» должно было харьковское же ГП «Завод им. Малышева». Некогда — лучшее и самое мощное танкостроительное предприятие Советского Союза.
Многомиллионный аванс военные в Харьков своевременно перечисли. Однако к сегодняшнему дню получили оттуда только 7 боевых бронированных машин (ББМ) этого типа. Еще несколько — на поточной линии в Харькове. А около половины заказанных и частично оплаченных «Буцефалов» даже никто и не закладывал пока. Поэтому штрафные санкции со стороны МОУ выглядят логичными и обоснованными. Но они непосильны давно развалившемуся ХКБ, и без того не так давно вынужденно переведшему свой персонал на двухдневную рабочую неделю. Отсюда и обвинения «Укроборонпрома» в сознательном добивании генералами лежащих на боку «морозовцев».
В ответ Минобороны Украины на другой день (15 августа) публично поинтересовалось: а где же тогда наши авансированные денежки? Тут-то и выяснилось, что в действительности БТР-4 в оговоренных количествах делать никто и не собирался. Во всяком случае, контракт с Лозовским кузнечно-механическим заводом представителями Харьковского конструкторского бюро машиностроения был подписан не на 45, а всего на 34 бронекорпуса. И подписан не в 2016 году, когда вся эта афера только заваривалась, а лишь в апреле 2018-го. То есть — чуть более, чем за полгода до того дня, когда последний «Буцефал» уже должен был благополучно «проскакать» из харьковских цехов в пылающий Донбасс. Даже возникший дефицит времени уже обрекал этот контракт на крупный скандал.
Но еще любопытней другое. В возникшей в Киеве ожесточенной межведомственной перепалке выяснилось, что Украина вообще давно разучилась самостоятельно варить бронесталь необходимых для изготовления бронетранспортеров и бронеавтомобилей марок. Поэтому в ход там давно идут так называемые «зарубежные аналоги». Как уверяют в Киеве: только те, что не из России! Из «страны-агрессора» — ни-ни! Вот из стран Евросоюза, те — с дорогой душой!
Дальше советую внимательней следить за руками «незалежных» ловкачей. Еще в начале 2016 года «Укроборонпром» объявил, что в этом деле впредь решил сотрудничать с братской для него Польшей. И якобы уже заказал польской компании Huta Stali Jakościowych S.A. в городе Сталёва-Воля бронесталь марки Armstal-500 для производства украинских бронетранспортеров БТР-4 и БТР-3, а также бронемашин «Дозор» и «Тритон». При этом уверенно успокоил общественность собственной страны: «Спецсталь прошла контроль и приемку на всех этапах производства. По своим характеристикам эта спецсталь отвечает наивысшим мировым стандартам».
В апреле того же года в киевской прессе появились первые сообщения, что бронеавтомобили «Дозор-Б» получились какими-то на удивление хлипкими. В корпусах двух из них на днищах появились сквозные трещины длиной около 40−50 см в зоне расположения двигателя. При этом машины, на которых были обнаружены трещины, прошли всего ничего. Чуть более 400 км и 100 км.
Поскольку ранее (в 2013 году) с микротрещинами оказались и некоторые бронетранспортеры БТР-4 «Буцефал», поставленные Киевом в Ирак и по этой причине отправленные Багдадом обратно на Украину, производство перечисленных ББМ Киев приостановил. И принялся разбираться с истинным качеством бронестали марки Armstal-500. И тут выяснилось, что некоторым неназванным до сих пор деятелям из России впору давать ордена за вольно или невольно удачно проведенную спецоперацию против Украины. Потому что в действительности поставщик бронелистов и для БТР-4 «Буцефал», и для «Дозора-Б» — польский меткомбинат ISD Huta Częstochowa — входит в корпорацию «Индустриальный союз Донбасса». Которую, если верить «Википедии», через швейцарскую фирму с 2010 года контролирует российский бизнесмен Александр Катунин, один из основателей «Евраза».
Действительно ли «Индустриальный союз Донбасса» (а, возможно, и некто могущественный за его спиной в России!) совершил столь грамотно спланированную и многоходовую диверсию против Киева или просто у него так вышло в банальной погоне за прибылью — неизвестно. Но безусловно одно — в деле перевооружения Вооруженных сил Украины в очередной раз публично проявилась пресловутая «рука Москвы».
Она, эта «рука», вообще давно практически прописалась, похоже, в коридорах «Укроборонпрома». И вовсе не каждый раз очень искушенно и целенаправленно действует в ущерб обороноспособности Украины. Чаще — вовсе даже наоборот. Без скрытого от публичности, но весьма тесного сотрудничества Киева с ВПК «страны-агрессора» войну за Донбасс его ВСУ вынужденно вели бы сейчас средневековыми копьями и стрелами.
Просто почитаем, что рассказывает по этому поводу одна только украинская пресса.
В ноябре 2016 года (когда украинские снаряды и мины уже второй год подряд крушили Донецк и Луганск) киевский телеканал «Громадське Телебачення» рассказал о регулярных закупках российских комплектующих для украинской бронетехники через зарубежного посредника. А именно — через британскую фирму «Rion Assets Company LTD». Через нее, возглавляемую гражданкой Сейшельских островов, но зарегистрированную почему-то по адресу одной из обычных киевских квартир, осуществлялась скрытая поставка из России на Украину гусеничных лент и двигателей ЗМЗ-4905 для ремонта бронетранспортеров БТР-70. Немалые деньги шмыгали туда-сюда через счет в Латвии.
Понятно, что столь кружной путь делал запчасти для украинских БТРов поистине «золотыми». По данным того же телеканала — в два с половиной раза дороже, чем цена производителя. Понятно, что и в Лондоне, и в Киеве кто-то на этом хорошо «грел» руки. Но вы хотя бы на секунду допускаете, что никто столь же лихо не «грел» их и в Москве?
Далее. В марте 2019 года в Киеве начальник вооружений Вооруженных сил Украины генерал-майор Николай Шевцов на официальном брифинге признался, что его страна во многих сферах производства оборонной продукции до сих пор не сумела добиться хоть сколько-нибудь заметного импортозамещения. Кое в чем зависимость от России — практически абсолютная. По словам Шевцова, «это приборы сверхвысокой частоты, комплектующие к боевым машинам пехоты, бронетранспортерам, танкам Т-72, зенитным ракетным комплексам». И следом: «Эти детали, к сожалению, производятся сегодня только в РФ».
Но, заявил тогда же украинский генерал-майор, «наиболее критической номенклатурой являются лопасти несущих винтов вертолетов и запасные части к самолетам». То есть — вот прекратим мы отгружать соседней и не самой дружественной нам стране те же вертолетные лопасти — все, ее и без того хилые Повітряні сили ждет неминуемый коллапс. Но, видимо, регулярные поставки из «страны-агрессора» ни на день не останавливаются. Во всяком случае, в минувшем январе «Укроборонпром» с гордостью сообщил, что только за один 2018-й его заводы сумели отремонтировать и вернуть в строй в общей сложности 50 военных самолетов и вертолетов.
Не без российских же лопастей, исходя из сведений разоткровенничавшегося генерала Шевцова, хотя бы изредка поднимаются сегодня в небо те вертолеты, верно? В том числе и на совместных с НАТО учениях, на которых со всей очевидностью отрабатываться ракетно-бомбовые удары по нашей территории. Тогда во имя чего мы так добры нынче к Украине? Неужто лишь ради совместного дележа тех не слишком щедрых долларов, что Киев в состоянии выделять на укрепление своей армии?
Интересами негласного пополнения нашего госбюджета это точно никому не оправдать. Потому что речь просто не может идти о хоть сколько-нибудь заметных финансовых объемах. На такие у Киева денег нет. А вот если предположить, что таким образом пополняется чей-то личный карман в России — это будет, как мне представляется, вполне логично.
Но даже если и эта полулегальная «добыча» через Лондон, Сейшелы, Латвию (или через что там еще?) позволяет некоторым отечественным прохиндеям греть руки на поставках «Укроборонпрому» — зачем это нужно Кремлю? Почему хотя бы после начала войны в Донбассе не перекрыт этот поток, который уже убил многих наших соотечественников и многих убьет еще?
В заключение — как когда-то писали во фронтовых сводках «Совинформбюро»: «В последний час». По сообщению пресс-службы Государственной пограничной службы Украины, 21 августа 2019 года в Сумской области ее сотрудники пресекли попытку контрабандного ввоза в страну партии спасательных парашютов серии С-5К из России. Пограничный наряд на своей территории обнаружил десять пакетов с парашютами. Еще несколько таких же были замечены на сопредельной, российской территории. Скорее всего, их подготовили, но попросту не успели тайно протащить через рубежи Отечества.
Однако давайте поинтересуемся: что за штука такая, спасательный парашют С-5К? И кому на Украине он столь спешно мог понадобиться?
Парашютная система С-5К производится только в нашем «ситцевом крае» — в Иваново. Как сообщает сайт Aviatus, предназначена «для индивидуального спасения членов экипажей летательных аппаратов при вынужденном покидании над сушей и водой на высотах от 80 до 12 000 м при истинной скорости горизонтального полета от 200 до 650 км/ч и при катапультировании на высотах от 150 м до практического потолка полета самолета на скорости до 1100 км/ч по прибору. В комплект парашюта может входить носимый аварийный запас НАЗ-У (или радиомаяк „Комар-2МП“), лодка МЛАС-1 ОБ, кислородный прибор КП-27М и страхующий прибор».
Словом, эти парашюты вовсе не для того, чтобы бесшабашным гражданам лихо сигать с вышек в городских парках культуры и отдыха. А вот для выживания экипажей украинских боевых или военно-транспортных самолетов, сбитых в бою или потерпевших аварию, С-5К просто необходим. Но не делают такие в их стране. Вот в чем беда Повітряних сил ВСУ.
Почему же расследованием контрабандной переброски под Сумами, похоже, занимаются лишь пограничники Украины? ФСБ РФ такая детективная история совсем не интересует?
Военное обозрение: Ядерный монстр «Pluto» посрамлен русским «Буревестником»
Военные новости: Стало известно, когда в США создадут гиперзвуковое оружие