40 процентов импорта комплектующих для нужд украинской армии по-прежнему осуществляется из России, Украина до сих пор не нашла, чем их заменить. С таим заявлением, как сообщают украинские СМИ, выступила избранный депутат от партии украинского президента «Слуга народа» Анна Коваленко.
«Сегодня „Укроборонпром“ решил вопрос импортозамещения для 60 процентов деталей, для остальных 40 процентов до сих пор не нашли замену», — заявила она.
Коваленко признала, что в настоящий момент в системе оборонно-промышленного комплекса Украины существует много коррупционных рисков, в том числе, речь идет и о злоупотреблениях при закупке комплектующих из России. По ее словам, для того, чтобы их уменьшить, необходима координация работы спецслужб и финансирование специальных программ в профильных институтах.
Депутат напомнила, что сегодня в ВСУ до сих пор находится много техники, производимой в России. При этом, по ее убеждению, Киев должен любым способом поддерживать боеготовность вооружения, для чего необходимо либо осуществлять импортозамещение, «которое возможно, когда таких образцов много», либо, если речь идет об «единичных образцах, замещать которые невыгодно», можно импортировать и России.
По словам Коваленко, это в первую очередь касается военной авиационной техники, которая серийно производится в России.
«Для второго случая нам и нужны спецслужбы, ведь мы должны получить такие детали любой ценой», — считает она. Если закупками будут заниматься спецслужбы, «то процесс будет подотчетен».
Говоря о коррупционных рисках при закупке военных комплектующих в России, Коваленко, очевидно, имеет в вид разразившийся зимой этого года скандал вокруг дела замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны Гладковского (Свинарчука), организовавшего криминальную схему закупок российских запчастей для оборонных предприятий.
Напомним, это скандал привел к волне протеста оппозиции, обвинявшей во всем тогдашнего президента Петра Порошенко. В ходе избирательной кампании оппозиционные кандидаты активно использовали эту тем против действующего президента. В том числе, активно критиковал Порошенко и победитель выборов — Владимир Зеленский. Что теперь? Он решил перейти от слов к делу и исправить ситуацию?
И насколько вообще все «запущено»?
Напомним, комментируя сандал с закупками, генпрокурор Юрий Луценко утверждал, что украинские ракеты среднего радиуса дальности производятся исключительно благодаря контрабанде российских комплектующих.
— Думаю это действительно так, — комментирует сообщение украинского нардепа директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Конечно, не берусь судить о процентах. Но то что российские оборонщики активно, хоть и нелегально присутствуют на украинском рынке запчастей — несомненно. Как и тот факт, что наши предприятия также закупают украинскую продукцию. Один из первых шагов украинской революционной, а правильней сказать — компрадорской власти — запрет на кооперацию предприятий ОПК Украины с Россией. В чьих интересах было это сделано очевидно. Явно не в интересах украинских оборонщиков, по которым разрыв связей с Россией ударил очень больно. Но документ документом, а неформально контакты были продолжены. И об этом знали украинские власти и вынужденно закрывали на это глаза.
«СП»: — О поставках чего вообще может идти речь?
— Программа импортозамещения для Украины, о которой говорит госпожа депутат, касается прежде всего ракетной техники. Не берусь судить, что конкретно поставляется через разные серые схемы на Украину с российских предприятий. Но вероятно поставки действительно масштабные и касаются той продукции, которую не могут производить украинцы. Наши оборонщики, полагаю, делают то же самое.
«СП»: — Почему сейчас депутат от «Слуги народа» поднимает эту тему? При Порошенко на это внимание не обращали? Новые власти планируют решать эту «проблему»?
— Думаю, Анна Коваленко хорошо осведомлена в этом вопросе и озвучивает повестку дня нового правительства Украины: повесить как можно больше собак на коррупционера Порошенко. Поэтому информация поступает из осведомленных источников. Это политический заказ с целью поднять информационную волну и ударить Порошенко по самому больному месту: коррупционным связям. И лишить его имиджа украинского патриота. О каком патриотизме может идти речь если он покупает оружие у «агрессора» — примерно так думают и действуют новые власти. Считаю это заявление частью большой задачи по дискредитации прежней украинской власти.
«СП»: — Чем, по-вашему, они уже заменили 60 процентов и чем могут заменить еще 40? Кто еще обеспечивает комплектующими украинскую армию?
— Программа импортозамещения, насколько я могу судить, не в полной мере выполнена в России. И не может быть выполнена, учитывая, что кооперационные связи оборонных предприятий России и Украины создавались десятилетиями. За пять лет это не заместишь. В ещё большей степени программа импортозамещения не может быть выполнена и Украиной. Поэтому на помощь придут «друзья» и «серые схемы». Представляется что Белоруссия является наиболее удобным каналом серых закупок российской военной техники и комплектующих. Впрочем, можно все это делать и через другие страны.
«СП»: — Кстати, правильно ли России продавать Украине любую продукцию военного назначения? Ведь все это потом бьет по нашим интересам в Донбассе. В Москве это кого-то волнует, или бизнес есть бизнес?
— Россия все эти годы фактически поставляла (в основном через союзную Белоруссию) дизтопливо для ВСУ, в том числе, подразделений, осуществляющих карательные операции в Донбассе. Сейчас, я надеюсь, этим поставкам положен конец. Волнует ли кого-то в Москве то, что Россия снабжает украинских карателей топливом и запчастями? Украину в 2014 году снабдили газом и подготовили к суровой зиме. Не будь российской помощи Украина могла бы и не пережить ту суровую зиму. Благодарить за это нужно Миллера и Газпром. Для них, вероятно, бизнес важнее всего остального.
— При Порошенко вопрос по импортозамещению военной техники находился в рамках коррупционных схем, и полностью курировался из администрации президента, — отмечает председатель Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины Лариса Шеслер.
— Именно поэтому к этому вопросу стремились не привлекать внимания украинские власти, и поэтому эти вопросы так пристально рассматривали оппоненты Порошенко из лагеря Коломойского или Тимошенко. Для нынешней власти Порошенко остается серьезной угрозой, поэтому лишение его канала доходов из схем «Укроборонпрома» — насущная политическая необходимость. Кроме того, вскрытие причастности Порошенко к коррупции в «Укроборонпроме» стало одной из основных причин стремительного роста ненависти к Порошенко в предвыборный период. Это означает, что тема проблем импортозамещения в военной промышленности останется одной из ключевых в новом правительстве Зеленского.
«СП»: — Где именно ищут замену, и где уже удалось найти для 60 процентов? Насколько раньше, до «Майдана» высока была зависимость от российских деталей?
— Украинская оборонная промышленность была наследницей разделения и специализации производств советского периода. Для военной авиации практически все запчасти поставлялись из России. И если для танков или автомобилей резерв для производства запчастей на Украине существует (именно поэтому удается заместить 60 процентов комплектующих), то для авиации и многих электронных компонентов таких возможностей нет.
«СП»: — Теперь при закупках коррупции станет меньше?
— Я думаю, что безумные накрутки при поставках комплектующих для военной техники будут заметно уменьшены. Для Зеленского очень важно продемонстрировать ощутимые достижения по преодолению разворовывания госбюджета. Если для Порошенко умножение его состояния было главным мотивом политической деятельности, то представители Зеленского в комитетах Верховной Рады и министерствах будут на первых порах показывать неподкупность и отсутствие коррупционных схем.
Главным бенефициаром в этом процессе, по всей вероятности, будет Коломойский, но его главный выигрыш будет в удалении Порошенко от доходных потоков. Кроме того, безумная коррупция была очень серьезным раздражителем для западных кураторов, и они заинтересованы в минимизации мелких ручейков и больших рек, которые текли из бюджета и выделяемых кредитов в карманы Порошенко и его приближенных.
«СП»: — Киев должен любым способом поддерживать боеготовность вооружения, считает Коваленко. Для этого можно либо проводить импортозамещение, «которое возможно, когда таких образцов много». Второй путь — импорт из России, если «образцы единичные и замещение невыгодно». А ничего, что они с Россией «воюют»? Где же принципы?
— Анна Коваленко, интервью которой легло в основу публикации, является типичным представителем «Евромайдана» — оголтелой «патриоткой», у которой национализм и русофобия заменяют знания и квалификацию. Неудавшийся театровед стала консультантом Министерства обороны.
Она вообще плохо представляет себе настоящие проблемы и специфику военной промышленности и оборонного комплекса, если рассуждает, что «импорт из России возможен, когда образцы единичны». Такие «специалисты» воображают, что некие ничтожные инженеришки и работяги вполне смогут в каких-то мастерских производить детали к самолетам, вертолетам и танкам, и такие даже не подозревают о наличии технологий и специализаций, которые Украина потеряла или никогда не имела. Остатки некогда мощной промышленности в Харькове, Киеве и Днепропетровске позволяют этим иллюзиям существовать.
На самом деле для многих случаев замены поставкам из России нет.
Что касается принципов, то такие «патриоты» уж точно не видят проблемы в том, чтобы доставлять комплектующие из «страны-агрессора». Напротив, они видят в этом даже определенную заслугу, ведь они заставляют промышленность России работать на укрепление оборонной мощи Украины.
«СП»: — А для России вообще нормально поставлять военную продукцию стране, воюющей с собственным населением?
— Я уверена, что любые поставки комплектующих или военной техники на Украину противоречат политическим целям России. Дело не только в Донбассе. Украина становится основным противником России в Восточной Европе, ее видят в качестве тарана против российской власти ее западные кураторы.
В этих условиях способствовать укреплению ее армии — не просто ошибка или заблуждение. Никакие прибыли российских предприятий не компенсируют возможных потерь и огромного ущерба, которые могут возникнуть в любой момент, в случае победы на Украине очередной волны «евромайданских» радикальных боевиков.
Новости Украины: Болтон в Киеве обсудил вопросы поддержки Украины