Твит Дональда Трампа об увольнении советника по национальной безопасности Джона Болтона свидетельствует не только о недовольстве босса подчиненным. Все, что делал «усатый» — так иногда называл президент США провинившегося политика - не соответствовало новой реальности.
В этой связи агентство Bloomberg напомнило, что «усатый» перед началом работы в администрации Трампа написал статью в Wall Street Journal, в которой выступал за упреждающий удар по Северной Корее. Мол, нация изгоев должна погибнуть, чтобы не мешать «нормальным» народам. Но как выяснилось позже, помимо КНДР Болтон люто ненавидел Иран, Венесуэлу, Афганистан и Россию — единственную страну в мире, которая может уничтожить Америку.
Между тем, по мнению Питера Прайя, директора целевой группы по национальной безопасности американского Конгресса и руководителя Форума ядерной стратегии США, Америка сегодня не в том состоянии, чтобы диктовать России свои условия. Ракетные технологии РФ ушли далеко вперед и де-факто изменили правила игры. Однако заокеанские «ястребы» по-прежнему считают Штаты самой сильной страной и «угрожают кольтом, когда на них наставлен автомат».
Если в прошлом веке (в случае превентивного русского удара) у американского президента было время на эвакуацию в безопасное место, то сейчас, образно говоря, тот не успеет обуть тапки.
По сути, Белый дом загнал себя в ситуативный тупик, когда не давить на Кремль нельзя, но делать это чрезвычайно опасно. С одной стороны, Трамп хочет показать себя «крутым парнем». С другой - по информации доктора Прайя, который одно время работал даже в «ядерном отделе» ЦРУ, сегодня Стратегические силы США сосредотачиваются на гарантированном возмездии, как единственном механизме сдерживания России.
Другая правда заключается в том, что и Москва ведет себя достаточно осторожно, тем самым создает у ряда американских политиков чувство вседозволенности. Чтобы понять, что изменилось и чем это чревато для нашей страны, приведем выдержки из большой статьи Питера Прайя на страницах пентагоновского издания Real Clear Defense «Уязвимы ли американские подводные лодки?».
«Наиболее живучей частью американской триады, состоящей из стратегических бомбардировщиков, МБР наземного базирования и подводных лодок с баллистическими ракетами, являются субмарины, — пишет Питер Прай. — Только подлодки останутся последней линией сдерживания и обороны, чтобы победить внезапное ядерное нападение».
Взять для начала американские бомбардировщики B-52 и B-2, расположенные на трех базах Minot AFB (Северная Дакота), Whiteman AFB (Миссури) и Barksdale AFB (Луизиана). Если разобраться, даже Северная Корея способна «накрыть» их одним ударом, сетует Питер Прай. И вообще, «в отличие от… холодной войны, сегодня ни один стратегический бомбардировщик США не имеет ядерного оружия в состоянии боевой готовности, которое можно было бы применить по внезапному приказу».
Что касается МБР наземного базирования, то они уничтожаются 50-ю российскими ракетами «Сатана». Причем, этого количества хватит и для разрушения стратегических командных центров США, таких как штаб NORAD (объединенное американо-канадское командование ПВО североамериканского континента) на базе Peterson AFB и альтернативный штаб NORAD внутри горы Шайенн.
Остаются только стратегические субмарины США. Но и здесь американцы в значительно части уязвимы для внезапного удара. Оказывается, две трети «Огайо» (ориентировочно 9−10 подводных ракетоносцев) обычно стоят на якоре на базах Кингс-Бей и Бангор. «Таким образом, главным сдерживающим фактором США против внезапного ядерного нападения является 4−5 американских подлодок с (суммарно 80−100) МБР на борту, патрулирующих в море», — констатирует руководитель Форума ядерной стратегии США.
Питер Прай хоть и вычленил тему стратегических субмарин, но показал комплексный подход к проблеме национальной безопасности. То есть глупо сравнивать отдельно только авиацию, танки или снайперские винтовки. Если, не дай бог, начнется война — все будет зависеть от живучести наиболее защищенных частей от внезапного атомного удара.
Между тем, Форум ядерной стратегии США, в который входят адмиралы ВМС США, не дает гарантии, что даже эти 4−5 «Огайо» уцелеют. Во-первых, «старомодный шпионский аппарат и новомодный кибер-шпионаж могут представлять для них смертельную угрозу». Так, во времена холодной войны разведывательная сеть КГБ под управлением Джона Уокера поставляла координаты американских стратегических субмарин прямо в штаб ВМФ СССР. Значит, и сегодня тоже нет гарантий, что некие завербованные американские офицеры не передают аналогичную информацию в Москву: большие деньги и шантаж сделают сговорчивым кого угодно.
В частности, бывший заместитель директора ЦРУ Джордж Карвер, который провел большую часть своей 24-летней карьеры, работая в криптографии и связи, полагал, что Москва может продолжать использовать данные оставшихся или новых своих агентов в ВМС США.
На прямой вопрос (политического руководства США, включая президента), сможет ли Россия обнаружить «Огайо» за счет разведки, ответ прозвучал примерно так: «Может, она совсем в темноте. Или, может быть, её шпионы знают расположение каждой американской подводной лодки».
Если предположить, что утечка информации отсутствует, то и тогда «русские с большой долей вероятности найдут оставшиеся субмарины». Еще в годы противостояния с СССР, Москва разработала «линейный массив гидрофонов, которые можно было буксировать по морю, … данная технология представляла серьезную угрозу для тогдашних американских подлодок». По идее, даже этот старый метод позволяет обнаружить в достаточно большом районе «Огайо», причем максимум за пару дней.
Между тем, современные технологии делают возможными такие чудеса, как придание «прозрачности», к примеру, джунглям Гватемалы. В частности, так называемый лидар (Light Detection And Range, или LiDAR), который иногда называют 3D лазерным сканированием, обнаружил 60 тысяч ранее неизвестных руин цивилизации Майя. Этот прибор, кстати, позволяет сканировать и морские глубины, находя скрытые в толще воды подлодки. И хотя его разработали частные компании Teledyne Optic Titan и ученые Университета Хьюстона, появились сведения, что вначале Китай, а затем и Россия достигли прорыва в 3D лазерном сканировании.
Впрочем, Россия — в случае чего — применит против американских стратегических субмарин более эффективное решение, уверен Питер Прай. Если Москва будет приблизительно знать, где находится «Огайо», например, в неком 100-мильном квадрате, то удар по нему МБР «Сатаны» с десятью ядерными боеголовками, не оставит экипажу ни единого шанса на спасение. Подводная волна от взрыва раздавит любой корпус.
Можно по-разному относиться к выводам целевой группы по национальной безопасности американского Конгресса, но в реальности должно быть страшно. Значит, мир и впрямь находится на гране ядерной войны, если такие влиятельные эксперты нагнетают истерию. Страх погибнуть от «первого выстрела», способен спровоцировать Вашингтон на опережение, причем без особых причин для конфликта. Тем более, таких «ястребов», как Болтон, за океаном значительно больше, чем здравомыслящих политиков. На смену уволенному «усатому», можно не сомневаться, придет другой воинствующий русофоб, для которого мы являемся «нацией изгоев».
Военное обозрение: Американские ВВС задавят русские МиГи и «сушки» массой
Военные новости: Британцы перечислили самое опасное оружие России