Саудовская Аравия наконец-то решила привести свою систему ПРО к приемлемому для надежной обороны виду. Потому что все предыдущие ракетные атаки хуситов, хоть и удавались в значительной степени, но не приносили таких громадных убытков, как это случилось в конце прошлой недели при подрыве терминалов компании Saudi Aramco.
Счастье Эр-Рияд намерен искать в Южной Корее.
И это, в обще-то, похоже на грустный анекдот. В течение нескольких последних лет Саудовская Аравия закупила у США вооружения на 100 млрд. долларов, что является рекордной оборонной сделкой века. Границы страны защищают (должны защищать) 88 пусковых установок ЗРК Patriot. Причем большая часть этих комплексов — это последняя модификация PAC3, считающаяся самой совершенной в связи с тем, что в ней учтены недочеты предыдущих модификаций.
И вот тут есть один любопытный момент, демонстрирующий громадный зазор между американской рекламой вооружения и реальным положением вещей. На Ближнем Востоке в большом ходу местные переделки древнесоветской тактической ракеты «Скад». Компания Raytheon во всех широко распространяемых данных на ЗРК Patriot PAC3 указывает, что вероятность перехвата ракет типа «Скад» одной противоракетой составляет 0,6−0,8. В то же время в прошлогоднем докладе компании Raytheon об эффективности поставляемых в Саудовскую Аравию комплексов (Patriot PAC3 и чуть менее эффективный Patriot PAC2) говорится, что в среднем на один «Скад» тратятся 4 ракеты «лучшего в мире ЗРК». Одна противоракета стоит миллион.
США продолжают буквально доить богатейшее государство мира. 100 млрд. сочли недостаточными, и в прошлом году был заключен контракт на поставку ЗРК THAAD на сумму в 15 млрд. Однако THAAD способен перехватывать только баллистические ракеты на высоте в несколько десятков километров, то есть за пределами атмосферы. Он не способен бороться с примитивными средствами воздушного нападения, которыми в основном оснащены йеменские хуситы.
Последние события свидетельствуют о том, что американским системам саудиты доверяют всё меньше. Именно поэтому и решили познакомиться с возможностями южнокорейских ЗРК и вооружаться ими, если они более совершенны, чем американские.
Намерения у обеих сторон вполне серьезные. 18 сентября наследный принц Саудовской Аравии поднял этот вопрос в телефонном разговоре с президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином. И нашел понимание Сеула. В официальном заявлении резиденции президента РК говорится: «Его высочество Мухаммед бен-Салман обратился к Южной Корее за помощью в плане усиления системы противовоздушной обороны своей страны, и обе стороны согласились продолжить консультации по этому вопросу».
Так что же оборонная промышленность Южной Кореи может предложить Саудовской Аравии?
Самое серьезное средство ПВО/ПРО — зенитно-ракетный комплекс средней дальности, имеющий несколько обозначений — KM-SAM, также известный как Cheolmae-2 или Cheongung или M-SAM. Он производится серийно с 2015 года.
Комплекс предназначен для перехвата всех типов летательных аппаратов, включая малоразмерные беспилотники. Максимальная дальность перехвата — 40 км, высота — 20 км. Комплекс мобильный, располагающийся на колесном шасси.
Средства обнаружения вполне современные — трехкоординатная РЛС с активной фазированной антенной решеткой имеет круговой обзор. Что достигается за счет вращения антенны со скоростью в 40 оборотов в минуту. По высоте охватывается сектор в 80 градусов. Передатчики работают в Х-диапазоне, который используется и в бортовых самолетных радарах.
В KM-SAM используется одна для всех случаев ракета. К ее достоинствам относится большая перегрузочная способность — до 50 g. Благодаря чему ракета может маневрировать с высокой динамикой. Вначале полет происходит под управлением инерциальной системы, при сокращении расстояния до цели включается активная радиолокационная головка самонаведения. Скорость перехватываемых целей может достигать 1000 м/с, то есть почти 3 М. Этого более чем достаточно для ситуации, в которой оказался Эр-Рияд.
Как видим, комплекс вполне добротный. Он мог бы повысить защиту Саудовской Аравии от беспилотников и низколетящих крылатых ракет. И, кстати, гарантии такой способности имеются. Дело в том, что у комплекса российские корни.
Когда в России были разброд и шатания, а также отсутствие денег, в 90-е годы, концерн «Алмаз-Антей» и ракетное КБ «Факел» были привлечены к созданию для Южной Кореи ЗРК средней дальности. Корейцы утверждают, что вся работа была выполнена силами НИИ Национальной обороны Республики Корея при участии компаний Samsung, LIG Nex 1, Doosan DST.
В действительности работы по конструированию проводились в России при участии корейских специалистов. После окончания разработки российские специалисты передали корейцам все технологии.
Ну, а затем, в 2007 году, «Алмаз-Антей» предложил Министерству обороны сделать на базе этого ЗРК свой. Сделали, в результате получился ЗРК средней дальности С-350 «Витязь». В этом году завершились его государственные испытания и начато серийное производство.
И вот этот комплекс, который по боевым возможностям превысил южнокорейский прототип, и было бы логично закупать Саудовской Аравии. У «Витязя» две ракеты — 9М96 и 9М100. 9М96 аналогична южнокорейской, но у нее увеличена дальность перехвата до 120 км, а высота — до 35 км. 9М100 — это ракета ближнего перехвата в пределах 15-километровой зоны. И у нее другая система наведения — инерциальная с радиокоррекцией от наземной РЛС.
У С-350 существенно увеличен боекомплект — на пусковой установке размещены 12 противоракет. По возможностям он превышает С-300. Сокращено время реакции, и увеличено количество одновременно обстреливаемых целей. То есть комплекс способен отражать массированные атаки.
Но покупка у России Эр-Риядом «Витязей» непременно вызовет гнев Вашингтона. Собственно, робкая попытка приобретения ЗРС С-400 саудитами уже была предпринята. В октябре прошлого года во время визита в Москву саудовского короля Сальмана бен Абделя Аль Сауда состоялись переговоры о закупке этих российских зенитно-ракетных систем. Однако когда король вернулся на родину, с ним серьезно поговорили по телефону из Вашингтона. На этом все и завершилось.
Есть и еще одна страна, которая делает добротные комплексы противоракетной обороны. И они вполне подошли бы для защиты главного саудовского богатства — нефтяной отрасли. И вот тут-то Вашингтон не будет чинить никаких препятствий. Однако в этом случае короля не поймут его подданные. Потому что эта страна — Израиль.
Военное обозрение: Две новые ракеты НАТО: От С-400 и «Панциря» будут только щепки лететь
Военные новости: Boeing испытала беспилотный самолет-заправщик