Почему Эрдоган не купит у России Су-35 и Су-57

Схватка Lockheed Martin, Boeing и ОКБ Сухого в турецком небе

  
26873
Почему Эрдоган не купит у России Су-35 и Су-57
Фото: AP/ ТАСС

Последние события в затянувшейся истории с выбором истребителей для ВВС Турции свидетельствуют о том, что бизнес для США не менее, а может быть и более важен, чем международная политика. Еще совсем недавно Трамп, разозлившийся по поводу закупки Анкарой российской ЗРС С-400, запретил продавать Эрдогану истребители пятого поколения F-35. И вот теперь, похоже, Вашингтон решил сменить гнев на милость.

Перемена настроений была предопределена тем, что Эрдоган заявил о намерении приобрести у России Су-35 или Су-57. Какому именно из этих новейших истребителей ОКБ Сухого турецкий президент отдаст предпочтение, пока не сообщается.

Заместитель министра обороны США Джон Руд, отвечая на вопросы журналистов об отношении к планам Эрдогана, заявил, что Вашингтон будет призывать Анкару закупать только американскую продукцию вместо российской. «Это то, в каком направлении мы будем призывать Турцию двигаться, в пользу вооружений, произведенных США, что принимает в расчет совместимость. Но, конечно, Турция независимая страна, которая может самостоятельно принимать решения. Но мы готовы к партнерству с ними по этому поводу».

Пассаж о том, что «Турция независимая страна, которая может самостоятельно принимать решения» оставляем без комментариев. Но хотелось бы услышать из уст второго человека в Пентагоне, какие именно истребители готов предоставить Анкаре Вашингтон. Джон Руд на этот вопрос не ответил.

Читайте также
Кто может защитить нефть Саудовской Аравии от воздушных атак Кто может защитить нефть Саудовской Аравии от воздушных атак Эр-Рияд вынужден покупать бледную копию русского «Витязя»

Попытаемся разобраться — а какие же именно самолеты для ВВС Турции наиболее приемлемы? Да и надо ли обновлять парк истребительной авиации?

Прежде всего, необходимо сказать, что среди истребителей Турции нет турецких самолетов. Ни одного. Точнее — нет разработанных турецкими конструкторами. Весь парк состоит из американских машин, построенных по лицензиям за пределами США. И большая их часть сделана на турецких заводах.

Необходимо сказать и то, что есть, можно сказать, музейные экземпляры. То есть это самолеты третьего поколения, которые странно выглядят в войсках довольно продвинутой в военном отношении страны. Это различные модификации «Миража» и «Тайгера», F-4 и F-5, которые принимали самое активное участие еще во Вьетнамской войне. И их не так уж и мало — 94 машины. От общего количества истребителей, равного 355, они составляют почти 30%. Вот их-то и предполагалось заменить сотней F-35. Так что обновление почти трети истребительного парка — это задача для Анкары неотложная.

Но смотря чем заменять. Турецкие ВВС построены довольно странно. Очевидно, руководствовались принципом, чтобы дешево и сердито. 225 остальных машин — это легкие истребители F-16 различных модификаций. Есть довольно старенькая модификация Block 30, но есть и почти «свежие» — Block 50, их большинство. То есть, нет ни одного тяжелого истребителя. Правда, в российских ВВС перекос в противоположную сторону — скоро, по причине старения, исчезнут все легкие истребители.

Так вот, замена «музейных экспонатов», как было задумано до скандала с С-400, на легкие истребители-бомбардировщики F-35 — это довольно странное, с точки зрения теории построения истребительной авиации, решение. Теория гласит, что в ВВС должны эксплуатироваться как легкие, так и тяжелые истребители.

Однако тут есть один момент. Смотря с кем Турция предполагает воевать. F-35, и это сейчас признано очень многими, за исключением компании-производителя «Локхтд-Мартин», получился весьма посредственным. Если его использовать против армий, обладающих не самыми лучшими средствами ПВО и посредственными истребителями, то оно и ничего — F-35 для этого вполне сгодится.

Но логичнее для Турции было бы приобрести что-нибудь «потяжелее». Российские Су-35 и Су-57 именно таковы. Однако нам интересно, что же США могут предложить Турции, чтобы оптимально вписалось в структуру ВВС. Можно предположить, что это мог бы быть тяжелый истребитель F-15. «Чистых» истребителей — F-15C Eagle (Орел) — сейчас уже не производят. Но продолжается выпуск истребителя-бомбардировщика F-15E Strike Eagle («Ударный орел»). Да, он не слишком молод, но все еще остается достаточно грозной машиной. Авионика, конечно, послабее, чем у F-35, но летные данные существенно выше. Благодаря чему приставку «истребитель» он носит более заслуженно, чем F-35. Да и боевая нагрузка больше.

Но совсем скоро компания Boeing начнет серийно строить перспективный многоцелевой истребитель поколения 4++ F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). У него снижена радиолокационная заметность, существенно усилены возможности авионики, боевая нагрузка достигла 13 тонн, а боевой радиус — 1500 км. И при этом он имеет высокую маневренность. И его уже начали раскупать. Так, Саудовская Аравия заказала 88 машин. Этот вариант и существенно дешевле для турок, чем приобретение сотни «беременных пингвиних», как называют F-35 пилоты, и лучше в боевом отношении.

Если у компании Boeing всё сойдется, то есть реальные характеристики самолета сойдутся с заявленными в рекламных проспектах, то этот истребитель станет ответом США на российский Су-35С. Но, разумеется, в будущем, поскольку Су-35С уже эксплуатируется, а «Бесшумный орел» существует пока в единственном экземпляре. Хоть с момента первого полета прошло уже 9 лет.

Существует еще один вариант, который Анкаре может предложить Пентагон. Исходя из того, что в истребительных войсках Турции наличествует только «легкая кавалерия», можно предложить новейшую модификацию F-16 Block 70/72. Этот истребитель появился в середине этого десятилетия. Относится к поколению 4++. Утверждается, что его бортовое радиоэлектронное оборудование во многом позаимствовано у F-35, и F-16 Block 70/72 в этом отношении мало в чем уступает этой машине. Во всяком случае, используется та же самая РЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Ну, а летные характеристики практически такие же, как и у использующихся в ВВС Турции F-16 предыдущих модификаций.

Вполне понятно, что командование турецкими Военно-воздушными силами намеревается, закупая новые самолеты, совершить качественный скачок. С F-16 Block 70/72 скачка не получится. Существенное качественное продвижение вперед было бы возможно в случае приобретения «Бесшумных орлов».

Однако первоначально предполагался скачок при помощи истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. Планы были настолько серьезными, что на этапе разработки Турция стала инвестором, внеся в прошлом веке в бюджет «Локхид-Мартин» 175 млн. долларов. Более того, турецкие компании стали соисполнителями производства — некоторые узлы F-35 начали выпускать именно здесь.

Однако из-за «вероломной» закупки С-400 Вашингтон отменил поставку для Турции ста заказанных самолетов. Так вот, в связи с новым витком «вероломства», связанным уже с российскими истребителями, отменят ли свое решение США? «Вернут» ли туркам F-35?

Но намерен ли Эрдоган закупать какой-то один из двух российских истребителей? Шансы, конечно, есть, но они не столь велики. И тут дело не в качестве самолетов. А в сроках их как приобретения, так и освоения. При закупке американских истребителей (F-15 или F-16) ВВС особо напрягаться не придется. Потому что не надо выстраивать с нуля наземную инфраструктуру для их обслуживания. Не надо обучать механиков и инженеров российским техническим стандартам и особенностям устроения российской техники. И не надо обучать пилотов работать с доселе незнакомыми им самолетами.

Читайте также
Две новые ракеты НАТО: От С-400 и «Панциря» будут только щепки лететь Две новые ракеты НАТО: От С-400 и «Панциря» будут только щепки лететь Что могут сделать с российской системой ПВО перспективные «убийцы» противника

Сколько на это может уйти времени? Сотня лишних самолетов для Турции в Комсомольске-на-Амуре в связи с загруженностью производства плановыми заказами может быть построена лет через пять, а то и больше. На обучение наземного персонала и пилотов уйдет столько же времени. И это не два параллельных процесса. Полноценное обучение может начаться лишь при получении значительного количества машин. Так что в общей сложности получится лет 7−8. Вряд ли турки намерены столько ждать.

И еще один момент, который касается тактической совместимости при проведении воздушных операций. Вряд ли она будет высока между сотней «сушек» и 255 F-16.

Так зачем же тогда Эрдоган «нервирует» американцев, заявляя о намерениях воспользоваться российскими самолетами? Видимо, из соображений дипломатического торга, частью которого является и финансовый торг в ожидании заключения контракта с «Локхид-Мартин» или же с «Боингом». В данном случае торг не только уместен, но и действенен. Например, Болгария смогла снизить сумму контракта на покупку 8 самолетов F-16 Block 70/72 с 1,673 млрд. до 1,256 млрд. долларов. А турки исторически торговаться умеют лучше «братушек».


Военное обозрение: Кто может защитить нефть Саудовской Аравии от воздушных атак

Новости авиации: В беспилотники будут ставить новую систему связи от Су-57

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владимир Рожанковский

Эксперт «Международного финансового центра», LIFA

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня