Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Су-27 сбил МиГ-29: Аргентина отказалась от российских истребителей

Соперничество между концернами оценили зарубежные покупатели

222386
Материал комментируют:

У российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ — очередная коммерческая неудача. 7 октября стало известно, что Аргентина отложила вопрос покупки истребителей МиГ-29. Об этом сообщил замдиректора российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.

«У них впереди выборы (президентские — авт.), поэтому сегодня говорить о продвижении преждевременно. Пока они заявляют о заинтересованности. Они затормозились и не могут двигаться дальше, потому что понимают, что сегодняшние договоренности могут быть не реализованы. Ну, это вполне логично», — сказал Пунчук, добавив, что Россия готова к переговорам.

Напомним, еще в январе 2017 года Аргентина направила России коммерческое предложение по приобретению более 15 истребителей МиГ-29. Однако до подписания контракта так и не дошло, а в мае 2019-го Буэнос-Айрес отложил покупку без объяснения причин.

Теперь благовидный предлог «слиться» найден. Но возникает вопрос: в одних ли выборах дело? Или проблема в самой продукции РСК, которая на международном рынке оказывается неконкурентной?

Читайте также

С одной стороны, если верить изданию Military Watch, у новейшего детища РСК — истребителя МиГ-35 — большие перспективы на зарубежном рынке.

Издание отмечает, что МиГ-35 является менее дорогим аналогом Су-57. Он один из трех в мире истребителей с интегрированной системой отклонения вектора тяги, что обеспечивает высокую живучесть. В число достоинств также входит мощный радар, большая полезная нагрузка, современные авионика и системы РЭБ. МиГ-35, кроме того, способен взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.

В списке потенциальных покупателей истребителей первой значится Индия, ВВС которой располагают вторым по величине в мире парком МиГ-29. Заметим, 7 октября газета The Times of India сообщила, что Нью-Дели вскоре приобретет дополнительную партию из 21 истребителя МиГ-29 стоимостью порядка 2,3 млрд. рупий каждый (около $32,4 млн).

МиГи мог бы покупать Иран, располагающий двумя эскадрильями МиГ-29А, приобретенными еще у СССР. Египет — третий в числе кандидатов. После покупки 50 истребителей МиГ-29М в 2013-м предполагалось, что страна может дополнительно заказать более мощные МиГ-35.

Вместе с тем, по мнению экспертов, РСК МиГ проигрывает борьбу концерну «Сухого». Как пояснял «Свободной прессе» член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский, «работы, которые проводились внутри РСК по созданию перспективных изделий, оказались явно недостаточными».

«Возможности „Сухого“ значительно больше. Концерн делает самолеты на любой вкус. У вас много денег и много понтов — вот вам Су-35. Поменьше денег — подойдет Су-30СМ. Надо модернизировать имеющийся Су-27, или провести его капремонт — пожалуйста. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Возможности МиГа в этом плане гораздо скромнее», — отмечал эксперт.

Тем не менее, Кремль ставить крест на МиГе не собирается. Да и РСК не идет камнем ко дну, и по итогам 2019 года рассчитывает получить 63 млрд. рублей выручки, сообщил гендиректор корпорации Илья Тарасенко. Он отметил, что в общем объеме производства компании гособоронзаказ составляет 27%, а 73% приходится на внешнеэкономическую деятельность.

Что стоит за отказом Аргентины, как в реальности выглядят перспективы МиГа?

— МиГи и Су — разные самолеты по своему назначению, — отмечает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Первые являются истребителями ближнего боя, и используются для ведения боевых действий в ограниченном районе. Все это — задачи для истребителя легкого.

А Су-27 и его аналоги — Су-30СМ, Су-34 и Су-35 — самолеты для дальнего сопровождения боевых порядков, либо для боевых действий на дальних подступах. Поэтому все «сушки» — тяжелые истребители.

В конце 1990-х и начале 2000-х КБ и заводы МиГа были, можно сказать, загнанными лошадьми — их со всех сторон ущемляли. Эта внутригосударственная конкуренция была глубоко несправедливой: по сути, кто был ближе к «телу», тот и продавливал решения. Неслучайно обсуждались планы присоединения РСК МиГ к «Сухому».

Я считаю, это отношение к МиГу до сих пор сказывается — без этого никаких провалов у МиГа не было бы. Зарубежные партнеры прекрасно видят это различное отношение со стороны российского государства к собственным авиастроительным концернам. И потому в отношении продукции МиГа сомневаются.

Такое положение в целом вредит торговле вооружениями, которую ведет наша страна. А для РСК МиГ и вовсе является камнем преткновения.

«СП»: — Аргентина, вы считаете, предпочла бы купить «сушки»?

— Вовсе не обязательно. Возможно, Буэнос-Айрес банально стеснен в средствах, и не может свободно закупать дорогостоящую авиатехнику. Аргентинцы, уверен, ищут собственную выгоду и просчитывают варианты. Одним из таких вариантов, кстати, могла бы стать покупка простейших Су-27.

Но однозначно заявить, что Аргентина отказывается от МиГ-29 потому, что он неконкурентоспособен и дорог, нельзя. Да, у Буэнос-Айреса закрались сомнения, но он решает собственные проблемы, и не против решить их за наш счет.

Читайте также

«СП»: — РСК МиГ может вернуть лидирующие позиции в отрасли?

— Когда в конце 1960-х МиГ взялся за создание легкого фронтового истребителя нового поколения, у него такие позиции были. И МиГ-29 вышел очень удачным — легким, недорогим, с высокими боевыми характеристиками.

Сегодня РСК развивается, на мой взгляд, по остаточному принципу — если сравнивать с концерном «Сухого». Государство повернуто лицом к КБ Сухого, а у нас очень многое зависит от политической воли отдельных руководителей. В результате, МиГ начал отставать, и это хорошо чувствуется сегодня.

Повторюсь, мы сами себе вредим, когда чересчур публично ведем споры внутри авиастроительной отрасли, и поощряем острую внутреннюю конкуренцию. Те же представители «Сухого» очень негативно высказывались по классу легких истребителей — и вот результат.

Это тем более некстати, что оперативно-стратегическое командование понимает: потребность в легких истребителях остается, несмотря ни на что. Универсальность тяжелого истребителя типа Су-27 и его последователей, безусловно, уникальна. Но нужен еще и легкий простой самолет, который стоил бы намного дешевле «сушек».

К сожалению, самим КБ имени Микояна, я считаю, были допущены ошибки. Видимо, микояновцы пытались доказать, что их машины тоже могут выполнять почти все задачи, свойственные тяжелым истребителям.

Судите сами: на МиГ-35 поставили внутрь дополнительные топливные баки, поменяли конфигурацию прицельно-навигационного оборудования, добавили возможность управления вектора тяги. Словом, КБ все старается сделать по аналогии с тяжелым истребителем.

Читайте также

Но проблема в том, что «сушки» крупнее и тяжелее — на них это оборудование можно размещать без проблем. А на МиГе это невозможно без ущерба пилотажным качествам, аэродинамической подвижности, верткости.

В такой ситуации микояновцам, я считаю, нужно оставаться самими собой. МиГ должен оставаться легким, недорогим, высокоманевренным истребителем ближнего боя. Все остальное — от лукавого.

— Аргентина, откладывая покупку МиГов, действует по примеру Бразилии, которая под разными предлогами откладывала покупку российских зенитно-ракетных комплексов «Панцирь-С», — считает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Замечу, что Бразилия в итоге купить «Панцири» так и не решилась. В руководстве стран Латинской Америки традиционно есть круги, ориентированные на Россию и США, и между ними идет внутриполитическая конкуренция. В Бразилии, как видим, верх взяли сторонники дружбы с Америкой.

Скорее всего, и в Аргентине кто-то хочет купить МиГи, но американское лобби этого не позволяет. Не думаю, что дело здесь в выборе между «Сухим» и МиГом. Это совсем другая история — противостояния РФ и США на аргентинской земле.

Здесь надо понимать: страна, которая закупает боевые истребители, неизбежно попадает в зависимость от страны-поставщика. Приобрести самолеты мало — нужно еще обучить летчиков, наладить поставку боеприпасов и запчастей, организовать обслуживание техники.

Так что вопрос стоит иначе: готова ли Аргентина ориентироваться на Россию, или нет. А «Сухой» или МиГ — момент в данном случае не принципиальный.


Военное обозрение: Нужная брехня про укро-дроны над Крымом и реальный удар по небу России

Военные новости: Трамп заявил о невероятных военных разработках США

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня