Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Су-27 сбил МиГ-29: Аргентина отказалась от российских истребителей

Соперничество между концернами оценили зарубежные покупатели

222372
Материал комментируют:

У российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ — очередная коммерческая неудача. 7 октября стало известно, что Аргентина отложила вопрос покупки истребителей МиГ-29. Об этом сообщил замдиректора российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук.

«У них впереди выборы (президентские — авт.), поэтому сегодня говорить о продвижении преждевременно. Пока они заявляют о заинтересованности. Они затормозились и не могут двигаться дальше, потому что понимают, что сегодняшние договоренности могут быть не реализованы. Ну, это вполне логично», — сказал Пунчук, добавив, что Россия готова к переговорам.

Напомним, еще в январе 2017 года Аргентина направила России коммерческое предложение по приобретению более 15 истребителей МиГ-29. Однако до подписания контракта так и не дошло, а в мае 2019-го Буэнос-Айрес отложил покупку без объяснения причин.

Теперь благовидный предлог «слиться» найден. Но возникает вопрос: в одних ли выборах дело? Или проблема в самой продукции РСК, которая на международном рынке оказывается неконкурентной?

Читайте также
Союз с Россией Лукашенко грозит расстрелять из «Полонезов» На встрече с Зеленским Батька пригласил Киев к совместной разработке новейших ракетных вооружений

С одной стороны, если верить изданию Military Watch, у новейшего детища РСК — истребителя МиГ-35 — большие перспективы на зарубежном рынке.

Издание отмечает, что МиГ-35 является менее дорогим аналогом Су-57. Он один из трех в мире истребителей с интегрированной системой отклонения вектора тяги, что обеспечивает высокую живучесть. В число достоинств также входит мощный радар, большая полезная нагрузка, современные авионика и системы РЭБ. МиГ-35, кроме того, способен взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.

В списке потенциальных покупателей истребителей первой значится Индия, ВВС которой располагают вторым по величине в мире парком МиГ-29. Заметим, 7 октября газета The Times of India сообщила, что Нью-Дели вскоре приобретет дополнительную партию из 21 истребителя МиГ-29 стоимостью порядка 2,3 млрд. рупий каждый (около $32,4 млн).

МиГи мог бы покупать Иран, располагающий двумя эскадрильями МиГ-29А, приобретенными еще у СССР. Египет — третий в числе кандидатов. После покупки 50 истребителей МиГ-29М в 2013-м предполагалось, что страна может дополнительно заказать более мощные МиГ-35.

Вместе с тем, по мнению экспертов, РСК МиГ проигрывает борьбу концерну «Сухого». Как пояснял «Свободной прессе» член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский, «работы, которые проводились внутри РСК по созданию перспективных изделий, оказались явно недостаточными».

«Возможности „Сухого“ значительно больше. Концерн делает самолеты на любой вкус. У вас много денег и много понтов — вот вам Су-35. Поменьше денег — подойдет Су-30СМ. Надо модернизировать имеющийся Су-27, или провести его капремонт — пожалуйста. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Возможности МиГа в этом плане гораздо скромнее», — отмечал эксперт.

Тем не менее, Кремль ставить крест на МиГе не собирается. Да и РСК не идет камнем ко дну, и по итогам 2019 года рассчитывает получить 63 млрд. рублей выручки, сообщил гендиректор корпорации Илья Тарасенко. Он отметил, что в общем объеме производства компании гособоронзаказ составляет 27%, а 73% приходится на внешнеэкономическую деятельность.

Что стоит за отказом Аргентины, как в реальности выглядят перспективы МиГа?

— МиГи и Су — разные самолеты по своему назначению, — отмечает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Первые являются истребителями ближнего боя, и используются для ведения боевых действий в ограниченном районе. Все это — задачи для истребителя легкого.

А Су-27 и его аналоги — Су-30СМ, Су-34 и Су-35 — самолеты для дальнего сопровождения боевых порядков, либо для боевых действий на дальних подступах. Поэтому все «сушки» — тяжелые истребители.

В конце 1990-х и начале 2000-х КБ и заводы МиГа были, можно сказать, загнанными лошадьми — их со всех сторон ущемляли. Эта внутригосударственная конкуренция была глубоко несправедливой: по сути, кто был ближе к «телу», тот и продавливал решения. Неслучайно обсуждались планы присоединения РСК МиГ к «Сухому».

Я считаю, это отношение к МиГу до сих пор сказывается — без этого никаких провалов у МиГа не было бы. Зарубежные партнеры прекрасно видят это различное отношение со стороны российского государства к собственным авиастроительным концернам. И потому в отношении продукции МиГа сомневаются.

Такое положение в целом вредит торговле вооружениями, которую ведет наша страна. А для РСК МиГ и вовсе является камнем преткновения.

«СП»: — Аргентина, вы считаете, предпочла бы купить «сушки»?

— Вовсе не обязательно. Возможно, Буэнос-Айрес банально стеснен в средствах, и не может свободно закупать дорогостоящую авиатехнику. Аргентинцы, уверен, ищут собственную выгоду и просчитывают варианты. Одним из таких вариантов, кстати, могла бы стать покупка простейших Су-27.

Но однозначно заявить, что Аргентина отказывается от МиГ-29 потому, что он неконкурентоспособен и дорог, нельзя. Да, у Буэнос-Айреса закрались сомнения, но он решает собственные проблемы, и не против решить их за наш счет.

Читайте также
Россией и Белоруссией может управлять один президент, но ни Путин, ни Лукашенко Многоходовка с Союзным государством: От скандалов — к скрытым планам власти

«СП»: — РСК МиГ может вернуть лидирующие позиции в отрасли?

— Когда в конце 1960-х МиГ взялся за создание легкого фронтового истребителя нового поколения, у него такие позиции были. И МиГ-29 вышел очень удачным — легким, недорогим, с высокими боевыми характеристиками.

Сегодня РСК развивается, на мой взгляд, по остаточному принципу — если сравнивать с концерном «Сухого». Государство повернуто лицом к КБ Сухого, а у нас очень многое зависит от политической воли отдельных руководителей. В результате, МиГ начал отставать, и это хорошо чувствуется сегодня.

Повторюсь, мы сами себе вредим, когда чересчур публично ведем споры внутри авиастроительной отрасли, и поощряем острую внутреннюю конкуренцию. Те же представители «Сухого» очень негативно высказывались по классу легких истребителей — и вот результат.

Это тем более некстати, что оперативно-стратегическое командование понимает: потребность в легких истребителях остается, несмотря ни на что. Универсальность тяжелого истребителя типа Су-27 и его последователей, безусловно, уникальна. Но нужен еще и легкий простой самолет, который стоил бы намного дешевле «сушек».

К сожалению, самим КБ имени Микояна, я считаю, были допущены ошибки. Видимо, микояновцы пытались доказать, что их машины тоже могут выполнять почти все задачи, свойственные тяжелым истребителям.

Судите сами: на МиГ-35 поставили внутрь дополнительные топливные баки, поменяли конфигурацию прицельно-навигационного оборудования, добавили возможность управления вектора тяги. Словом, КБ все старается сделать по аналогии с тяжелым истребителем.

Читайте также
«Волынская резня» заставила Зеленского сесть на шпагат Киев разрешил полякам эксгумацию тел жертв бандеровской бойни в годы войны. Что дальше?

Но проблема в том, что «сушки» крупнее и тяжелее — на них это оборудование можно размещать без проблем. А на МиГе это невозможно без ущерба пилотажным качествам, аэродинамической подвижности, верткости.

В такой ситуации микояновцам, я считаю, нужно оставаться самими собой. МиГ должен оставаться легким, недорогим, высокоманевренным истребителем ближнего боя. Все остальное — от лукавого.

— Аргентина, откладывая покупку МиГов, действует по примеру Бразилии, которая под разными предлогами откладывала покупку российских зенитно-ракетных комплексов «Панцирь-С», — считает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Замечу, что Бразилия в итоге купить «Панцири» так и не решилась. В руководстве стран Латинской Америки традиционно есть круги, ориентированные на Россию и США, и между ними идет внутриполитическая конкуренция. В Бразилии, как видим, верх взяли сторонники дружбы с Америкой.

Скорее всего, и в Аргентине кто-то хочет купить МиГи, но американское лобби этого не позволяет. Не думаю, что дело здесь в выборе между «Сухим» и МиГом. Это совсем другая история — противостояния РФ и США на аргентинской земле.

Здесь надо понимать: страна, которая закупает боевые истребители, неизбежно попадает в зависимость от страны-поставщика. Приобрести самолеты мало — нужно еще обучить летчиков, наладить поставку боеприпасов и запчастей, организовать обслуживание техники.

Так что вопрос стоит иначе: готова ли Аргентина ориентироваться на Россию, или нет. А «Сухой» или МиГ — момент в данном случае не принципиальный.


Военное обозрение: Нужная брехня про укро-дроны над Крымом и реальный удар по небу России

Военные новости: Трамп заявил о невероятных военных разработках США

Последние новости
Цитаты
Алексей Гривач

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности

Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня