На Украине радостное событие — прибыли наконец-то из США два подаренных Киеву патрульных катера типа Island («Айленд»), которые доставил из Балтимора в Одессу сухогруз Ocean Freedom. Своим ходом катера через Атлантический океан дойти не могли, поэтому так долго ждали оказию с транспортировкой. «Наличие таких катеров во флоте позволит эффективнее нести патрулирование акватории, проводить противодиверсионную оборону, а также участвовать в поисково-спасательных операциях», — оценил их практическую принадлежность министр обороны Украины Андрей Загороднюк. Экс-президент Петр Порошенко, который и выпросил у американцев эти катера, рассчитывал с их помощью как минимум «противостоять» российскому флоту на Черном и Азовском морях. Сейчас как-то скромнее все прозвучало.
Эти катера, постройки 30-летней давности и стоявшие прежде на вооружении Береговой охраны США, были переданы Киеву 27 сентября под названиями Drummond (WPB-1323) и Cushing (WPB-1321). И уже новый владелец переименовал их в Р190 «Славянск» и Р191 «Старобельск». На торжественной церемонии передачи в Балтиморе Порошенко тогда даже погладил палубу и заявил, что именно эти катера должны «существенно усилить ВМСУ». Этот «подарок» американцы навязывали Киеву еще с 2014 года, непонятно было — дарят или продают. Известно лишь, что в итоге модернизация катеров и их транспортировка обошлась Украине в 9 миллионов долларов.
Списанные катера американцы постепенно передают союзникам по всему миру. Например, в 2015 году три катера проекта Island были поставлены ВМС Пакистана, в 2016 году еще два (постройки 1991 года) поступили в департамент береговой охраны пограничной полиции Грузии. Удалось два пристроить и Украине.
С военной точки зрения катера подобного класса особой ценности не представляют, ведь изначально они предназначены для патрульной службы. В случае с передачей Украине, с них снято даже то вооружение, которое использовалось Береговой службой США — это 25-мм автоматическая пушка и два пулемета. Так что особой мощности украинскому флоту они точно не предадут. Плюс упомянутые накладные расходы — модернизация проходила в Балтиморе и оплачивалась Украиной.
Нужны ли эти катера Украине? Даже если оставить в стороне финансовую часть вопроса, то конечно же нужны — государство располагает выходом к Черному и Азовскому морям и, соответственно, имеет морскую границу, которую нужно охранять. Сейчас в составе Морской охраны Государственной пограничной службы Украины используются патрульные катера проекта 1400 «Гриф», советского еще производства. Их планировали постепенно заменить на катера проекта 58130 «Орлан», которые должны были производить на Феодосийском судостроительном заводе «Море». В итоге в Крыму вместо восьми успели построить лишь один катер BG200 «Балаклава», который сейчас продолжает нести пограничную службу.
Доставшийся в наследство Украине от Советского Союза мощный судостроительный комплекс, который мог бы вывести страну в разряд крупнейших производителей плавсредств для военного и гражданского флота, практически полностью развалился. Только некогда знаменитые три Николаевских судостроительных завода, способные спускать на воду по десятку крупнотоннажных судов и кораблей в год, сегодня готовы лишь на производство нескольких катеров. Да и то чисто теоретически. Имея на момент провозглашения независимости 15 процентов мировых мощностей судостроения, Украина сейчас производит 0,5 процента мировой продукции этой отрасли.
Есть еще «Кузня на Рыбальском» — бывший судостроительный завод «Ленинская кузница» в Киеве, который сегодня является единственным предприятием на Украине, производящем боевые катера для ВМСУ, в том числе и речные бронекатера проекта «Гюрза-М» (сейчас в постройке лишь один). В общем, не то что крупных боевых кораблей (корвет «Владимир Великий» водоизмещением 2650 тонн строится на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве с 2011 года и готов сейчас лишь на 50 процентов), а собственных катеров откровенно не хватает. Так что даже два американских патрульных катера хоть как-то усилят украинский флот. Вряд ли они успеют поучаствовать в начавшихся сейчас учениях НАТО Fall Storm 2019 в румынских территориальных и международных водах Черного моря, но в перспективе к маневрам альянса будут привлекаться — других-то посудин у Украины нет.
Собирается Киев пополнить свой «москитный» флот и французскими патрульными катерами, договоренность о покупке которых была достигнута недавно между министром МВД Украины Арсеном Аваковым и министром транспорта Франции Жан-Батистом Джеббари. Разговоры о покупке французских катеров шли достаточно давно и сейчас, вроде бы договорились. Украина намерена в течении трех лет закупить 20 патрульных катеров, при этом пять из них будут построены на самой Украине. Ранее Аваков упоминал о современных катерах, которые будут изготавливаться на одном из украинских заводов в сотрудничестве с французской стороной, но «с высокой степенью локализации проекта на Украине». Можно предположить, что в проекте будет задействован простаивающий сейчас «Николаевский судостроительный завод» (бывший «Судостроительный завод имени 61 коммунара»), который выпускал прежде и ракетные крейсеры, и большие противолодочные корабли. Подробности предстоящей сделки не разглашаются, но французы могли согласиться на такой вариант, чтобы не потерять выгодный контракт. По крайней мере, хотя бы с пятью катерами не «кинут» Украину, как это произошло с построенными для России вертолетоносцами «Мистраль».
Вероятно, что Украина «положила глаз» на патрульные катера проектов Осеа FPB98 и Осеа FPB110, которые частная французская судостроительная компания поставляет на экспорт. Эти 32-метровые и 35-метровые катера предназначены для операций по территориальному и глубокому морскому наблюдению, борьбы контрабандой и нелегальной миграцией, контролю судов в море, операций по поиску и спасению, охраны добычи природных ресурсов на море. Подобные катера (FPB98) уже имеются на вооружении флота Нигерии, Суринама и Алжира — по одной единице.
Что касается проекта FPB110, то их произведено только два и оба эксплуатируются в составе нигерийского флота. Так что при таком крупном заказе в 20 катеров Украиной, Франция в лице компании Осеа может пойти на такую уступку, как частичный выпуск катеров на предприятиях страны-заказчика. Проект представляется обоюдовыгодным, если только Украина найдет деньги на его реализацию. Вспомним, что первые речные бронекатера проекта «Гюрза», заказанные погранслужбой Узбекистана, в Киеве были построены на американские средства.