Трамп вновь слукавил, заявив, что выводит военный контингент США с территории Сирии. Как оказалось, не выводит. Более того, намерен оставить и укрепить войска танками. Но не для того, чтобы противостоять оставшимся группировкам террористов. Американские солдаты, которых заметно усилят, намерены охранять исключительно нефтедобывающие районы на востоке Сирии.
Ну, кто бы сомневался, что США бросят на Ближнем Востоке такой лакомый нефтяной «кусок пирога». Собственно ради него и была затеяна вся эта буча в Сирии, где американцы пытались контролировать его вначале при помощи ИГИЛ*, а когда те обрели самостоятельность и сами стали качать нефть, не делясь ни с кем, затеяли международную военную операцию. Исключительно, чтобы вернуть «свою» нефть.
К 2018 году в Сирии были созданы 12 американских военных баз и два аванпоста, большей частью в нефтеносных районах страны. Понятное дело, что с целью «лишить радикальных исламистов территории, финансирования, поддержки и любых способов проникновения через границы». И когда основные задачи в Сирии, по мнению американского военного командования, были выполнены (роль сирийской правительственной армии и российских ВКС не рассматривалась), на фоне турецкой агрессии на северо-востоке страны, США отвели свои войска, а Трамп пообещал оставить там лишь 200 спецназовцев. За порядком присматривать.
Как оказалось, присматривать есть еще за чем — это нефть. И, как сообщила газета The Wall Street Journal, сейчас власти США рассматривают возможность сохранения на северо-востоке Сирии военного контингента уже численностью 500 человек, а также нескольких десятков танков и другой бронетехники. То есть планы Дональда Трампа относительно вывода американских войск из Сирии несколько поменялись и целью их нахождения здесь будет не борьба с террористами, а защита нефтяных месторождений на востоке страны.
«США укрепляют свои позиции в координации с партнерами по коалиции — это „Силы демократической Сирии“ (курдские вооруженные формирования — ред.) — дополнительными военными силами и средствами для предотвращения возвращения этих нефтяных месторождений в руки ИГИЛ или других дестабилизирующих сил», — отмечается в сообщении пресс-службы Пентагона. Напомним, что ранее американский президент Трамп заявил, что власти США не позволят боевикам восстановить контроль над нефтяными месторождениями в Сирии, и намерены оставить их под своим контролем. Как говорится, ларчик просто открывался — нефтяным ключом.
От кого же Трамп так упорно защищает нефтяные месторождения на северо-востоке Сирии? По его объяснению в Twitter, ранее эти месторождения удерживались боевиками ИГИЛ, пока США «не захватили их с помощью курдов». «Мы никогда не позволим „Исламскому государству“ овладеть ими!», — патетично заключил Трамп. Good, как говорят американцы, хорошо, но ведь основные силы игиловцев, по словам самого Трампа, были разгромлены еще в 2018 году. И территория месторождений пока контролируется курдами, которые являются союзниками США в Сирии.
Кого же тогда Пентагон называет «другими дестабилизирующими силами», которые могут захватить нефтеносные поля? Надо полагать, что это и сирийская правительственная армия, которая планомерно возвращает под контроль Дамаска захваченные ранее игиловцами районы страны. И, соответственно, российские военные подразделения, которые их поддерживают — Москва постоянно заявляет о необходимости сохранении территориальной целостности Сирии. А регионы, где хозяйничают курды при вооруженной поддержке США, являются составной частью Сирии.
При этом стоит напомнить, что российские ВКС оказались здесь по официальному приглашению законного президента Башара Асада, и их международно-правовой статус никем не отвергается. А вот американцев и представителей иных стран из состава международной коалиции, в Дамаске считают оккупантами и требуют их вывода из страны.
По сути, Трамп не хочет отдавать нефтяные месторождения их законным владельцам — Сирийской Арабской Республике — и готов продолжать защищать их с применением силы. Изначально война в Сирии велась за наиболее выгодные позиции по поставкам ближневосточных углеводородов в Европу и в нефтедобывающих районах страны. Основные боевые действия развивались именно там. США планировали контролировать при помощи ИГИЛ и курдов практически всю добычу сирийской нефти. Не случайно они вошли именно на эту территорию, а американские военные сопровождали игиловские автомобильные конвои с нефтяными цистернами.
Однако выполнить свою основную задачу США здесь так и не смогли. Два основных нефтяных потока, по которым нефть из Ирака и Ирана идет в Турцию и Европу, оказались под контролем России (посредством сирийской правительственной армии) и Турции, которая вторглась на территорию Сирийского Курдистана (там тоже проходит нефтепровод, который важно контролировать).
Вашингтон, утратив влияние на транспортировку нефти из ближневосточных стран через Сирию, не упускает возможности контролировать её добычу на востоке страны. Известно, что ряд компаний США уже рассчитывают на свою долю в добыче сирийской нефти. Так что оставленный Трампом в Сирии, пусть и незначительный, контингент, усиление его бронетехникой — шаг вполне предсказуемый. Этим он подстраховывает «свою» нефть. Ведь если американцы бы действительно ушли из восточной Сирии, то правительственные войска при поддержке российских военных вскоре бы заняли этот регион. И Башар Асад смог бы получить такую нужную ему нефть. Практически без боя. Опять же-таки, курды без поддержки США не смогут противостоять и турецкой армии.
Какова позиция России в этой ситуации? Американские войска, оставшиеся на востоке Сирии, к тому же усиленные танками, несколько меняют планы Москвы. Россия получила от Асада исключительное право на добычу нефти в Сирии, а российские нефтегазовые компании уже заключили миллиардные соглашения с Дамаском по «черному золоту». Однако открытого противостояния с США в этом регионе в ближайшее время точно не будет. Тут надо учесть, что основные американские военные базы находятся неподалеку — в Ираке, и их переброска в зону конфликта может быть осуществлена достаточно оперативно.
И нынешнее усиление российской военной полиции в Сирии, которая получила дополнительные 33 единицы бронетехники, направлено, скорее, на обеспечение патрулирования сирийско-турецкой границы, о чем договорились Путин и Эрдоган. При этом Россия внимательно следит за ситуацией, предпочитая не вмешиваться в нее, вероятно, пытаясь найти иные рычаги давления на США в Сирии. Возможно, при помощи той же Турции, с которой на нынешнем этапе удается находить общий язык по многим вопросам.
*Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Война в Сирии: ИГИЛ в российских тюрьмах начинает давить «блатных»
Военные новости: Сотни российских полицейских прибыли в Сирию