Турки собирают помидоры, чтобы закупить Су-35 вместо F-35

Эрдоган маневрирует между Москвой и Вашингтоном

  
6206
На фото: истребитель поколения 4++ Су-35
На фото: истребитель поколения 4++ Су-35 (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Турецкое проправительственное издание Daily Sabah сообщает со ссылкой на собственные источники в высших эшелонах власти, что Анкара и Москва близки к заключению соглашения на поставку ВВС Турции российских истребителей поколения 4++ Су-35. Похоже, Эрдоган наконец-то понял, что США изъяли его страну из программы закупок истребителей-бомбардировщиков F-35. Вашингтон очень сильно рассердился по поводу «вероломства» Турции, купившей российские ЗРС С-400.

Однако в количественном отношении переключение на истребитель ОКБ Сухого эквивалентным признать нельзя. Анкара должна была получить в обозримом будущем 100 F-35. Но готовящееся соглашение с Рособоронэкспортом, по сообщению Daily Sabah, распространяется на 36 Су-35. О стоимости грядущей сделки нет никаких сведений. Но традиционно один российский истребитель стоит на мировом рынке дешевле, чем один американский. Так что Эрдоган здорово сэкономит.

При этом переход на российский истребитель должен быть весьма похожим на прежнюю ситуацию с F-35. Турция была одной из участниц кооперации, которую компания «Локхид Мартин» раскрутила во многих странах мира. Различные узлы этого самолета производятся в полутора десятке стран, стоящих в очереди за готовой продукцией. Турция тоже участвовала в этом процессе, выпуская некоторые фрагменты фюзеляжа истребителя и несколько узлов для бортового радиоэлектронного оборудования. Примерно то же самое предполагается и в отношении Су-35. Ряд компонентов самолета будет производиться на турецких заводах.

Читайте также
Индийский тендер: Су-35 примет участие в боях без правил Индийский тендер: Су-35 примет участие в боях без правил Устоит ли российский истребитель, если американцы используют свой коронный прием

Необходимо сказать, почему США категорически отказали Турции в приобретении F-35. Его эксплуатация рядом с российской зенитно-ракетной системой С-400 смертельно опасна для истребителя. И для репутации самолета и, соответственно, его разработчиков и производителей. И для самого самолета, если ему доведется принимать участие в боевых действиях.

Эксперты неоднократно уличали «Локхид Мартин» в распространении недобросовестной информации относительно F-35. Например, исходя из незыблемых законов физики, которыми пользуются авиационные эксперты, этот самолет не может в бесфорсажном режиме работы двигателя иметь сверхзвуковую скорость. А это очень важно для реноме F-35, потому что среди требований к самолетам пятого поколения есть требование к сверхзвуковой бесфорсажной скорости. Однако руководство компании продолжает настаивать на том, что самолет развивает в данном режиме скорость 1,2 М.

Есть серьезное недоверие к малозаметности самолета. То есть, как утверждает «Локхид Мартин», к фантастической малозаметности. Если им поверить, то эффективная площадь рассеяния (ЭПР) F-35 во фронтальной плоскости составляет запредельно малую величину — 0,001 кв.м. Этим параметром и козыряют, утверждая, что всякий самолет противника будет сбит ракетой F-35, и при этом пилот, если уцелеет, не будет иметь ни малейшего представления о том, откуда эта ракета прилетела. То есть F-35 — это «невидимая смерть». Столь же просто американский истребитель проходит через зоны действия мощных систем ПВО, оставаясь незамеченным.

Эти утверждения завораживают, можно сказать, парализуют логическое мышление. И завороженные покупатели, выстроившиеся в очередь за самолетом, не обращают внимания, например, на то, что у данного истребителя-бомбардировщика всего лишь 4 точки подвески ракет или авиабомб. То есть он не в состоянии как следует отбомбиться. Или принять участие в полноформатном воздушном сражении.

С-400 с легкостью может развенчать миф о фантастической малозаметности, промерив ЭПР F-35 во всех проекциях. Ну, а Эрдоган, будучи политиком мало предсказуемым, может поделиться секретами со всем миром. И это будет не только удар по репутации. Исходя из реальных характеристик противника, разрабатывается стратегия и тактика борьбы с ним. Вот две главные причины того, почему Трамп немедленно вычеркнул Турцию из списка покупателей F-35, как только стало понятно, что российские системы будут гарантированно поставлены войскам ПВО этой страны. Ну, а заявления о предательстве страны, входящей в НАТО, — это все разговоры для бедных.

Даже экономические интересы одного из главных доноров американского бюджета, компании «Локхид Мартин» были отброшены. А ведь 100 F-35 — это почти 10 млрд. долларов. Деньги серьезные.

Но Вашингтон намерен восполнить эту потерю иным образом. Невзирая на «предательство». Месяц назад заместитель министра обороны США Джон Руд, отвечая на вопросы журналистов о том, как теперь будут развиваться отношения с Турцией, заявил, что Вашингтон попытается вернуть «блудного сына в отчий дом». Конечно, выражено это было дипломатично, но смысл абсолютно такой. Он сказал, что «мы будем призывать Анкару закупать только американскую продукцию вместо российской. Потому что Анкара должна принимать во внимание совместимость вооружений».

Так что же могут предложить США для обновления истребительного парка ВВС Турции вместо запретного F-35? И надо ли Турции его обновлять?

Надо. Потому что турки эксплуатируют 94, смело можно сказать, исторические реликвии. Это различные модификации «Миража», «Тайгера», F-4 и F-5, которые принимали самое активное участие еще во Вьетнамской войне. И это почти 30% от общего количества истребителей, находящихся в ВВС Турции, — 335 машин. Вот их и хотели заменить на сотню F-35.

Но все-таки даже если бы F-35 был идеальным истребителем, то необходимо признать, что это довольно странное решение Генштаба Турции. ВВС этой страны состоит только из легких истребителей — различных модификаций F-16. От вполне современных (Block 50) до уже почти морально состарившихся (Block 30). Причем все они произведены в Турции по американским лицензиям.

Так вот, тяжелый истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle («Атакующий орел») был бы более уместен для ВВС Турции. Хоть он и не молод, но это добротный самолет, способный не только наносить массированные удары по наземным целям, но и постоять за себя в воздухе.

И это приобретение стало бы хорошим заделом. Потому что в обозримом будущем компания Boeing доведет до ума и развернет производство многоцелевых истребителей поколения 4++ F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). Самолет универсальный — и ударный, и для завоевания господства в воздухе. Конструкторы не погнались за «фантастической малозаметностью», снизив заметность до оптимального уровня. То есть, чтобы она не сожрала прочие характеристики.

Читайте также
США украли у России «Статус-6», переделав его в «Змеиную голову»? США украли у России «Статус-6», переделав его в «Змеиную голову»? Документы Пентагона показывают, что американцы создают аналог российского «Посейдона» далеко не с нуля

Самолет способен брать 13 тонн боевой нагрузки, развивает скорость на высоте 2,5 М, его боевой радиус равен 1500 км. И авионика у него на уровне. То есть это конкретный самолет с хорошими характеристиками, а не «девайс», каковым является F-35. Саудовская Аравия уже поняла достоинство «Бесшумного орла» и заказала около 90 этих самолетов.

Но F-15SE пока еще нет. Существует только один прототип, который уже довольно давно, чуть ли ни 10 лет, проходит различные испытания и доработки.

А Су-35 уже есть. Более того, он продемонстрировал свои возможности в Сирии. По кругу решаемых боевых задач, а также по поколению Су-35 близок к «Бесшумному орлу». Так что можно было бы поздравить Эрдогана с правильным выбором.

Однако есть некоторые сомнения в том, что источники турецкого издания не снабдили журналистов дезинформацией. Есть подозрения, что это маневрирование Эрдогана между Москвой и Вашингтоном преследует одну цель: получить «побольше и подешевле». Введение в ВВС, в которых наличествуют только американские самолеты, российских истребителей может стоить чрезвычайно дорого. Как в денежном, так и во временном выражении. Необходимо будет с нуля построить инфраструктуру для эксплуатации неведомых самолетов. Необходимо подготовить технический состав, который столкнется с непривычными для себя стандартами. Также придется кардинально переучивать пилотов, которым предстоит летать на российском истребителе.


Военное обозрение: Индийский тендер: Су-35 примет участие в боях без правил

Военные новости: В Сирию переброшены десятки российских бронеавтомобилей

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Никита Исаев

Директор Института актуальной экономики

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Роман Блинов

Руководитель аналитического департамента Международного финансового центра (Москва)

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня