Не в пользу Шойгу: США потеряли в Сирии 1 истребитель, Россия — 13 самолетов и вертолетов

Правда ли, что наши генералы руководствуются принципом «бабы еще иванов нарожают»?

  
16109
На фото: место крушения самолета Су-24М и вертолета Ми-8 спасательной группы в Сирии
На фото: место крушения самолета Су-24М и вертолета Ми-8 спасательной группы в Сирии (Фото: Следственный комитет РФ/ТАСС)

Американские СМИ опубликовали фотографии своих вертолетов HH-60M «Черный ястреб» (медицинский вариант UH-60M) с уникальным, как они утверждают, оборонным комплексом AN/AAQ-24. Причем снимки сделаны в Сирии во время эвакуации раненых в окрестностях северного города Саррин, то есть в условиях реальной войны.

Система AN/AAQ-24 должна перехватывать самонаводящиеся ракеты «земля-воздух» переносных ЗРК, которые наиболее опасны для вертолетчиков. Работает, как российский комплекс «Штора», который вот уже 30 лет с хвостиком устанавливается на наших танках. То есть противодействие основывается за счет «сбивания с курса».

Пару лет назад AN/AAQ-24 неожиданно сняли и пообещали ВВС США что-то получше. И вот в Twitter некий юзер с ником @JakeGodin увидел в небе американские вертолеты неизвестного подразделения с внешними устройствами от вышеуказанного комплекса. Что интересно: в начале сфотографированные машины HH-60M «приписали» к Корпусу морской пехоты, а потом выяснили, что они относятся к специальной воздушно-наземной целевой группе Центрального командования США. То есть к весьма серьезной спецслужбе, которые выполняет особые задания.

В этой связи любопытно узнать, отчего вертолетная «Штора» по-американски не понравилась «звездно-полосатым» пилотам в Сирии, да и в Ираке тоже? И почему в отличие от обычных боевых летчиков заокеанские спецслужбы все-таки оставили «неудобную» AN/AAQ-24?

Читайте также
«Сухопутный» Шойгу поставил военный флот на якоря «Сухопутный» Шойгу поставил военный флот на якоря Российский ВМФ скоро будет уступать ВМС Великобритании, Германии, Франции, Японии и Южной Кореи

Ответы на эти вопросы, как ни странно, дают объяснения и на другой, уже более важный для нас вопрос: почему потери российских самолетов и вертолетов в Сирии многократно выше, чем американские. Кстати, по этой причине за океаном (в России — тоже) поднимается и раздувается истерика, дескать, Минобороны РФ и лично президент Путин не жалеют своих пилотов. Мол, жертвуют ими ради геополитических очков.

Дальше проводится мысль: если наши самолеты и вертолеты пачками гибнут в войне с противником, у которого даже ВВС нет, то случись что-то серьезное, от русской боевой авиации ничего не останется. На этом спорном моменте следует остановиться поподробнее.

В самом деле, справочные цифры, увы, далеко в не нашу пользу. Американцы пишут, что в Сирии не вернулись на аэродромы пять «звездно-полосатых» летательных аппаратов, в том числе один истребитель F-16 CJ, вылетевший 30 ноября 2014 года на ночное боевое задание. Названа причина этой авиакатастрофы — механическая неисправность. Пилот погиб. Остальные потери — это беспилотники.

Что касается ВКС РФ, то американцами называется цифра 22 разбившихся российских летальных аппарата. Из них — 13 самолеты и вертолеты. Вкратце напомним трагическую историю гибели в Сирии наших летчиков.

24 ноября 2015 года Су-24М был вероломно сбит F-16 турецких ВВС. Это был удар в спину. Один пилот был убит наземным огнем во время спуска, второй — спасен. В в зону крушения были направлены два российских вертолета Ми-8. Один из которых был поврежден огнем боевиков. Члены экипажа вертолета были спасены.

12 апреля 2016 года вертолет Ми-28 разбился под Хомсом, пилоты погибли. Минобороны РФ исключило вражеский огонь в качестве причины авиакатастрофы.

8 июля 2016 года вертолет Ми-35 потерпел крушение в районе Пальмиры. По информации арабских СМИ, он был сбит. Оба российских пилота погибли.

1 августа 2016 года транспортный вертолет Ми-8 был сбит наземным огнем в провинции Идлиб при возвращении на авиабазу Хмеймим. Три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии погибли.

3 ноября 2016 года вертолет Ми-35 совершил аварийную посадку в районе сирийского города Пальмира и, возможно, был уничтожен неуправляемым безоткатным оружием после приземления, но экипаж благополучно вернулся на авиабазу Хмеймим.

14 ноября 2016 года истребитель МиГ-29 потерпел крушение по пути следования на авианосец. Пилот катапультировался и выжил. 3 декабря 2016 года авиакрыло ВМФ РФ «Адмирала Кузнецова» менее чем за месяц понесло вторую потерю после того, как у самолета оборвался трос фиксатора. Пилот катапультировался и выжил.

10 октября 2017 года штурмовик Су-24 разбился при взлете на авиабазе Хмеймим предположительно из-за технической неисправности. В результате крушения погибли оба члена экипажа.

31 декабря 2017 года вертолет Ми-24 задел линию электропередач в провинции Хама, 2 из 3 членов экипажа погибли.

3 мая 2018 года тяжелый истребитель Су-30 разбился в Средиземном море после взлета с авиабазы Хмеймим. По публичным данным, в двигатель попала птица. Оба пилота погибли.

7 мая 2018 года вертолет Ка-52 потерпел крушение во время планового полета над восточными районами САР. Оба пилота погибли.

И наконец, 17 сентября 2018 года самолет-разведчик Ил-20 с 15 военнослужащими был непреднамеренно сбит ракетой С-200, выпущенной сирийской ПВО. Причиной трагедии стала провокация израильских ВВС.

Невольно возникает чувство ужасного состояния нашей боевой авиации по сравнению со штатовской. Между тем, в самих Соединенных Штатах летчики тоже гибнут.

В результате расследования военной газеты The Military Times, выяснилось, что за период 2013—2017 количество аварий с участием всех пилотируемых истребителей, бомбардировщиков, вертолетов и грузовых военных самолетов военных выросло почти на 40% года. Что и стало причиной смерти 133 летчиков и других военнослужащих США.

Читайте также
Кто сильнее: 76 МБР «Сармат» или 450 МБР «Минитмен-3»? Кто сильнее: 76 МБР «Сармат» или 450 МБР «Минитмен-3»? Испытания новой ракеты с гиперзвуковыми боеголовками начнутся через три месяца

В марте-апреле 2018 года в ВВС США произошло сразу 6 (!) авиакатастроф, в которых разбилось 16 членов экипажей. Всего в прошлом году аварии с боевыми самолетами погубили 38 американских летчиков. Парадокс, однако, заключается в том, что «звездно-полосатое» общество равнодушно к потерям внутри страны, дескать, это учебные издержки. В конце концов, пилотам хорошо платят из кармана налогоплательщиков.

Но все кардинально меняется, если авиакатастрофы случаются на локальных театрах боевых действий. Тогда потери становятся орудием внутриполитической борьбы. В итоге до 90% всех заданий отменяются на начальной стадии полетов. Стоит появиться хоть какой информации о расположении боевиков на маршруте, или летчик сообщил о каких-то второстепенных технических проблемах, моментально звучит команда «отбой».

Кроме того, как пишет The Military Times, самолеты и вертолеты более тщательно готовятся к вылетам, а само задание планируется до мельчайших деталей. Причем, предпочтение отдается более защищенной от наземных угроз технике.

Когда в 2017 году на вертолетах Морской пехоты установили системы AN/AAQ-24, сразу же возросла нагрузка на пилотов. После этого начались массовые жалобы, мол, уникальный комплекс неудобен в управлении и не гарантирует безопасность. Комплексы, от греха подальше отсоединили. Однако, как случайно выяснил @JakeGodin, штатовские спецслужбы оставили аналог «Шторы» на своих «Черных ястребах». Эксперт по безопасности полетов Джозеф Тревитик, работающий на портал The Drive, поясняет, что «это намного лучше, чем ничего».

Все это в сумме дает основание все-таки полагать, что в Сирии уровень подготовке к полетам у американцев был выше, чем у наших служб, во всяком случае, в первые два года операции. Именно на этот срок и пришлись основные потери.


Военное обозрение: Россия отомстит за гибель бойцов ЧВК в Дейр-эз-Зоре, отбив у США сирийскую нефть

Военные новости: Российский генерал рассказал, какими будут войны будущего

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Андрей Дмитриев

Сопредседатель партии «Другая Россия»

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня