Портал Defensewordl.net сообщил, что Россия намерена продать Индии «с потрохами», экспортную модификацию морского тральщика проекта 12700 «Александрит-Э». С потрохами — это значит, что Индии будут переданы все технологии, и она начнет производить данные корабли на своих судостроительных верфях.
С коммерческой точки зрения, данная акция весьма сомнительна. Потому что последовательная продажа нескольких кораблей для продавца выгоднее, чем передача документации и командировки в Индию на неопределенный срок специалистов отрасли.
Однако для ВМФ такое решение идет во благо. Потому что флот остро нуждается в морских тральщиках. Они необходимы для обеспечения противоминной защиты баз, на переходе кораблей морем и в прибрежных морских зонах, для постановки минных заграждений, для ведения противоминной разведки.
Ситуация с морскими тральщиками (МТЩ) критическая. На трех флотах эксплуатируются 13 МТЩ, которые уже давно устарели. Ни одного такого корабля нет на Балтийском флоте и в Каспийской флотилии. Подавляющее большинство кораблей было введено в строй ВМФ Советского Союза в 70-е годы. В лучшем случае — в начале 80-х. Мало того, что они уже сильно изношены, так на них установлено ставшее уже неэффективным оборудование обезвреживания мин — только лишь контактные тралы, плохо приспособленные к борьбе с минным оружием нового поколения. Это корабли проектов «Аквамарин» 266, 266 М.
Особого внимания заслуживает морской тральщик проекта 1332. В 1973 году в Клайпеде был построен рыболовецкий траулер. В конце 70-х по «мобилизационному предписанию» его призвали на военные учения. В 1985 году переоборудовали в морской тральщик и приписали к Беломорской военно-морской базе.
Наиболее приспособленными для борьбы с современным минным оружием являются лишь 2 из 13 МТЩ. К ним относятся два корабля проекта 12660 — «Железняков» (Черноморский флот) и «Владимир Гуманенко» (Северный флот), построенные в 90-е годы. Полное водоизмещение — 1230 тонн. Дальность плавания — 1500 миль.
Это единственные тральщики, способные уничтожать глубоководные мини-торпеды и гидроакустические буи противника на глубине до 1000 метров. Благодаря этому они могут обеспечивать вывод атомных подводных лодок в оперативную зону моря и океана. Вот только непонятно, что делает тральщик с такими возможностями на Черноморском флоте.
МТЩ проекта 12700 «Александрит» — это огромный шаг вперед, который совершили проектировщики ЦМКБ «Алмаз». Уникален его корпус, а также надстройки, изготовленные из монолитного стеклопластика, что полностью исключает срабатывание на корпус магнитных мин. При создании корабля также были сведены к минимуму другие физические поля — электростатические и электромагнитные. Металлические агрегаты и узлы периодически размагничиваются при помощи специальной аппаратуры.
Значительно снижены и акустические шумы за счет использования демпфирующих платформ и амортизаторов, широко применяются резиновые покрытия.
То есть корабль максимально защищен от всех типов современных мин, которые способны срабатывать и на металлическую массу, и на акустические волны, и на электромагнитные и электростатические поля. Есть и универсальные взрыватели, реагирующие на все эти факторы.
В МТЩ проекта «Александрит» впервые использован принцип «охоты на мины». То есть обезвреживание мин происходит не «вслепую». Для чего корабль оснащен гидроакустической станцией, имеющей как стационарную антенну, расположенную на корабле, так и буксируемую.
Также корабль оснащен телеуправляемыми и роботизированными аппаратами, предназначенными для поиска мин по курсу прохода тральщика. Они либо сообщают о местонахождении мин для последующего их уничтожения, либо уничтожают их сами. Есть и одноразовые аппараты, которые в случае необходимости подрываются вместе с минами.
На «Александрите» используют и «старинные» тралы — контактные: одинарный и парный. Но предпочтение в борьбе с минами отдается более современным методам — неконтактным. Они уничтожаются с помощью направленного электромагнитного импульса, генерации магнитного поля, акустического удара. Также для этого используется пулемет калибра 14,5 мм.
Корабль, безусловно, прекрасный, относящийся к новому поколению тральщиков. Однако у него есть два изъяна.
Во-первых, это не морской тральщик, а базовый, то есть предназначенный для противоминной обороны в непосредственной близости от баз ВМФ. Потому что корабль водоизмещением 890 тонн не может работать в морской зоне. Не та у него мореходность. До 2017 года «Александрит» во всех документах так и значился — базовым. Но главком ВМФ Владимир Королев перевел его одним росчерком пера в класс морских тральщиков.
Во-вторых, безэкипажный катер Inspector Mk2, то есть телеуправляемый дрон, который для «Александрита» разработали французы, не вписался в корпус корабля. Он насыщен прекрасным оборудованием, при помощи которого способен автономно находить и уничтожать мины. Но он слишком велик для «Александрита». Из-за этого пришлось пойти на беспрецедентные меры — катер постоянно следует за кораблем, рядышком. Вполне понятно, что при таком раскладе ни о какой морской зоне, ни дальней, ни ближней, не может идти и речи. Потому что мореходность этого «тандема» определяется мореходностью катера, имеющего водоизмещение 5 тонн.
Закуплены три «Инспектора» и, следовательно, три «Александрита» будут иметь такую «особенность». При этом корпус строящегося корабля удлинить невозможно, чтобы разместить французский дрон, потому что он отливается по существующей матрице, которую изменить нельзя.
Первый «Александрит» — головной корабль «Александр Обухов» — был принят в состав Балтийского флота в декабре 2016 года. Второй — «Иван Антонов» — в январе 2019 года получил Черноморский флот.
Вторым кораблем должен был стать «Георгий Курбатов», заложенный в 2015 году, на два года раньше «Ивана Антонова». Но во время его строительства произошел пожар, в связи с чем сроки готовности корабля пришлось перенести на 2020−2021 годы.
Всего же запланировано 8 кораблей проекта 127000. Два готовы, пять строятся, и на один существует контракт со Средне-Невским судостроительным заводом.
Проблему с безэкипажным катером предполагается решить, начиная с третьего серийного корабля «Владимир Емельянов». Компания «Авиационная и морская электроника», головной разработчик, создает дрон «Искатель», который должен вписаться в отведенные для него на корабле габариты.
Однако проблемы с морскими тральщиками, лишь три из которых могут в определенной степени решать возлагаемые на них задачи, строительство «Александритов» не решит. Приказ главкома ВМФ не в состоянии повысить их мореходность. И уж тем более снизить волнение на морях. Руководство ЦМКБ «Алмаз» неоднократно объявляло о готовности создать проект тральщика, способного работать в дальней морской зоне. Однако дальше разговоров дело не продвигается.
Военное обозрение: «Сухопутный» Шойгу поставил военный флот на якоря
Военные новости: СМИ США назвали «худший кошмар» для России