Перефразируя, можно сказать, что всё новое — это хорошо проплаченное старое. Вот и стратегический ракетоносец серии Т-160М, внешне мало чем будет отличаться от базового Ту-160, при этом это фактически новая машина, построенная с нулевого цикла. Существенно будет отличаться «начинка» бомбардировщика, в первую очередь, за счет новых видов вооружения, бортового оборудования и модернизированных двигателей. Выглядеть самолет будет, как привычный «Белый лебедь», который полюбился публике за свои грациозные очертания многотонной птицы, а летчикам за высокие боевые возможности и скоростные характеристики.
Предполагается, что министерство обороны России получит первые Ту-160М уже в 2021 году, о чем сообщил гендиректор ПАО «Туполев» Александр Конюхов. Предполагается, что первая партия новых бомбардировщиков составит 10 боевых машин (сумма контракта 160 миллиардов рублей), с перспективой постройки до 2023 года 50 таких модернизированных самолетов. По сути, будет полностью обновлен авиапарк этих стратегических бомбардировщиков, которых было ранее произведено 35 машин, а на вооружении российских ВКС сейчас находится 17 Ту-160, в том числе модернизированных. Так что даже в количественном плане новые «тушки» вполне могут претендовать на господство в небе.
Решение о возобновлении производства самолета Ту-160 было принято Минобороны еще в 2015 году, тогда же были согласованы планы по количеству в 50 воздушных машин. О модернизации самолетов дальней авиации, с осуществлением под «применение новой крылатой ракеты Х-101» в ноябре 2017 года говорил и начальник Генштаба Валерий Герасимов. Последний из Ту-160М2, получивший имя легендарного главкома ВВС Петра Дейнекина, был выпущен в Казани в 2017 году. Тогда президент Владимир Путин, который присутствовал на его презентации, отметил: «Мы реализовали в Казани блестящий проект, фактически создали новую машину Ту-160 для Вооруженных сил. Сверхзвуковой боевой ракетоносец. И не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Работает все как часы, просто здорово». Уже 25 января 2018 года Путин побывал на первом демонстрационном полете Ту-160М (ранее их обозначали как Ту-160М2) на аэродроме Казанского авиационного завода. И было понятно, что «Белым лебедям» предстоит летать еще очень долго.
Тут внимание в нашем военном обозрении в большей степени можно обратить на временной вопрос — казалось бы, уже готовый новый самолет армии обещают поставить лишь в конце 2021 года. То есть, спустя четыре года после первого полета. Технологический процесс производства такой сложной техники как сверхзвуковой бомбардировщик, бесспорно, занимает длительное время. И, например, от первого полета Т-160 в декабре 1981 года до его серийного производства прошло три года, а в эксплуатацию бомбардировщик поступил в 1987 году. Так что временной фактор может и затянуться, тем более, что Ту-160М будет действительно новой воздушной машиной, которую на коленке не сделаешь.
Есть небольшой нюанс в истории выпуска новых Ту-160М — Минобороны не так давно, 13 ноября, подало в Арбитражный суд Москвы иск к ПАО «Туполев» о взыскании 4,6 миллиарда рублей. Подробности иска военного ведомства к авиационному бюро не уточняются. Однако, если учесть, что Казанский авиационный завод производит по заказу Минобороны стратегические ракетоносцы Ту-160 и модернизированные бомбардировщики Ту-22М3М, то поводом для иска могло стать именно несоблюдение некоторых обязательств по срокам выпуска этих самолетов. Сумма невелика — треть от стоимости одного Ту-160М. Скандал, как можно судить по отсутствию публичных обвинений в военных обозрениях, не случился, однако руководство «Туполева» тут же отчиталось о сроках поставок самолетов в армию и обозначило конкретные даты. Не захотели попасть под «раздачу» Путина за срыв поставок?
Тут можно вспомнить, что Путин еще в августе 2005 года совершил перелет из подмосковного Чкаловского аэродрома в составе звена Ту-160 на Север, с отработкой испытательных пусков новых крылатых ракет дальнего радиуса действий, поразивших цели на полигоне «Пембой» под Воркутой. И именно после этого случая запустил программу по модернизации Ту-160, а затем и создание нового самолета на его базе. Тут нужно учесть и тот фактор, что создание в России ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс Дальней авиации) — бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, создаваемый в том же ПАО «Туполев», появится несколько позднее. Его первый подъем предполагается не ранее 2025 года. И здесь именно новый вариант Ту-160М позволяет компенсировать это отставание, тем более, что новый «Белый лебедь» остается несомненным мировым лидером в своем классе. Еще как минимум на 30−50 лет.
Что ждать от нового Ту-160М? Одним из самых значимых достоинств новых стратегических бомбардировщиков, как полагают авиационные эксперты, станут обновленные двигатели НК-32. Надо полагать, что речь идет о модернизации этого двухконтурного трехвального турбовентиляторного двигателя, который эксплуатировался с 1983 года, в том числе на сверхзвуковых Ту-160 и Ту-144, до уровня НК-32−02М2 (к примеру, специалистам виднее). При этом утверждается, что благодаря им, Ту-160М сможет увеличить скорость, а она и так не маленькая — 2200 км/ч на форсажном режиме, плюс увеличится дальность полета на тысячу километров (при имеющихся 13,5 тысяч км). Тут вспоминается и недавняя история, когда Ту-160 в начале ноября оторвался от двух истребителей F-35 над Японским морем — 110 тонная машина, установив максимальную стреловидность крыла, просто исчезла из поля зрения истребителей. Тут нужно отметить, что Ту-160 на форсажном режиме может лететь 45 минут, но F-35 (1,93 тысячи км/ч) гораздо меньше.
Убойным будет и новое вооружение «Белого лебедя». Т-160М может оснащаться как ядерным, так и обычным вооружением. Помимо упомянутой крылатой ракеты Х-101 (обладающей малой заметностью для систем обнаружения, достигаемой за счет аэродинамической конструкции и использованием радиопоглощающих материалов), он сможет нести и ракету Х-55МС с турбореактивным двигателем, с дальностью поражения в 2500—3000 километров. Предполагается, что Ту-160М вооружат и гиперзвуковыми ракетами «Кинжал», что многократно повысит их боевую эффективность. Одна такая сверхзвуковая «летающая крепость» будет в состоянии приблизиться на расстояние точечного удара, не входя при этом в зону действия ПВО противника. И со стопроцентной гарантией поразить военные или промышленные объекты стран, которые угрожают безопасности России.
Безопасность самого стратегического бомбардировщика будет обеспечена новейшим бортовым комплексом обороны, современной надежной системой связи с усиленной помехозащищенностью, уникальным оружием, которое существенно расширит его боевые возможности при применении обычных и ядерных средств поражения. Отметим, что подобных стратегических бомбардировщиков нет ни у одной страны в мире, а В-1 В ВВС США настолько уступает «Белому лебедю», что даже не подлежит сравнению с ним по своим характеристикам.
Военное обозрение: Путин поручил увеличить количество боевых роботов и лазерного оружия