С момента выхода Индии из совместного с Россией проекта по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) прошло уже полтора года. Мотивируя выход, в Нью-Дели заявили, что самолет Су-57, на базе которого должна быть создана машина для Индии, имеет низкое качество. Его характеристики столь слабы, что самолет никак нельзя отнести к пятому поколению.
Отставной индийский генерал-лейтенант П.Катош, ветеран войск специального назначения, раскритиковал в СМИ это решение как скоропалительное и не соответствующее интересам страны. При этом обещание индийского правительства самостоятельно, без привлечения зарубежных специалистов и технологий, создать свой истребитель пятого поколения генерал расценивает не только как нереальное, но и смехотворное.
Катош негативно оценивает массированную информационную атаку на проект FGFA, которую в свое время инициировало правительство: «Лучше бы эти СМИ осветили неэффективное функционирование нашего Министерства обороны с его плохим планированием. Помните, ВВС Индии ранее выступили против совместной с Россией разработки истребителя 5-го поколения. Это же был, по сути, преднамеренный отказ нашего Минобороны от совместной реализации крупного проекта с использованием зарубежных технологий. Неужели после этого кто-то верит в то, что Индия разработает истребитель нового поколения сама, без кооперации с иностранными компаниями? Почему не стали развивать проект с Россией, не стали его дорабатывать, корректировать под собственные запросы?».
Генерал, спустя полтора года после принятия деструктивного решения, отмечает, что российские конструкторы все это время не сидели, сложа руки. Что за это время в конструкцию Су-57 было внесено «уже несколько десятков изменений». И это свидетельствует о совершенствовании истребителя пред принятием его на вооружение.
Итак, что же Индия «инкриминировала» российскому самолету? Дело в том, что все претензии, а их было немного, по большей части повторяли критику, которой российский истребитель был подвергнут военными экспертами, лоббировавшими продукцию компании «Локхид Мартин» — F-35, — основного конкурента ОКБ Сухого.
Главная претензия — Су-57 не обладает достаточной невидимостью для РЛС противника. А поэтому его нельзя считать самолетом пятого поколения. Значительная эффективная площадь рассеяния (ЭПР) у российского самолета (больше чем у F-35) по теоретическим прикидкам предопределена геометрией его планера. И главным образом — сопла и воздухозаборника.
Но к настоящему моменту круглое сопло заменено на плоское, что стало возможно при переходе с двигателя первой очереди на двигатель второй очереди. Тем самым снизилась заметность и в радиолокационном, и в инфракрасном спектрах.
К воздухозаборникам Су-57 у экспертного сообщества больше вопросов, поскольку используется прямые воздуховоды, через которые РЛС противника «видит» лопатки турбины. В американских самолетах F-22 и F-35 воздуховоды S-образные.
Казалось бы — вопиющая конструкторская ошибка. Однако ОКБ Сухого невозможно заподозрить в дилетантизме. Схема с прямыми воздухозаборниками выбрана для того, чтобы, во-первых, повысить мощность двигателя за счет большего расхода воздуха. А во-вторых — получить внутренние отсеки для ракетно-бомбового вооружения большего объема. Использование S-образных воздухозаборников в F-22 и F-35 привело к такой компоновке самолетов, при которой запас ракет и бомб на внутренних подвесках существенно меньше, чем у Су-57.
При этом конструкция воздухозаборников (если они прикрыты противорадиолокационной решеткой) не столь и сильно снижает малозаметность. Этому есть прекрасное подтверждение. На тендере по созданию ударного истребителя для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США схлестнулись два прототипа: от «Локхид Мартин» Х-35 (будущий F-35) и от «Боинга» Х-32. У Х-32 был прямой воздухозаборник, но по величине ЭПР оба самолета были практически идентичны. Так что не все так просто в области стелс-технологий. И умозрительная оценка уровня малозаметности редко когда совпадает реальным положением дел. Ну а проиграл тендер Х-32 совсем по другой причине — он был плохо приспособлен к эксплуатации на универсальных десантных кораблях, которые эксплуатирует Корпус морской пехоты США.
Еще индийцы были недовольны двигателем истребителя АЛ-41Ф1, якобы он «слабый». Однако основная характеристика, по которой судят о соответствии двигателя требованиям, — это не развиваемая им тяга, а достигающаяся тяговооруженность самолета. То есть отношение суммарной тяги двигателей истребителя к его массе.
И здесь самые слабые позиции у F-35. Его тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 0,89. По этому параметру самолет относится к группе истребителей, появившихся в 60-е-70-е годы: французский «Мираж», американские F-4 и F-14, советские Су-17 и МиГ-23. Все ныне эксплуатирующиеся истребители имеют большую тяговооруженность: шведский «Грипин» (0,94), американский палубный «Супер Хорнет» (0,95), французский «Рафаль» и американский F-16 (1,02), истребитель пятого поколения F-22 (1,09). По 1,13 у евроистребителя «Тайфун» и российских Су-35 и Су-57.
Претензии были абсолютно надуманными. Потому что, например, в момент разрыва контракта, уже начинал испытываться двигатель второй очереди «тип 30», который обладает большей тягой. И к моменту, когда российско-индийский проект близился бы к завершению, самолеты начали бы поставляться с новым двигателем.
И это было бы намного раньше, чем 2030−2032 год, когда ВВС Индии намереваются получить свой собственный истребитель пятого поколения.
Кстати, прежде чем делать самолет пятого поколения, необходимо научиться самостоятельно делать нормальные машины четвертого поколения. Правда, индийцы делают — Су-30МКИ. Но это чисто российская разработка, к которой индийские конструкторы не имеют никакого отношения. Производство этих многоцелевых истребителей налажено в Индии российскими специалистами. И осуществляется по приобретенной у ОКБ Сухого лицензии.
В ВВС Индии в 2015 году появились легкие многоцелевые истребители HAL Tejas («Бриллиант»), которые разрабатывались до принятия на вооружение 30 лет. Но разрешение на их эксплуатацию в ВВС было получено только в начале этого года.
Индийцы относят Tejas к четвертому поколению, что все-таки является натяжкой. Но даже в индийском «Бриллианте» не так уж много индийского. Попытка самостоятельно воспроизвести американский двигатель ни к чему не привела. Большая часть авионики, включая РЛС и оборудование кабины с нашлемной индикацией, — израильская разработка. Вооружение на две трети российское — ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
В связи с чем возникает подозрение, что выход из программы FGFA — это блеф, нацеленный на то, чтобы получить необходимое за небольшие деньги. Дело в том, что «хлопнув дверью», Нью-Дели сообщили, что будут наблюдать за ходом российской разработки Су-57. И если самолет получится хорошим, то можно будет обсудить вопрос о его закупке. Однако, как известно, скупой платит дважды. Разговор о продаже будет совсем иным, нежели думают сейчас индийцы.
Во-первых, на истребитель к этому моменту выстроится очередь. Во-вторых, цена будет рыночной, а не той, которая предполагалась при заключении соглашения по FGFA. В-третьих, в Индии производства Су-57 не будет. В-четвертых, для ВВС Индии не будет режима наибольшего благоприятствования.
И, наконец, в пятых, что для Индии особенно чувствительно. Она рискует остаться в регионе без самолетов пятого поколения. У Китая, регионального соперника Индии, они уже есть. Куда хуже то, что Китай продает эти машины региональному противнику Индии — Пакистану. С которым в начале этого года были воздушные бои. Причем, не в пользу Индии.
Военное обозрение: «Академик Агеев»: Невидимая схватка на глубине 6000 метров
Военные новости: Россия показала американцам комплекс «Авангард».