США могут продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, он же — СНВ-3). Об этом заявил заместитель госсекретаря по политическим вопросам Дэвид Хейл. Однако при этом Вашингтон намерен расширить число участников этого соглашения, подключив к нему и Китай. А также расширить спектр вооружений, подпадающих под ограничения.
«Мы не исключаем продления ДСНВ, но наш приоритет — продвигать режим контроля над вооружениями, выходящий за пределы узкого двустороннего подхода, путем подключения других стран, в частности Китая, а также включения более широкого спектра вооружений, в том числе нестратегического ядерного оружия», — подчеркнул дипломат.
В свою очередь и помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофер Форд отметил, что американские эксперты действительно изучают вопрос продления ДСНВ. «Мы усердно работаем по этим вопросам и надеемся, что скоро сможем сказать больше об этом», — сообщил он. По словам Форда, «настало время для выработки новых режимов контроля над вооружениями, поскольку существует опасность возникновения гонки ядерных вооружений между Россией, Китаем и Соединенными Штатами».
Напомним, СНВ-3 был подписан в 2010 году, и срок его действия истекает в феврале 2021 года. При этом он может быть продлен не более чем на пять лет (то есть — до 2026 года) по обоюдному согласию сторон. Примечательно, что на сегодня документ остается единственным действующим договором между Россией и США об ограничении вооружений. Ранее США вышли из другого важнейшего для международной системы безопасности договора — об ограничении ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон тогда давал понять, что и СНВ-3 тоже вряд ли будет продлен, поскольку с точки зрения Вашингтона имеет существенные недостатки. Россия же неоднократно заявляла, что готова обсуждать продление договора. Но не слишком расстроится и в случае прекращения его действия. При этом Москва неоднократно призывала Вашингтон не затягивать с решением вопроса о возможности продления договора
Ранее о желании выработать новое трехстороннее ядерное российско-американо-китайское соглашение заявлял и президент США Дональд Трамп. Однако в Пекине эту идею давно отвергли.
— Вообще-то это старая позиция США, — напоминает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — Они давно говорили, что любые договора об ограничении вооружений сдерживают Америку. И что для сохранения соглашений в них обязательно должен быть включен Китай. Мол, без включения Китая договоры нежизнеспособны.
Китаю это, конечно, не нужно. Китайцы не хотят себя сдерживать никакими такими ограничениями — они наоборот сделали ставку на наращивание стратегических сил. И американцы это понимают. И все равно выставляют условия. Отчасти потому, что хотят под китайскую «сурдинку» снять оковы со своей внешней политики. Трамп говорил о том, что его внешняя политика основана на силе и угрозе применения силы. А значит нужно, чтобы ничто не мешало эту силу демонстрировать.
«СП»: — А нам прямо так нужен этот договор?
— Конечно же России убиваться ради продления договора не стоит. Нужно понимать, что какие бы компромиссы мы ни предложили — от нас тут мало что зависит. Определяющими тут являются китайско-американские отношения. А также сущность американской внешней политики.
—На первый взгляд, вроде бы странно думать, будто поведение мировой сверхдержавы может определяться банальным испугом, — отмечает военно-политический обозреватель ИА «Ньюс Фронт» Юрий Селиванов. — Но в данном случае полагаю, что это недалеко от истины. Американцы люди практичные. И привыкли верить не словам, а неопровержимым фактам. Именно такой факт, «весомый, грубый, зримый», был предъявлен накануне официальной американской делегации в виде новейшего российского ракетного комплекса стратегического назначения «Авангард» с гиперзвуковой маневрирующей боеголовкой. И тут до них, похоже, окончательно дошло, что перед ними никакие не «мультики Путина», а новая и крайне мрачная для Америки военно-стратегическая реальность. Главная суть которой — практически полная беззащитность США перед новейшим российским оружием. Которое, в случае своего полного оперативного развертывания, будет способно гарантированно и безответно уничтожить эту страну. При политической необходимости, естественно.
Осознание этого факта никак не способствует выходу Вашингтона из СНВ-3. Русские уже показали, что в свободном от договоренностей режиме могут предъявить Америке еще более весомые силовые аргументы. Именно так, кстати, произошло после самонадеянного выхода США из Договора по ПРО. В РФ были разработаны такие системы мобильного и стационарного противоракетного оружия (С-500, А-235), которые могут очень существенно ослабить силу американского первого удара. Аналогов у США пока просто нет.
В случае с прекращением действия Договора СНВ-3 возможны те же последствия. Американцы это полностью осознают. Поэтому они сейчас как никогда хорошо простимулированы к продлению СНВ-3. Или к согласованию следующего договора такого же уровня. С тем, чтобы в его рамках и в ходе переговорного процесса постараться свести к минимуму (а еще лучше — к нулю) все российские военно-технические преимущества в области стратегических ядерных сил.
«СП»: — США хотят подключить Китай. А Китаю это надо? Его уже и в ДРСМД хотели включить, но он не горел желанием.
— Как говорится, хотеть не вредно. Возможности американского давления на крупнейшие военные державы мира сегодня весьма ограничены. И продолжают сокращаться. Китай уже дал понять, что ему совершенно не подходят попытки Вашингтона вписать в договорные рамки, то есть фактически уничтожить его ракетное оружие средней дальности, составляющее основу стратегического потенциала НОАК. И в состав этого потенциала входят, кстати, новейшие противокорабельные баллистические ракеты, представляющие серьезную угрозу для американских авианосцев.
Сейчас примерно то же самое Вашингтон пытается навязать КНР в формате расширенного договора по СНВ. Но можно не сомневаться, что Пекин согласится на участие в таких соглашениях не раньше, чем его стратегические наступательные силы достигнут тех пропорций, которые представляются оптимальными для этой страны с учетом потенциалов РФ и США. Иначе говоря, шансы на расширение состава участников переговорного клуба за счет Китая в ближайшее время минимальны.
«СП»: — О каком более широком спектре вооружений может идти речь? Что они ещё хотят ограничить или запретить?
— В идеале США всегда хотят запретить всё, что им не нравится. И самое печальное, что у них имеется на этот счет соответствующий опыт. Достаточно вспомнить, как Вашингтон, пользуясь беспринципностью советского руководства времен Горбачева, вынудил нашу страну в одностороннем порядке вывести войска из Восточной Европы, где в период Второй мировой войны ценой жизней сотен тысяч советских солдат был создан мощный стратегический оборонительный рубеж против агрессии Запада. А сейчас в результате тех, по сути, предательских решений, эти территории стали передовыми рубежами для развертывания вооруженных сил блока НАТО против России.
Не стоит забывать и о неравноценных сокращениях вооружений в рамках того же Договора по РСМД. И про советский оперативно-тактический комплекс ОТР-23 «Ока», не подпадавший ни под какие договоренности и, тем не менее, уничтоженный по приказу Горбачева в ответ на настоятельную просьбу американцев.
Поэтому можно не сомневаться, что США и на этот раз будут пытаться продавить наши позиции на переговорах по ограничению вооружений как можно глубже. С тем, чтобы добиться максимальных преимуществ для себя. И ослабить российский потенциал стратегического сдерживания. Это уже не просто мои предположения, а конкретные формулировки американской позиции, озвученные на уровне высших чинов Пентагона. В частности — главы Стратегического командования (СТРАТКОМ) Вооруженных сил (ВС) США генерала Джона Хайтена.
По словам Хайтена, ДСНВ также предусматривает возможность рассмотрения в Двусторонней консультативной комиссии, созданной для исполнения договора, вопросов разработки сторонами «новых стратегических вооружений». «Я не видел, чтобы такое происходило. Мы [американцы] видим, что они [россияне] разрабатывают потенциал за рамками этого договора. У меня это вызывает обеспокоенность», — отметил генерал.
Он привел в пример такие разработки России, как, в частности, необитаемый подводный аппарат «Посейдон». О создании Россией этих систем объявил весной минувшего года президент Владимир Путин. И немедленно американские власти стали предпринимать попытки подвести эти новейшие ударные системы России под действие ДСНВ.
Как подтвердил Хайтен, США хотелось бы, чтобы в перспективе такие разработки России тоже были охвачены какими-то договорами по контролю над вооружениями. «Мы бы хотели, чтобы все ядерные вооружения были частью будущего договора о стратегических вооружениях», — подчеркнул глава СТРАТКОМ.
Причем, речь, наверняка, пойдет не только о системах СНВ, но и о РСМД, по которым США также не оставляют надежд навязать РФ свою волю. В частности, им бы очень хотелось «пришить» к будущему ДРСМД передовой российский ОТРК 9К720 «Искандер» с тем, чтобы лишить российскую армию этой ключевой системы оперативно-тактического ракетного оружия, не подпадающего ни под какие договоры.
«СП»: — Нужно ли нам идти на компромиссы, чтобы продлить договор любой ценой?
— Компромисс компромиссу рознь. И надо отличать вполне возможные в ходе переговоров взаимные уступки, не связанные с возникновением критических угроз, с беспорядочным отступлением перед лицом неприятеля. Естественной и, по сути, единственной «красной чертой» в этой сфере, очевидно, является гарантированная военная безопасность России. А наиболее правильной линией поведения РФ — исключение любых угроз, связанных с попытками нарушения Западом приемлемого для нас военного баланса.
Мы уже, как говорится, нахлебались политики односторонних уступок в этой области. И самых тяжелых для страны последствий. С учетом наличия такого печального исторического опыта, питаю обоснованную надежду на то, что второй раз на те же «грабли» Россия уже не наступит. И у нас больше не будет министров-предателей вроде Шеварднадзе, который впоследствии цинично признал, что он делал все возможное, чтобы побыстрей развалить Советский Союз.
И не надо строить инфантильных иллюзий, будто СССР для Запада — это одно, а РФ — совсем другое. Для наших западных «партнеров» мы, прежде всего, — Россия. И пока наша страна не будет окончательно уничтожена — Запад не успокоится.
«СП»: — Времени для продления обсуждаемого документа осталось немного. Успеем ли договориться? И стоит ли торопиться?
— Торопиться в ущерб качеству переговорного продукта, разумеется, не стоит. Слишком дорогой может быть цена такой торопливости.
Например, тот же Договор по РСМД был в свое время подписан без учета угрозы массированного развертывания американцами ракетного оружия средней дальности морского базирования. В результате мы сегодня имеем у своих берегов огромный американский флот, напичканный тысячами «Томагавков». Больше таких «косяков» допускать нельзя.
Что же касается оставшегося до 2021 года времени, то при наличии политической доброй воли обеих сторон (а не только упертого желания США навязать России свои условия) его вполне достаточно для выхода на новые договоренности. Или для продления уже существующих. Тем более, что Россия своими новейшими системами вооружений очень способствует появлению у Вашингтона желания договариваться. Москва уже показала своим западным «визави», что в случае полного аннулирования договорных рамок, она может уйти еще дальше вперед и сделать военно-стратегическое отставание США фатально необратимым. Так что я, на месте вашингтонских стратегов, не стал бы попусту дразнить «русского медведя».
По словам ведущего аналитика Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, в США существует весьма влиятельное лобби за продление договора, включающее, в том числе, видных представителей оппозиционной Трампу Демократической партии.
— Вспомним, что не так давно с обращением в поддержку продления договора выступили председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса Элиот Энгель и известный сенатор Роберт Менендес. Если в предвыборном 2020 году не будет наблюдаться подвижек в этом направлении (недаром названные политики в своем письме отметили, что «администрация не вселила в нас достаточную уверенность в том, что в этом направлении — или любом ином — активно прилагаются усилия») это, конечно, станет одним из поводов для более интенсивной критики в адрес нынешнего хозяина Белого дома.
В то же время, команда Трампа также может попытаться обыграть затягивание данных переговоров в предвыборных целях — отказ от продления договора или обещания его перезаключения в более выгодном для США формате является приемлемым фоном для обсуждения дополнительных вложений в обновление американских арсеналов. Недаром противники ДСНВ в США намеренно акцентируют внимание на необходимости модернизации соответствующих арсеналов и инфраструктуры. А это, в свою очередь, дает Трампу возможность привлечь дополнительные голоса в штатах со значительной концентрацией предприятий ВПК (а среди них есть и значимые для исхода президентской гонки колеблющиеся штаты).
Нередко неопределенные заявления сторон, комментирующих перспективы переговоров, говорят как раз об интенсивности согласования позиций. Тем не менее, вполне вероятно, что команда Трампа как раз и рассчитывает на затягивание периода неопределенности по данному вопросу.
То есть — в ближайшие месяцы мы, скорее всего, будем по-прежнему наблюдать противоречивые заявления Белого Дома, касающиеся данной проблемы.