Катастрофа Су-57: «Кинжал» теряет «крылья»

Какие последствия для «гиперзвука» будет иметь неудачное испытание новейшего истребителя?

99366
На фото: истребитель пятого поколения Су-57
На фото: истребитель пятого поколения Су-57 (Фото: MOD Russia/via Globallookpress.com)

Стали известны некоторые детали катастрофы новейшего российского истребителя пятого поколения Су-57, который разбился 24 декабря в Хабаровском крае. Самолет самопроизвольно вошел в нисходящую спираль с креном и потерей высоты, стал быстро снижаться, а потом падать. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на неназванный источник в отрасли.

По его словам, полет проходил на высоте 8 тысяч метров. С возникновением опасности летчик не покинул самолет, а пытался вывести его из штопора, но безуспешно. И лишь когда до земли оставалось 2 тысячи метров, катапультировался. Система спасения сработала штатно — пилот выжил и уже отпущен из больницы, куда был помещен после приземления.

Оба «черных ящика» Су-57 найдены. Они в хорошем состоянии. Самописцы планируется доставить в Москву для расшифровки в НИИ Минобороны в Люберцах. Только тогда возможно будет точно сказать о причине катастрофы. Пока же среди возможных причин называется отказ системы управления или человеческий фактор, который никогда нельзя сбрасывать со счетов.

Летчик-испытатель Алексей Горшков, который пилотировал Су-57, уже имел в своей карьере опыт катапультирования с аварийного самолета. Это случилось в 2012 году, когда он проводил летные испытания Су-30 перед передачей его Вьетнаму. Тогда при разгоне у самолета отвалилась фара подсветки, которая попала в воздухозаборник и вызвала в двигателе пожар.

Читайте также
Командование Дальней авиации надумало сокращать летчиков Командование Дальней авиации надумало сокращать летчиков Способно ли ОКБ Туполева создать бомбардировщик шестого поколения через 20 лет?

Катастрофа Су-57 произошла во время заводских испытаний первого серийного экземпляра истребителя. До конца 2019 года его должны были передать военным, но пока он находился в реестре экспериментальной авиации. Поэтому госкомиссию по расследованию инцидента возглавит замглавы Минпромторга Олег Бочаров.

Нынешний инцидент — третий по счету в биографии Су-57. Так, в 2011 году на авиасалоне МАКС при разгоне самолета с бортовым номером 52 была видна вспышка, после чего он выпустил тормозной парашют и остановился в пределах взлетной полосы. В июне 2014 года при посадке в Жуковском наблюдалось задымление, а затем возгорание, которое оперативно погасили.

Первоначально, в соответствии с госпрограммой, за 2018−2027 годы планировали изготовить 16 самолетов Су-57. Однако после личного вмешательства Владимира Путина эти планы были радикально пересмотрены. Теперь речь идет уже о 76 машинах. Этого количества достаточно для оснащения трех авиаполков. Не повлияет ли катастрофа Су-57 на эти планы?

Еще одна проблема имеет чуть ли не стратегический характер. 24 декабря в ходе осмотра выставки современных вооружений и техники в Национальном центре управления обороной РФ представитель ВКС России доложил президенту, что после 2030 года Су-57 планируется рассматривать в качестве авиационного носителя для перспективного авиационного комплекса «Кинжал».

Напомним: «Кинжал» наряду с комплексом «Авангард», подводным беспилотником «Посейдон», крылатой ракетой с ядерной установкой «Буревестник» и ракетой «Сармат» входит в линейку новейших российских вооружений, тайно разработанных по приказу Путина и призванных заставить Вашингтон считаться с Москвой после его выхода из договоров по ПРО и ДРСМД.

Неужели «Кинжал» останется теперь без носителя?

По мнению главного редактора портала MilitaryRussia.Ru Дмитрия Корнева, катастрофа всерьез не повлияет ни на дальнейшее серийное производство Су-57, ни на размещение на них гиперзвуковых ракет «Кинжал».

— Как и большинство современных самолетов, Су-57 имеет электро-дистанционную систему управления. То есть не механические тяги связывают органы управления летчика и самолета, а стоят электро- либо гидравлические системы, которые управляются цифровой системой, имеющей кучу параметров, автоматический и ручной режим, степени защиты, и которая теоретически может ошибаться. Это могут быть проблемы с программным обеспечением, с электрикой или с гидравликой.

А могут быть неверные действия пилота. Хотя говорят, там есть специальная защита от этого.

«СП»: — Чем конкретно управляет эта система?

— Всем. Поворотами горизонтальных плоскостей, вертикальных плоскостей — рулей направления. Причем, эти рули у Су-57 чуть разнесены, раздвинуты в стороны и поэтому оказывают воздействие и не только на горизонтальные, но и на вертикальные маневры. Плюс у него есть передние управляющие панели, которые также управляются цифровой системой, как и отклонение носков крыла. Так что говорить о том, что конкретно могло случиться, пока несерьезно.

«СП»: — Что теперь будет с программой Су-57?

— Ничего с ней не будет. Она никуда не денется, потому что других вариантов у нашего авиапрома и ВВС нет. Самолет испытанный. Несколько единиц их уже летает и не первый год. То, что серийная машина разбилась — это печально. Если причины на уровне «железа», то их устранят. Возможно, это несколько замедлит поступление Су-57 в Вооруженные силы. Может, на 2−3 месяца. Но все равно наша промышленность будет производить их штучно, а не сотнями. Су-57 неизбежно станет основным истребителем пятого поколения наших Вооруженных сил.

«СП»: — Путину доложили, что Су-57 в перспективе планируют оснастить «Кинжалом»…

— Су-57 — универсальный самолет. Раз «Кинжал» смогли повесить на МиГ-31, как на основной носитель, то без проблем он может быть повешен и на любой другой самолет. Единственное, смущает названная дата — 2030 год. Она может быть связана с тем, что адаптация к Су-57 все-таки требует определенных затрат времени и сил. Пока их количество минимально, смысла этим заниматься нет. А к 2030 году самолет уже точно будет иметься в товарных количествах и к этому моменту хорошо бы иметь возможность получить сотню носителей гиперзвуковых ракет.

«СП»: — В свое время от участия в совместной программе с Россией по Су-57 отказалась Индия. Они сомневались, что самолет соответствует параметрам истребителя пятого поколения. Так ли это?

— Нет, самолет действительно соответствует пятому поколению. Проблема здесь, наверное, в том, что его слишком долго делают и это начинает вызывать кучу вопросов. Ну и были инциденты, конечно. Одна из опытных машин сгорела на взлетной полосе. Тогда об этом ничего не сообщали, но сейчас уже это известный факт. Очень долго шла работа на стартовом этапе. Когда самолет уже взлетел, через два года ждали начала серийного производства, а этого не случилось. Очень долго раскачивался авиазавод. В том числе по объективным причинам. Была нехватка специалистов и финансирования Минобороны. Но к классу самолета эти вещи не имеют отношения.

Военный эксперт Борис Рожин напомнил, что четыре Су-57 были успешно испытаны в Сирии.

—  Сирия продолжает оставаться для России своеобразным полигоном. Испытывают там различные виды новейших вооружений, в том числе и Су-57. Эти машины отличились в 2016 году в Хмейниме. Очень удобно — можно загрузить ракеты, корректируемые бомбы и отбомбиться по реальным разведанным целям боевиков в Идлибе. Это особенно ценно тем, что у боевиков практически отсутствует система ПВО и поэтому нет противодействия.

Это были испытательные образцы Су-57, которые обкатывались в реальных боевых условиях (четыре самолета — авт.). Они испытывались во взаимодействии с местными сирийскими ПВО, с местными авиационными комплексами.

— Потеря первой серийной машины Су-57 не критична, — считает военный эксперт Алексей Леонков. — Если взять ситуацию с самолетом F-35, то там нам известны катастрофы самолетов, которые уже были выпущены. Двигатели у них горели, было две потери, последняя из которых в Японии. Но то, что у них происходит на заводском этапе, мы не знаем — эта статистика находится под грифом «секретно», об этом не сообщают. Потому что эта информация влияет на доходы предприятия. Не исключаю, что тогда и у них были катастрофы.

Читайте также
Поляки не хотят расставаться с МиГ-29 ради F-35 Поляки не хотят расставаться с МиГ-29 ради F-35 Есть ли шансы у Варшавы опередить ВВС Германии и Франции

Надо понимать, что когда новая техника только создается, летчики-испытатели конечно выводят ее на критические режимы. Но это очень опытные летчики. А вот заводские летчики обкатывают технику по упрощенной программе: проверяют работу узлов и агрегатов, двигателей, всех систем, механизации крыла, шасси и т. д. Им важно убедиться, что это все работает. И если там случается нештатная ситуация, то не всегда они с ними справляются.

Думаю, и сейчас была нештатная ситуация, с которой пилот не справился, но справилась автоматика, которая позаботилась, прежде всего, о том, чтобы спасти жизнь пилоту.

«СП»: — Ведь это важнее, собственно, самолета? А то начали уже считать-подсчитывать потерянные барыши…

— Ну, конечно. Вспомним, пример Великой Отечественной войны. С немецкой стороны войну начинали опытнейшие пилоты «Люфтваффе». Когда наши к 1943 году их в основном уничтожили, выбили из строя, советская авиация получила абсолютное превосходство в воздухе. Потому что вновь подготовленные немецкие пилоты уже уступали предыдущему призыву.

Самолет — это железо. Главное — пилот. Уже нашли «черные ящики», расшифруют, разберутся и сделают выводы на будущее.


Военное обозрение: Поляки не хотят расставаться с МиГ-29 ради F-35

Военные новости: Шойгу заявил о снижении места России в мире по расходам на армию

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article