В ночь на 8 января по московскому времени Иран выпустил порядка двух десятков ракет по американским военным базам «Айн аль-Асад» на западе Ирака и в Эрбиле на севере страны. Также сообщается об ударах с воздуха по «Лагерю Таджи» в 10 километрах севернее Багдада. В Ираке сообщили о 22 стартовавших ракетах. По сведениям Fox News, по военным базам в Ираке выпущено 15 ракет, 11 из них попали в цели.
По данным журнала Newsweek со ссылкой на американских и иракских военных, удары наносились крылатыми и баллистическими ракетами малого радиуса действия. Телевидение Тегерана сообщило, по меньшей мере, о 80 погибших на этих объектах, уничтожены несколько вертолетов и беспилотников. Ливанский телеканал «Аль-Маядин» сообщил, что на взлетно-посадочной полосе авиабазы «Айн аль-Асад» пострадал американский самолет, готовившийся подняться в воздух.
Сколько из убитых граждане США — к полудню среды известно еще не было. Но обращает на себя внимание такая деталь: пресс-служба иракской армии уже утром официально заявила, что среди местных военных потерь нет. Стало быть, наверняка большая часть погибших — военнослужащие западной коалиции, которые служили на обстрелянных базах.
Месть у Ирана вышла по-восточному изощренной: как сообщили СМИ Израиля, время первого удара по базам в Ираке (около 01.20) в точности пришлось на те же самые часы и минуты, которые значились на циферблатах 3 января в Багдаде когда в результате американского авиаудара был убит генерал Сулеймани. К тому же, именно этой ночью тело погибшего генерала после четырехдневного похоронного шествия было доставлено для похорон в его родной город Карман на юго-востоке страны. Получается — Тегеран своими ракетами организовал мощный траурный салют.
Ответственность за нападение на американцев тут же официально взял на себя Корпус стражей Исламской революции (КСИР). Командующий КСИР объявил атаки на военные базы армии Соединенных Штатов только «первым шагом» на пути возмездия.
Едва отгремели взрывы, Трамп написал в Твиттере: «Все хорошо! Ракеты выпущены из Ирана по двум военным базам в Ираке. Все идет нормально! На сегодняшний день у нас самые мощные и оснащенные военные в мире! Я сделаю заявление завтра утром». Иначе говоря — заявления президента США следует ждать вечером по Москве.
Тем временем шиитская милиция Ирана уже объявила о начале операции «Подавляющий ответ». По другим данным, операция называется «Шахид Сулеймани».
Корпус стражей Исламской революции заявил, что как только США нанесут практически неизбежный теперь ответный удар по Ирану, армия этой страны немедленно атакует цели в Израиле. Ранее в качестве первоочередных объектов для своего возможного нападения Тегеран называл города Хайфа и Тель-Авив, а также столицу Объединенных Арабских Эмиратов город Дубай.
В тот же день на конференции в Центре имени Менахема Бегина, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху попытался успокоить своих соотечественников перед лицом нарастающих угроз со стороны Ирана: «Мы твердо стоим на своих позициях, твердо и энергично. Любой, кто попытается напасть на нас, получит очень сильный удар… Радикальный ислам Ирана, который распространяет терроризм на большие пространства, душит нас и уничтожает нас, потому что понимает, что сила западной культуры здесь, в Израиле».
Что, на мой взгляд, очень важно для понимания ситуации: Нетаньяху, по его словам, категорически против того, что его страна втягивалась в разворачивающиеся боевые действия между Соединенными Штатами и Ираном. Выступая на заседании своего кабинета министров, Нетаньяху подчеркнул, что убийство иранского генерала Касема Сулеймани было совершено Соединенными Штатами и Израиль не имеет к нему никакого отношения.
После ракетной атаки на базы США в Ираке аятолла Хаменеи выступил с речью по местному телевидению, в которой заявил: «Прошлой ночью мы дали пощечину Америке. Коррумпированное присутствие Америки в регионе должно закончиться… У Ирана есть силы отразить любую агрессию».
И далее: «Иран изменил направление, в котором движется мир, будут большие перемены».
В том же духе утром 8 января высказался и президент Ирана Хасан Рухани: «Может быть, Америка отрезала нам руку, убила генерал-майора Сулеймани. Но мы отрежем ее ногу в регионе».
После внезапного визита в Сирию, Владимир Путин утром 8 сентября вылетел в соседнюю Турцию. В отличие от переговоров с Башаром Асадом, вот этот-то как раз визит планировался заранее — решено, что российский лидер вместе с Реджепом Эрдоганом примет участие в церемонии официального пуска газопровода «Турецкий поток». Однако практически нет сомнений, что топливные проблемы на их встрече теперь вынужденно отходят на второй план. Главной темой станет нарастающий кризис вокруг Ирана, в который рискуют быть втянутыми обе страны.
По сообщениям из Израиля, на территории Иракского Курдистана обнаружены две ракеты, которые использовались Ираном при обстреле американских баз в Ираке. Одна из них, неразорвавшаяся, упала в пяти километрах от международного аэропорта Эрбиля. Вторая — рядом с городом Бардараш. По предварительным данным, речь идет о баллистических ракетах «Фатих-313», радиус действия которых достигает 500 километров. Это ракеты на твердом топливе, собственная иранская разработка. Впервые они были представлены публике в 2015 году.
Другие сведения на этот счет обнародовали сами иранские военные. По их словам, для обстрела американских военных баз в Ираке применены баллистические ракеты дальнего радиуса действия двух типов класса «земля-земля» — самонаводящиеся «Зульфикары» (новая разработка семейства «Фатех», обнародованная только в 2016 году, говорилось, что максимальная дальность ее полета 700 километров) и малоизвестные пока ракеты «Киям».
Даже беглый анализ оперативной информации с Ближнего Востока свидетельствует, что с большой долей вероятности еще несколько дней назад Тегеран планировал внезапный ракетный удар и по еще одной американской военной авиабазе в Ираке — Балан. Она расположена всего в 70 километрах от Багдада и приблизительно в сотне километров от ирано-иракской границы. Именно эта территориальная близость делала Балан предельно уязвимой из-за критически малого подлетного времени атакующих ракет персов. Ракетные комплексы противовоздушный обороны армии СЩА просто не в состоянии были среагировать на нападение.
Поэтому пару дней назад, сразу после убийства генерала Сулеймани и резких угроз со стороны Тегерана, авиабазу Балан Пентагон экстренно и без лишней огласки эвакуировал военно-транспортной авиацией. Видеокадры, появившиеся в Сети, свидетельствуют, что сегодня на этом аэродроме не осталось не только ни одного самолета и вертолета, но даже и автомашин. Скорее всего, поэтому эту заманчивую прежде цель Генштаб армии Ирана заранее вычеркнул из перечня подлежавших ракетной атаке 8 января.
Но даже это, как выяснилось в среду, не спасло ни американские военные объекты на Ближнем Востоке, ни репутацию незаслуженного разрекламированного в мире штатовского оружия. Особенно — зенитно-ракетных систем MIM-104 «Пэтриот», которым поручено оборонять небо Ирака над военными базами США. После первых же известий о начале операции армии персов стало ясно, что нападение хваленные «Пэтриоты» просто проспали. Несмотря на то, что уже несколько суток находились в повышенной боевой готовности.
Не только отразить удар, но даже и хотя бы ослабить его у средств ПВО Соединенных Штатов не получилось. Все иранские ракеты долетели до объектов, на которые и были нацелены. И если даже часть из них, как утверждают СМИ, не разорвалась, то это способно породить вопросы лишь к техническим качествам этого оружия. Заслуги «Пэтриотов» тут — никакой.
И как тут не вспомнить статью «Ракеты Patriot: сделаны в Америке и не работают нигде», опубликованную в американском журнале Foreign Policy («Внешняя политика») в апреле 2018 года? Ее автор — Джеффри Льюис, директор Восточноазиатской программы по нераспространению ядерного оружия в Центре изучения проблем нераспространения имени Джеймса Мартина при Мидлберийском институте международных исследований. Он проанализировал накопившуюся к тому времени статистику боевого использования «Пэтриотов» во всех вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке, включая продолжающуюся в Йемене войну хуситов против Саудовской Аравии. И заявил: «Мы обязаны обнародовать правду: системы противоракетной обороны не аннулируют те опасности, которые возникают из-за наращивания ядерных потенциалов, и не защищают американцев в ядерном веке. У нас нет волшебной палочки, которая может сбивать любые ракеты, нацеленные на США и их партнёров».
Похоже, эта страшная для войск Соединенных Штатов на Ближнем Востоке реальность нашла новое подтверждение и минувшей ночью на земле Ирака. Если это так — бегство из этих краев оставшихся совершенно неприкрытыми с воздуха американских солдат и офицеров может оказаться не за горами. И это, возможно, главное, что сегодня всерьез обсуждает Трамп со своими провалившимися соратниками в Белом доме. Тогда его бодряческое «Все нормально!» сильно напоминает краткий монолог из бессмертного советского фильма «В бой идут одни «старики»:
— Как у тебя там, «маэстро»?
— Все нормально, падаю.
Ситуация в Иране, убийство Сулеймани: Новости Ближнего Востока
Иран заявил о возможном ударе по союзникам США
СМИ: американцы в ожидании войны с Ираном
Началась вторая волна ударов по базам США в Ираке
Иран сделал заявление: удар по объектам США — месть за смерть Сулеймани
Убив Сулеймани, Америка поставила мир на грань ядерной войны