На фоне ужасной трагедии в Иране с украинским пассажирским самолетом, сбитым ПВО Ирана, вне поле зрения мировых СМИ (по крайней мере, значительной части) оказалась специальная встреча в Тегеране по Ормузской мирной инициативе. Её ключевым и, по сути, главным участником стал Нью-Дели, кровно заинтересованный в деэскалации напряженности между США и Ираном. Дело в том, что две трети нефти и половину СПГ Индия импортирует по проливу между Ираном и Оманом.
Несмотря на усилия стран Персидского залива по строительству обходных нефтепроводов, сегодня через Ормузское «горлышко» длиной 167 км и шириной в самом узком месте всего 39 км ежедневно проходит до 18 миллионов баррелей нефти, что составляет одну треть мировой торговли нефтью. Об этом сообщили участники вышеуказанной специальной встречи.
Помимо официальной части саммита по Ормузской мирной инициативе, на котором участвовали еще Китай, Афганистан и Оман, был разговор за закрытыми дверьми. Логично предположить, что стороны обсуждали меры, которые в случае горячей фазы конфликта могли бы снизить риск ошибочных иранских атак на суда главного импортера. Напомним, сегодня все индийские танкеры и газовозы сопровождают боевые корабли ВМС Индии. Уничтожение хотя бы одного из них поставит Нью-Дели в крайне сложное положение. Это не тот случай, когда можно будет извиниться.
То, что ситуация может вновь резко ухудшиться, вполне вероятно. Началась активная поддержка Белым домом студенческой антиправительственной демонстрации в Тегеране. Президент Трамп, который уже выделил $1 млрд. на свержение аятоллы Хаменеи, написал на английском и фарси в своем Твиттере сообщение о поддержке протестующих: «Моя администрация будет продолжать стоять с вами». Тем самым дал понять, как Америка трепетно относится ко всему, что происходит в Персии.
Первоначально студенты собирались собраться на бессменную церемонию в память о жертвах сбитого украинского самолета, но сейчас они скандируют «Смерть диктатору». Сам факт объявленного бессрочного протеста говорит о том, что кто-то планирует и поддерживает молодежь Тегерана.
Уже появилась информация, что США требуют от Ирана воздержаться от карательных действий в отношении оппозиции, кстати, многочисленной и организованной. В то же время убийство генерала Сулеймани вызывает гнев у воинственных и непримиримых шиитов, рьяно поддерживающих Хаменеи. Все это в сумме дает основание прогнозировать жесткое подавление протестов в Тегеране, как это было в конце 2017 года. Можно не сомневаться, что Корпус стражей Исламской революции (КСИР) будет расправляться с «бунтовщиками» и «агентами Америки» беспощадно.
В этом случае даже Демпартия США не сможет запретить штатовскому президенту военные действия против Ирана. Так что срочная специальная встреча по Ормузской мирной инициативе, в которой Америка не участвовала, лишний раз подчеркивает, что, во-первых, США по-прежнему ставит на «цветную революцию», во-вторых, Вашингтон рано или поздно начнет блокировать силой иранский нефтяной экспорт, в-третьих, Тегеран в конечном счете перекроет «бутылочное горлышко».
В целом последние события в Иране, включая убийство Сулеймани, Ормузскую мирную инициативу и трагедию с украинским самолетом, хаотичны только на первый взгляд. По сути, Белый дом разыгрывает как по нотам идеальный сценарий для Трампа накануне старта предвыборной кампании.
Американское экспертное сообщество также предупреждает, что иллюзий не должно быть: заокеанский истеблишмент, подобно древним римлянам, повторяет как мантру — «шиитский Иран должен быть разрушен». По большому счету, сегодня все упирается в иранское оружие, точнее в то, насколько опасным будет возмездие.
С одной стороны, Персия совершила «квантовый скачок» по ракетам малой и средней дальности. Есть сведения, что у Тегерана скоро появятся даже МБР, а там — глядишь, и атомная бомба. Тогда и шиитский Ирак, вроде как завоеванный Америкой, перейдет под контроль аятоллы Хаменеи или его преемника. Перспектива, если разобраться, не очень-то радостная для Штатов и Израиля. И те сделают все, чтобы не допустить такого развития событий.
С другой стороны, системы наведения ракетного оружия Тегерана, с большой долей вероятности, зависят от иностранных спутников, скорей всего российских. Кроме того, вроде бы точный обстрел американских военных баз в Ираке в отместку за убийство Сулеймани не привел к жертвам среди американских солдат. Похоже, что штатовская разведка и ЦРУ не напрасно считается лучшей в мире, что нельзя сказать о ПВО Ирана и генералах КСИР, которые планировали операцию возмездия.
Таким образом, наиболее слабым местом Ирана в случае войны с Америкой является даже не оружие, а плохое качество планирования обороны страны, что наряду с развитой шпионской сетью США, обрекает Персию на незавидную судьбу Ирака. В случае переизбрания Трампа Пентагон может повторить «2003 год» для Тегерана. Тогда возможная гибель десятков военнослужащих Пентагона не будет играть сдерживающего эффекта для дальнейшей карьеры престарелого Дональда. Если «Иран будет разрушен», ему станут аплодировать даже демократы. Таковы традиции американской политической культуры.
Правда, Федерация американских ученых (FAS) в этой связи предупреждает Пентагон, что Иран может нанести Штатам такие огромные потери, которые сделают победу пирровой. Тогда война станет «вторым Вьетнамом». Эксперты FAS призывают сосредоточиться не на ракетах КСИР, а на подводном флоте Тегерана. За океаном есть уверенность, что внезапный «глобальный удар» крылатыми ракетами и стратегическими бомбардировками все-таки уничтожит шиитское оружие возмездия. Если что-то и полетит в сторону Израиля и Саудовской Аравии, то больших проблем не будет. Ведь победителей не судят. Да и пострадают не американцы. Зато исполнится многолетняя заветная мечта Тель-Авива.
Но если на дно пойдут десятки американских боевых кораблей с тысячами звездно-полосатых матросов, тогда любому президенту Соединенных Штатов, независимо от исхода войны, мало не покажется. Между тем, аналитики FAS пишут, что ВМС США столкнутся не только с «москитным флотом» Стражей Исламской революции, но и с роями карликовых подлодок, вооруженных аналогами российской торпеды «Шквал». Причем опыта борьбы с ними нет.
Американские ученые считают, что к десяткам иранских подводных подлодок класса Ghadir с водоизмещением 115 тонн, которые построены по северокорейскому дизайну Yono, присоединяются 400-тонные лодки класса Nahang. Мини субмарины, скорее всего, будут спрятаны или даже замаскированы среди многочисленных рыболовецких судов, а затем погрузятся, чтобы совершить атаку. Да, они несут одну-две торпеды, но если те аналогичны российскому «Шквалу», то стая Ghadir способна потопить даже авианосец. Причем малые размеры, наряду с композитным корпусом, сделают их настоящими невидимками.
Вот такая пестрая и неоднозначная картина на сегодня отражает сложнейший комплекс американо-иранских непреодолимых противоречий, в котором янки, включая профессуру, готовы учитывать все мелочи, в том числе даже крохотные Ghadir с экипажем из трех человек. Поэтому не верится, что наступило даже хрупкое перемирие. Думается, что Индия это понимает и перестраховывается на случай внезапного конфликта.
Ближневосточные войны: Чьи спутники наводили иранские ракеты на военные базы США?
Военные новости: Вашингтон возмутило нарушение суверенитета Ирака