«Армата» готова лишь для парадного прохода по Красной площади

Российскую гусеничную технику тормозит медленная модернизация промышленности

7737
На фото: танки Т-14 "Армата" на полигоне Алабино во время совместной подготовки пеших парадных расчетов войск Московского гарнизона и механизированной колонны к участию в военном параде в Москве
На фото: танки Т-14 «Армата» на полигоне Алабино во время совместной подготовки пеших парадных расчетов войск Московского гарнизона и механизированной колонны к участию в военном параде в Москве (Фото: Сергей Бобылев/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС)

Запланированные ранее поставки бронетехники на базе тяжелой гусеничной платформе «Армата» в Вооруженные силы России пока не начинались. Об этом заявил журналистам после послания президента РФ Федеральному Собранию глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов. При этом Чемезов не указал причин затяжки Уралвагонзаводом, входящим в Ростех, разработки перспективной бронетехники, которую уже давно дожидаются в армии.

Действительно, процесс сильно затянулся.

Впервые танк Т-14 на платформе «Армата» был показан 9 мая 2015 года на параде Победы. Тогда же было сообщено, что Т-14 в качестве основного боевого танка будет принят на вооружение в 2017 году. А в 2018 году начнется его серийное производство. При этом тогдашний директор Уралвагонзавода Олег Сиенко назвал ошеломляющие цифры — получен заказ на 2300 танков до 2020 года. Тогда же было выделено несколько десятков миллиардов рублей на строительство новых цехов, предназначенных для производства перспективной бронетехники, принадлежащей к новому поколению. Забегая вперед, следует сказать, что к нынешнему моменту и строительство производственных мощностей не сильно продвинулось вперед, и были выявлены нецелевые расходования средств.

В 2016 году Уралвагонзавод распространил информацию о том, что получен заказ от Министерства обороны на выпуск ограниченной партии Т-14, 100 машин, для проведения войсковых испытаний.

Читайте также
Оружие, которым гордится Кремль, попало в засаду Оружие, которым гордится Кремль, попало в засаду О чем не сказал президент в своем парадном выступлении

Дальше дело шло строго по убывающей траектории. Летом 2018 заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что танк Т-14 хоть и прекрасен, но дорог в производстве. И мы намерены существенно сократить план его выпуска. Потому что у нас есть отличные танки Т-72 и Т-90, последние модификации которых по боевым качествам превосходят лучшие зарубежные образцы. Вот на их выпуске и сосредоточится промышленность.

Спустя два месяца заместитель министра обороны Алексей Криворучко объявил о подписании контракта на закупки 132 боевых машин Т-14, Т-15 (БМП) и Т-16 (БРЭМ — бронированная ремонтно-эксплуатационная машина) на платформе «Армата». Контракт полностью должен быть выполнен до конца 2021 года. Всю эту технику планировалось направить для опытной эксплуатации в Таманскую мотострелковую дивизию Западного военного округа.

Но и эта достаточно скромная цифра по сравнению с 2300 машинами, о которых говорилось в 2015 году, была сильно урезана. В конце концов, заказчики и производители сошлись на 16 танках «опытно-войсковой партии». При этом на госиспытания было решено передать 5 машин.

В начале прошлого года было объявлено о начале госиспытаний танка Т-14. Которые должны были бы уже завершиться.

Однако не вполне понятно, хватит ли и 2020 года для их завершения. В декабре 2019 года Алексей Криворучко, пытаясь быть максимально оптимистичным, тем не менее, сообщил настораживающие подробности данного затянувшегося процесса: «Не буду скрывать, что работы по доводке новейших образцов бронетанковой техники и вооружения несколько затянулись, но в уходящем году успешно завершены предварительные и государственные испытания целой линейки новой техники. Завершены предварительные испытания танка Т-14 и боевой машины пехоты Т-15 на базе унифицированной межвидовой тяжёлой гусеничной платформы с задним и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В ближайшие месяц-два мы ожидаем получить первую партию из 5 машин, которые также подключим к госиспытаниям для их скорейшего завершения».

В чем причина столь катастрофического пикирования? Их две. Неготовность производственных мощностей к серьезным поставкам. И настороженное отношение военных к новой машине.

Основная создающаяся мощность для производства машин на базе платформы «Армата» — механосборочный цех № 120. На его строительство в 2013 году было выделено более 7 млрд. рублей. В том же году и начали рыть котлован под фундамент. Однако взаимоотношения между заказчиком и исполнителем работ не сложились. Генподрядчик долгие годы пытался выбить из Уралвагонзавода 190 млн. рублей, поскольку выполненные работы были оплачены не в полном объеме. Стройка вперед продвигалась с черепашьей скоростью. В конце концов, у Уралвагонзавода сложилась такая репутация, что никто не желал с ним связываться. Например, никто не брался произвести реконструкцию гальванического цеха стоимостью 600 млн. рублей, хоть пять раз и объявлялся тендер.

Строительство цеха продолжалось в рваном темпе. Дважды с него уходили строители, и дважды объект консервировался. Цех № 120 должны запустить в 2020 году (по сильно скорректированным планам). Однако эксперты считают, что и этот срок нереален, поскольку объем выполненных работ незначителен. Более того, не вполне понятно, что в результате будет построено. Внеплановая проверка, которую в декабре провел департамент Госжилстройнадзора Свердловской области, показала, что строительство механосборочного цеха ведется с серьезными расхождениями от проектной документации.

А теперь о том, что же настораживает военных в конструкции танка Т-14. Вполне понятно, что это инсайдерская информация, ее распространители остаются инкогнито. Довольно неоднозначная информация поступала о том, что экипаж танка, расположенный в бронекапсуле, может «ослепнуть» на поле боя. Дело в том, что визуальная информация и для обзора, и для прицеливания поступает в капсулу от оптико-электронных устройств, т.е. от камер, оснащенных оптикой. Высказывались опасения, что эти камеры могут быть выведены из строя осколками или пулями. Эту тему даже подхватил Порошенко, заявив, что у ВСУ есть снайперская винтовка для отстрела «Армат».

Однако конструкторы «успокоили общественность», заявив о наличии бронешторок, обладающих рекордным временем реакции.

Существует заминка и с готовностью боеприпасов для новой пушки 2А82 калибра 125 мм. Это прежде не использовавшиеся бронебойные подкалиберные снаряды с увеличенной длиной ударного сердечника, а также программируемые снаряды с подрывом на траектории полета.

Куда более непонятная история произошла с силовой установкой. В начале десятых годов на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) начал производиться предназначенный для перспективных машин четырехтактный, Х-образный, 12-цилиндровый дизельный турбопоршневой двигатель А-85−3А, мощностью 1500 л.с., разработки челябинского ГСКБ «Трансдизель» (входит в ЧТЗ). (У него есть еще и такие обозначения — 12Н360 и 2В-12−3А). И его начали внедрять в конструкцию «Арматы».

Читайте также
Авианосец «Ульяновск» тряхнет стариной, чтобы бросить вызов ВМС США Авианосец «Ульяновск» тряхнет стариной, чтобы бросить вызов ВМС США Через десять лет у «Адмирала Кузнецова» появится товарищ по оружию

В ходе испытаний недостатки на нем не были выявлены. В общем, до форума «Армия-2019» А-85−3А считался лучшим отечественным двигателем, предназначенным для бронетехники. Однако на форуме вдруг заговорили, что «анализ характеристик и конструктивного облика двигателей ЧТЗ показывает, что 2В-12−3А уступает зарубежным аналогам по топливной экономичности, ресурсу, расходу масла, удельной теплоотдаче и другим важным показателям». И что его необходимо заменить.

В качестве замены был предложен дизельный двигатель 12ТВ373Ч («Чайка»). Он должен был быть готов на ЧТЗ в конце 2017 года. Однако сведений о том, когда же челябинцы доведут разработку до ума, не видно. И это не удивительно, поскольку многочисленные кредиторы добиваются банкротства ЧТЗ. Завод, включая и разрабатывающее двигатели КБ, переведен на неполный рабочий день. А в конце прошлого года были уволены 130 человек.

Есть и еще один вариант замены синицы в руках на журавля в небе. Тугаевский моторный завод (Ярославская обл.) в начале прошлого года приступил к созданию семейства высокооборотных дизельных двигателей ЯМЗ-880 мощностью от 400 л.с. до 1800 л.с.

Исходя из вышесказанного, полностью готовый танк Т-14 с новым двигателем, как считают эксперты, может появиться в 2023 году. Ну а сейчас, продолжатся испытания со старой силовой установкой по доводке прочих более быстро устранимых недочетов. И можно ожидать, что в 2021 году небольшая партия танков со старым дизелем А-85−3А будет передана в Таманскую мотострелковую дивизию для опытной эксплуатации. Помимо двигателя в танке много чего, более сложного, что можно испытывать. Если говорить по большому счету, танк, действительно, опередил свое время.


Военное обозрение: Оружие, которым гордится Кремль, попало в засаду

Военные новости: Стало известно, когда в России появятся бомбардировщики нового поколения

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Иван Капустянский

Ведущий аналитик Forex Optimum

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article