Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Почему «Булава» утопила проект «Барк»

В чем наша ракета уступает «Трайдент-2», а в чем превосходит

12036

Минувшей осенью разгорелись дебаты относительно того, способна ли новейшая стратегическая подводная лодка «Борей» производить пуск баллистической ракеты «Булава», находясь в приполярных широтах под толщей льда. Было заявлено, что лодке после получения команды «Пуск» необходимо будет отыскать полынью, на что может уйти несколько дней. Ни ракета не способна пробить 2-метровую толщу льда, ни «Борей» не может проломить его своим корпусом при всплытии.

В публикации газеты «Известия» рассеиваются опасения относительно того, что российский стратегический подводный флот не сможет в нужный час исполнить свое боевое предназначение по применению ядерного оружия.

Источники газеты в Министерстве обороны рассказали о том, что атомные подводные крейсера с баллистическими ракетами будут оснащены неуправляемыми реактивными снарядами, которые перед запуском ракет будут пробивать во льду полыньи необходимого диаметра. В качестве экспертного мнения «Известия» приводят слова кандидата технических наук, контр-адмирала, Героя России Всеволода Хмырова: «Лед не должен быть помехой для выполнения команды о применении ядерного оружия».

Более того, реактивными снарядами будут оснащаться не только стратегические «Бореи», но и многоцелевые «Ясени», которые вооружены крылатыми ракетами с неядерной боевой частью.

Читайте также
Американский «стратег» потерял термоядерные бомбы В-52 ВВС США по боекомплекту приравняли к Ту-95 ВВС России

Надо сказать, что осеннее обвинение подводного флота в неспособности вести стрельбу из-подо льдов, следовало бы распространить не только на нынешний лодочный и ракетный состав ВМФ. Никогда раньше у Советского Союза, а затем и у России не было ракет, которые можно было бы запускать из-подо льда. Однако в боеготовности, в возможности экстренных пусков БРПЛ (баллистическая ракета подводной лодки) при нахождении лодок в любых широтах никто не сомневался. Процедуре пуска предшествовал разлом ледяного панциря подвсплывшей субмариной. Собственно, и нынешние «Бореи» способны это делать.

Хоть, конечно, использование реактивных снарядов — дело более «технологичное», не требующее больших энергетических и временных затрат.

Однако в нулевые годы в России могла появиться БРПЛ, которая была способна самостоятельно пробивать толщу льда. И она могла стать третьей отечественной твердотопливной ракетой для подводных лодок. Но ее место заняла «Булава». Все остальные, и их было значительное количество, — с жидкостными двигателями.

Советский Союз решил отказаться от использования жидкого топлива на подводном флоте в значительной степени потому, что его использование привело к целому ряду аварий, которые были бы невозможны в случае использования твердого смесевого топлива. Это были не только пожары, но и смертельные случаи при отравлениях высокотоксичными топливными компонентами.

Первый блин оказался комом. Дебютная твердотопливная ракета — Р-31 — создавалась в ленинградском КБ «Арсенал», знаменитом разработкой артиллерийского вооружения для ВМФ, с 1960 года по 1976 год. После четырех лет испытаний, в 1980 году, ракета была принята на вооружение. Характеристики Р-31 не выдерживали никакой критики.

Вполне понятно, что этих ракет было выпущено минимальное количество — 36. Под эту ракету была модернизирована атомная лодка К-140 проекта 667АМ «Навага-М». 20 ракет были израсходованы во время испытаний. 16 отстреляли в 1990 году, когда ракета была снята с вооружения, а лодку, которой было всего лишь 20 лет, отправили на металл.

Вторую твердотопливную делали уже на специализированном предприятии, занимавшемся разработкой именно БРПЛ, — миасском КБ машиностроения (ныне — КБ им. Макеева). Она получила индекс Р-39. Трехступенчатая ракета поистине громадных размеров была привязана к самой большой в мире лодке проекта 941 «Акула». На вооружение она была принята в 1984 году.

Это был большой шаг вперед по сравнению с Р-31. Дальность возросла до 8250 км, забрасываемый вес стал 2500 кг, а КВО — 500 м. Это было почти то же самое, что и у жидкостной ракеты Р-29 (предтеча знаменитой «Синевы»). Но от проходящей в то время испытания американской ракеты «Трайдент-2» Р39 все же отличалась не в лучшую сторону. Особенно по части точностных характеристик — КВО у «американки» было в 4 раза меньше при отсутствии GPS-коррекции, с GPS — в 5 раз.

Прорыв был совершен в значительной степени благодаря существенному увеличению габаритов и «начинки» ракеты, на фоне которой «Трайдент-2» заметно проигрывал. Именно поэтому длина лодки «Акула» достигла 172 м, ширина — 23,3 м, полное водоизмещение — 48 тыс. тонн. Но при этом куда менее крупная американская лодка «Огайо» вмещает в себя 24 ракеты «Трайдент-2», а «Акула» — 20 Р-39.

Но шесть прекрасных стратегических лодок «Акула», оснащенных ракетой Р-39, также (как и К-140) были обречены, поскольку в 1986 году было принято решение «догнать и перегнать Америку» по всем характеристикам твердотопливных ракет. В результате ни одна из них не стоит на вооружении ВМФ: 3 лодки разделаны на металл, две два года назад решено утилизировать, одна — «Дмитрий Донской» — стала чем-то вроде «плавающей лаборатории» для отработки ракет «Булава».

Принцип делать лодки под ракеты, а не ракеты под лодки, не пригодные для модернизации, принесли свои плоды. Сейчас вместо «Акул» третьего поколения российский стратегический подводный флот эксплуатирует лодки «Дельфин», принадлежащие ко второму поколению.

В 1986 году были приняты два постановления Совета министров СССР. О разработке комплекса Д-19УТТХ «Барк», и об ОКР по размещению Д-19УТТХ на модернизированных лодках «Акула-У».

Помимо существенного улучшения дальности, забрасываемого веса и точности новой ракеты, получившей название «Барк», именно ей было положено пробивать лед во время старта из «подледного» положения. Для чего ракета оснащалась амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС). У нее было несколько функций. Находящаяся в шахте ракета не опиралась о ее дно, а была подвешена за счет АРСС, установленной в головной части ракеты. Это предотвращало повреждение ракеты в штормовых условиях и при близком взрыве торпеды или глубинной бомбы. Была обеспечена герметичность шахты при открытых крышках шахт при подготовке к залповой стрельбе. АРСС пробивала лед за счет удара. Но при этом есть свидетельства экспертов, близких к КБ им. Макеева, относительно того, что толщина взламываемого льда была не столь и велика, то есть с двухметровой толщиной «Барк» мог бы и не справиться.

Но при этом все прочие параметры должны были удовлетворить подводников. Предполагалось, что забрасываемый вес должен был превысить 3 тонны, а дальность — 10 тыс. километров.

Однако ракета создавалась в критический период для нашей промышленности, экономики и флота. Финансирование работ было скудным. Помимо этого возникли проблемы с комплектующими, которые с 91-го года производились уже за пределами страны. Самая крупная проблема — твердое топливо, которое выпускалось на украинском предприятии, перепрофилированном на производство бытовой химии. Пришлось создавать свое, которое несколько уступало «советскому».

Но при этом планы на «Барк» были грандиозными. Предполагалось оснастить этой ракетой не только все шесть «Акул», но и перспективные лодки четвертого поколения «Борей». В связи с тем, что перспективная лодка существенно меньше «Акулы», на «Борей» предполагалось устанавливать 12 БРПЛ.

Читайте также
Проект МАИ: К Марсу Россия полетит «на бублике» Наши ученые предложили создать космический аппарат нового типа

Строительство ракет в темпе 3−5 единиц в год началось в 1992 году. К середине десятилетия темп выпуска упал до одной ракеты в 3−4 года. К 1997 году были проведены 3 летных испытания, все они оказались неудачными. Программа испытаний требовала проведения еще как минимум 8-и пусков. На что могло уйти до 20 лет. В связи и с этой особенностью графика изготовления ракет, и с чрезвычайно скудным финансированием, и с не до конца решенной проблемой с топливом проект «Барк» было решено закрыть.

Московский институт теплотехники, специализировавшийся на баллистических ракетах наземного базирования (шахтного и мобильного) получил контракт на разработку БРПЛ «Булава» для перспективных лодок проекта 955 «Борей».

Эту ракету много критиковали. Она уступает «Трайденту-2» и по дальности (9300 км — 11300 км), и по забрасываемому весу (11150 кг — 2800 кг), и по мощности боевых блоков (6×150 кт — 8×475 кт), и по КВО (250 м — 90−120 м). Однако обладает и одним очень важным достоинством. «Трайдент-2» имеет только один механизм преодоления противоракетной обороны противника — разделяющиеся головные части индивидуального наведения (РГЧ ИН). У «Булавы» значительно выше вероятность преодоления ПРО. Ракета имеет короткий активный участок (когда работают маршевые двигатели) и настильную траекторию, что существенно снижает шансы противника на ее перехват. Помимо этого есть и РГЧ ИН. Но при этом отделившиеся головные части маневрируют в полете, благодаря чему имеют существенно больше шансов, чем ГЧ «Трайдента-2», достичь цель.


Военное обозрение: Американский «стратег» потерял термоядерные бомбы

Военные новости: Американский адмирал: учитесь обороне у России

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня