Лишив в качестве наказания Турцию истребителей пятого поколения F-35, которая вопреки окрикам из Вашингтона всё-таки предпочла американским Patriot российские зенитные ракетные системы С-400, США невольно столкнулись с проблемой «лежалого товара». А куда, собственно, девать этот неликвид в виде уже находящихся в стадии производства весьма дорогостоящих самолетов? Но американцы умеют считать деньги и делать бизнес с бульдожьей хваткой, поэтому выход нашли — F-35 продали Польше.
Варшава несказанно обрадовалась, тем более, что получила существенную скидку — заплатила за 32 истребителя 4,6 миллиарда долларов — на 1,9 млрд. меньше, чем предусматривалось ранее. Несложный подсчет позволяет высчитать цену за единицу — 144 миллиона долларов (практически по цене самого дорогого в мире истребителя F-22 Raptor — 146 млн. долларов). Это при том, что стоимость F-35 заметно снизилась за последние годы от изначальной. Например, в 2018 году заключенный Минобороны США с компанией-производителем Lockheed Martin контракт на поставку 141 самолета был оценен 11,5 миллиарда долларов (81,5 миллиона за штуку). Ладно, это своим. А вот по контракту с Министерством обороны Японии с закупками F-35А в 2019 году (предполагалась закупка 27 боевых машин) цена равнялась 107 миллионов долларов.
Получается, что полякам действительно сделали «существенную скидку» продав F-35 по 144 миллиона долларов. Правда, в соглашение с Польшей по поставкам американских истребителей входит также обучение пилотов, поставки симуляторов и логистическая поддержка. Всё равно при «накрутке» в 1,2 млрд. долларов на контракте в 32 самолета, это не совсем удачное приобретение, тем более для поляков, которые слывут знатными торгашами.
Но с США особо не поспоришь, тем более что правила игры во взаимоотношениях Варшавы и Вашингтона диктуют именно последняя сторона. Предполагается, что первые истребители в рамках контракта будут произведены в 2024 году, а в 2026-м ВВС Польши приступят к полноценной эксплуатации F-35.
На церемонию подписания соглашения с США на приобретение 32 истребителей пятого поколения F-35, которая состоялась 31 января на аэродроме авиабазы в Демблине, собралась вся польская знать. Прибыли польский президент Анджей Дуда, премьер-министр страны Матеуш Моравецки, министр обороны Польши Мариуш Блащак (ярый сторонник увеличения численности американского контингента на территории страны). Понятно, что подчеркивалась важность этого события для польской военной авиации, а также для безопасности страны и Восточной Европы. Моравецки особо отметил, что закупка истребителей поможет Польше «избавиться от российской тени, которая доминировала над этой частью Европы». То есть надо это так понимать, что если говорить об угрозах уже не эффективно, то можно ссылаться лишь на «тень».
В Польше считают, что последние 30 лет Sily Zbrojne находятся «в зависимости от российского вооружения», однако после подписания контракта по F-35 эта зависимость исчезнет. ВВС Польши (Wojska Lotnicze) в части истребительной авиации действительно представлены МиГ-29А (26 плюс 6 учебных) и Су-22М4К (12 плюс 6 учебных), которые были модернизированы и находятся в боевом строю. Американское крыло состоит из многофункциональных легких истребителей четвертого поколения F-16C и F-16D (36 плюс 12 учебных), которые поставлялись с 2006 года. То есть здесь существует некий паритет воздушного парка между машинами двух стран — России и США, но сейчас чаша весов склонилась в американскую сторону. При этом поляки говорят о том, что МиГ -29 будут снимать с вооружения ВВС лишь по мере поступления F-35.
США одобрили продажу Польше 32 истребителей F-35 в сентябре прошлого года. В Пентагоне тогда уточнили, что поставка этих самолетов даст полякам «значимый оборонный потенциал для отражения агрессии в регионе и обеспечит принцип оперативной совместимости с вооруженными силами США». Варшава давно просила у Вашингтона F-35, но разрешение получила лишь после срыва турецкого контракта по истребителю пятого поколения. Польше сразу озвучили «счетчик» в 6,7 миллиарда за 32 самолета, но она взвыла от непомерной суммы и тогда получила «скидку».
— Американская программа по «проникновению» — скорее, это банальные продажи, терпит явный крах, из запланированных более трех тысяч F-35 выпущено около 380 машин, — говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. — Вспомним, что Турция заказывала у США 100 истребителей F-35, из которых успела получить 5 машин, три из которых находятся в США для обучения пилотов (программа свернута). Турецкий президент Эрдоган сейчас требует вернуть либо самолеты, либо деньги. «Недоложили» американцы истребителей и другим странам. Израиль, например, вместо ожидаемых 33 F-35 получил лишь 14, у Австралии из запланированных 100 — пока только 10, Япония получила 4 истребителя (один потерян в апреле 2019 года), еще 9 заказала и планирует самостоятельно произвести 38 F-35 на заводах компании Mitsubishi.
Готова отказаться от американских истребителей F-35 Великобритания из-за нехватки средств в бюджете оборонного ведомства страны (в наличии 15 из запланированных 138). Этой же проблемой озадачена и Италия (есть 10 из 120), где считают необходимым детально разобраться с пунктами контракта 2012 года на покупку истребителей на сумму в 14 миллиардов евро. Дорогой получается американская «игрушка» для Европы.
Полностью отказалась от американских F-35 Германия, которая продолжает совместные с Францией разработки нового истребителя по системе FCAS (Future Combat Air System — «Воздушная боевая система будущего»), который претендует уже на шестое поколение боевых самолетов. Очевидно, что германо-французский тандем по созданию нового боевого самолета направлен на дальнейшую интеграцию промышленных возможностей в сфере ВПК с целью достижения стратегической независимости от США. Приобретение F-35 в эту схему не вписывается.
Подобные «потери» в продажах F-35 могут стоить США замораживанию всей программы производства этих самолетов, которые к тому же далеки от совершенства. А тут подвернулась Польша, со своими страхами российской «тени», готовая выложить кругленькую сумму за военное покровительство США. Вероятно, что Латвия, Литва и Эстония, которые тоже дрожат от российского соседства, поучаствовали бы в американских продажах F-35, но бюджета этим странам на такие игрушки не хватает.
Вашингтон неслучайно в качестве покупателя выбрал именно Варшаву, зная, что лишь у панов злотые в кармане имеются. И вот вопрос — получит ли Польша вожделенные американские истребители в оговоренные сроки или, если судить по поставкам F-35 в другие страны-партнеры США, еще долго будет летать на МиГ-29?
Военное обозрение: Гонка за «Авангардом» Путина: «Локхид Мартин» переходит от слов к делу
Военные новости: Чудо-оружие у Путина уже есть: в НАТО озадачены выросшей военной мощью России